Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Услуга одним кликом

С каждым годом увеличивается число государственных услуг в цифровом формате. Сегодня не выходя из дома или не покидая рабочего места можно заказать любую справку, оформить документ – и все это, не тратя драгоценного времени на походы по многочисленным инстанциям. Век цифровых технологий приносит свои преимущества, главное – уметь ими пользоваться.[box type=»shadow» ]Двадцать минут для прописки
Процедура онлайн-регистрации по месту жительства проводится на портале е-правительства. Теперь, чтобы получить прописку, потребуется чуть больше 20 минут. Кроме того, благодаря изменениям в Налоговом кодексе Казахстана за регистрацию больше не нужно оплачивать госпошлину.
Госпошлина оплачивалась в размере 10% от МРП. Раньше при регистрации прописки нужно было непосредственно обращаться в офис госкорпорации «Правительство для граждан», где сотрудник миграционной службы проводил запись данных о регистрации на чип удостоверения личности.
С прошлого года процедуру регистрации по месту жительства на портале значительно упростили. Теперь, после авторизации на Egov.kz, желающий прописаться подает заявку, которую собственник жилья подтверждает с помощью своей ЭЦП. Обработка заявки занимает около 10 минут, после чего можно заказать адресную справку уже с новыми регистрационными данными.[/box]
И, похоже, бумажная бюрократия, действительно, сводится к нулю. По крайней мере еще три года, и население благополучно забудет о том, каким трудом добывался тот или иной документ и какое чувство смятения возникало в момент, когда тебе заявляли о необходимости предоставить в краткие сроки какую-нибудь справку. Достаточно вспомнить ажиотаж, когда внезапно все школы запросили у детей ИИНы, которых у большинства учеников попросту не было. Номер выдавался в ЦОНах, поэтому столпотворение и нервотрепка вызвали оправданное возмущение родителей. Сегодня вопрос получения любой справки или документа можно решить максимум за полчаса, причем не выходя из дома. Цифровые технологии изменили механизм предоставления многих услуг.
Да, портал электронного правительства Еgov.kz существенно облегчил жизнь населения. Чтобы получить ту же цифровую подпись (ЭЦП), приходилось раз в год обращаться в ЦОН. Да и чтобы активировать ЭЦП, многие вынуждены обращаться за помощью. Теперь же доступ к электронным госуслугам можно получить не только через стационарный компьютер, но и через смартфон либо планшет. Помочь в этом сможет мобильное приложение Egov.kz.
Какие госуслуги доступны через это мобильное приложение, рассказала пресс-секретарь филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» Асель Мустафина.[box type=»shadow» ]Цифры и факты
Свыше 80% госуслуг в области оказывается в электронном формате. В Народной канцелярии оказывается 621 госуслуга.
Через портал электронного правительства Е-gov.kz можно заказать 506 видов госуслуг.
Через мобильное приложение можно получить 52 госуслуги без применения ЭЦП.[/box]

Инструкция к применению
Приложение Еgov.kz доступно для пользователей смартфонов. Чтобы установить его, необходимо зарегистрироваться в базе мобильных граждан, то есть привязать свой номер телефона в личном кабинете портала Egov.kz и осуществить запуск бота в мессенджере Telegram на своем гаджете.
Скачивают его в Play Маркет. К слову, зарегистрироваться можно посредством смартфона, а также на портале электронного правительства или через Народную канцелярию.
После активации приложения пользователю станут доступны многие услуги. Для получения услуги достаточно указать номер своего ИИНа и запросить одноразовый пароль. Полученную справку можно перенаправить на электронную почту и после распечатать.
Оценить возможности мобильного приложения решила и корреспондент «АВ».
Мобильное приложение Еgov.kz загружено на смартфон. После регистрации в самом приложении открывается страница с моими личными данными. Знакомство с работой приложения начинаем с нажатия на графу «Одноразовый пароль». Далее нужно набрать свой номер телефона, установить галочку напротив слов «Принять пользовательское соглашение» и нажать на «Получить код». Код активации приходит СМС-сообщением, вводим его, и на странице выплывают окна с перечислением сфер, услугами которых мы можем воспользоваться.[box type=»shadow» ]К сведению
В центре цифровых услуг при Народной канцелярии есть кабинка видеообращений, посредством которой в режиме онлайн можно пообщаться с любым министром, акимом и руководителем госучреждения на региональном уровне. Достаточно оставить запрос, и высокопоставленный чиновник назначит вам время для аудиенции.[/box]

Справка через смартфон
К слову, воспользоваться некоторыми госуслугами можно и без авторизации в приложении. Так, к примеру, в режиме «Гость» в разделе «Доступные услуги» можно просмотреть номер очереди на жилье из госжилфонда либо номер очереди в детсад. Также проверить статус индивидуального предпринимателя, срок прохождения техосмотра, наличие запрета на выезд за рубеж по реестру должников и реестру должников по исполнительным производствам, уточнить и произвести оплату налоговой задолженности, пополнить депозитный или кредитный счет в ЖССБК. Кстати, здесь же можно забронировать очередь на посещение госкорпорации.
В личном кабинете в приложении представлена информация об адресе прописки, имеющейся недвижимости, автомобиле, зарегистрированных штрафах за нарушение ПДД и др.
В разделе «Timeline» сохранены сведения из биографии пользователя, указанные на портале электронного правительства.
Еще раз повторюсь, что для просмотра полного содержания разделов личного кабинета необходимо произвести вход по одноразовому паролю. Также можно воспользоваться и ЭЦП, которая переносится в память смартфона.
В каталоге услуг представлено более 80 различных сервисов. Среди них:
– получение адресной справки, справки о пенсионных отчислениях, об отсутствии судимости или недвижимости;
– узнать об уведомлениях о штрафах за нарушение ПДД, о включении в Реестр должников;
– также можно просмотреть очередь в детсад, на жилье, получить информацию об истечении срока техосмотра автомобиля, о наличии налоговой задолженности;
– просмотреть информацию о состоянии пенсионных накоплений (с учетом инвестиционного дохода) вкладчика (получателя) единого накопительного пенсионного фонда;
– получить справку о рождении, заключении брака, о зарегистрированном юридическом лице, филиале или представительстве, справку по залогу движимого имущества, не подлежащего обязательной государственной регистрации, о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество и его технических характеристиках и многое другое;
– предоставляется информация о принадлежности земельного участка;
– можно также прикрепиться к медорганизации, записаться на прием к участковому врачу, получить справки об отсутствии/наличии заболевания из психоневрологического или наркодиспансера и др.;
– подать электронное заявление на регистрацию брака, на изготовление удостоверения личности, получить информацию о подтверждении инвалидности и отказе в назначении пособий на рождение ребенка и по уходу за ребенком по достижении им возраста одного года;
– оставить заявку на перерегистрацию авто и оформление номера машины, заменить водительское удостоверение без посещения автоЦОНа.
Через приложение можно совершать платежи за мобильную связь, коммунальные услуги, оплачивать налоги, штрафы, госпошлины. По встроенной карте просмотреть локацию ближайших госучреждений, нотариусов, детсадов, аптек и других объектов.
Кстати, мы воспользовались предоставленной возможностью и за 20 минут оформили справку об отсутствии заболевания туберкулезом, а также проверили очередь в детсад. Приложение отлично работает, правда, только в рабочие часы, и помогает экономить время, которого сегодня так катастрофически не хватает.
P.S. В Народной канцелярии можно пройти ликбез по овладению цифровыми услугами.

Айжан ШАУКУЛОВА

Фото Аслана МУСЕНОВА

Колонка "Взгляд"