Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Услышать каждого

Ветеран образования, работавшая в школе для детей с нарушением слуха со дня ее основания, первой в стране начала вести уроки на казахском языке. Алия Мусеева – автор первого учебника на государственном языке для школ подобного типа.

Обычная биография
Не так давно состоялось очередное вручение аттестатов зрелости выпускникам школы, где обучаются дети с нарушением слуха и зрения. Официально это учебное заведение называется Актюбинский областной специальный комплекс «Школа-интернат-колледж» для детей с нарушением слуха и зрения. Вместе со своими выпускниками с родной школой попрощалась и ее старейший педагог Алия Мусеева, уходящая на заслуженный отдых.
Торжественных мероприятий, как и праздничной церемонии вручения аттестатов, по понятным причинам, не было. Но все пять выпускников Алии Мусеевой пришли в этот день в школу, чтобы еще раз обнять, тепло поблагодарить любимого педагога, пожелать ей долгих лет жизни и здоровья.
Алия Мажитовна особой разговорчивостью, особенно когда это касается просьб рассказать о себе, не отличается. Но о любимой работе, детях, школе, которой она отдала более тридцати лет жизни, может говорить часами, с охотой рассказывает о профессии.
Ее биография ничем особенным от поколения советской поры не отличается. Родилась в селе Хобда, училась в педагогическом институте в Актюбинске, после окончания которого начала работать в городском детском садике. В 1989 году ее жизнь круто изменилась после того, как она по собственному желанию перевелась в открывшуюся спецшколу для детей с нарушением слуха.
Основателем ее по праву считается Канеш Аманжуров, который ранее возглавлял специализированную школу в селе Яйсан. Именно он несколько лет вел подготовку к строительству в Актобе оборудованной всем необходимым школы. Для этого побывал в Санкт-Петербурге, где тщательно ознакомился с процессом, методиками преподавания российских коллег и привез из северной столицы России чертежи здания. Так, благодаря стараниям влюбленного в свое дело ее первого директора, в 1989 году в Актобе появилась современная специальная (коррекционная) школа-интернат-колледж для детей с нарушением слуха.
К слову, 92-летний ветеран образования скончался месяц назад, и самым большим огорчением для Алии Мусеевой стало то, что она не смогла проводить в последний путь любимого учителя.
— Преподавательский состав был внушительный, – вспоминает Алия Мажитовна. – Мне было 28 лет, и по сравнению с маститыми учителями, за плечами которых годы педагогической деятельности, я чувствовала себя школьницей.
[box type=»shadow» ]В областной школе-интернат-колледже функционируют 2 группы дошкольного образования, 21 класс-комплект и 3 группы колледжа.
Имеется более 20 учебных кабинетов, оборудованных специальной новейшей звукоусиливающей аппаратурой. В 10 кабинетах для индивидуальных занятий установлены компьютерные программы – логопедические тренажеры «Дельфа 142.1», «Эдуплей».
Просторные помещения для занятий хореографией, кабинеты технологии и ИЗО, информатики, библиотека, спортзал, столовая, актовый зал, кинозал, сенсорная, «мягкая» комнаты, мастерские (швейная, парикмахерская, кулинария, по ручному труду), кабинет для физиопроцедур, два помещения для организации досуга детей, медицинский блок, спальный корпус, детская игровая площадка, спортивная площадка, прачечная.
[/box]
Особое задание
Школа была особенной не только потому, что здесь учились дети с нарушением слуха. Многие из них в силу разных причин далеко отстали в развитии от сверстников. И это требовало от сотрудников, начиная от нянек, осбого внимания к каждому обитателю школы-интерната.
— Ты молодая, энергичная, далека от закостенелых штампов педагогики. Думаю, потянешь, – сделал Алие Мусеевой неожиданное предложение директор школы, в первый же день вызвавший ее в кабинет. – Надо переводить преподавание на казахский язык обучения, а поскольку весь педсостав у нас русскоязычный, поручаю это тебе.
Коллеги, все годы учившие детей на русском языке, отнеслись к идее директора совершенно равнодушно, если не сказать больше. Поэтому ждать помощи от них молодому специалисту не имело смысла. Но она оказалась не из робкого десятка. Чувствуя поддержку директора, смело приступила к новому делу. Начала с того, что в первую очередь выучила язык жестов и очень скоро свободно им владела. В этом помогали ученики, которые полюбили ее с первого дня. Но возникла другая трудность. Не было никакой, адаптированной под казахский язык обучения, методики преподавания для особенных детей. Честно говоря, в начале нашей независимости не было даже какой-либо научно разработанной специальной казахской учебной литературы.

[box type=»shadow» ]В школе культивируются легкая атлетика, борьба, волейбол, футбол. Организовано 10 кружков (декоративно-прикладное искусство, 2 танцевальных, 3 спортивных,2 театральных, «Разноцветный мир» , «Жестовое пение»). Учащиеся добиваются высоких показателей на городских, областных, республиканских и международных конкурсах и соревнованиях.[/box]
— С этим я как-то справилась, писала и рисовала по ночам самодельные брошюры, вырезая и вклеивая цветные картинки из детских книжек, – вспоминает педагог. – Первое время просто переводила на казахский язык уроки русскоязычных коллег. Если, к примеру, на предыдущем уроке одна из учительниц рассказывала детям об устройстве земного шара, природе, я тут же переводила это на казахский язык, но при этом обязательно добавляла в урок что-то свое.
Таким дополнением стали рассказы учительницы о национальных обычаях, исторических героях казахской степи. Девочки на уроках Алии знакомились с национальными женскими нарядами, свадебными обрядами, мальчики с большим увлечением изучали традиции воинской и повседневной жизни джигитов. Очень скоро все воспитанники школы с большим нетерпением ждали уроков Алии апай, как они стали ее называть.
[box type=»shadow» ]Всего подготовлено 28 парикмахеров, 16 швей, 25 мастеров по ремонту обуви. Более 20 выпускников получили средне-специальное и высшее образование в вузах Казахстана.[/box]
Писатель поневоле
Но самая большая трудность ждала впереди. Не было специальных учебников на казахском языке, по которым неслышащие дети могли бы обучаться. И здесь Алие Мусеевой тоже пришлось выходить из положения собственными силами.
— К тому времени у меня уже собралось внушительное количество самодельных брошюр, – делится ветеран педагогики. – Однажды вечером, перебирая их, я вдруг пришла к мысли, что на основе этих материалов надо издать специальный учебник для особенных детей.
Появившись однажды, эта мысль уже не покидала ее. Она тщательно выбирала все важное и нужное из тех брошюр, дописывала то, что ей по собственному опыту оказывалось необходимым в процессе преподавания, опять выискивала в детских книжках о географии, истории, сказках цветные картинки, нужные для иллюстраций, и старательно вклеивала их в альбом, с каждым днем приобретавший основательный вид. Наконец, спустя год, она вписала последнее предложение, завершающее ее титанический труд.
— Вот. Хочу, чтобы вы отпечатали десять экземпляров. Сколько это будет стоить? – положила она на стол перед хозяином одной из частных типографий пухлую картонную папку-скоросшиватель.
На обложке, сквозь густо закрашенный фломастером прямоугольник, явствено читалось – «Дело №». Внизу, на полях, тем же фломастером старательно было выведено название – «Ана тілі».
— Это что? – спросил издатель, с удивлением взглянувший сначала на бумажную гору, а затем, уже с опаской, на странную посетительницу.
— Учебник для детей с нарушением слуха, – преодолевая волнение, ответила она. – Так сколько это будет стоить?
Когда он назвал цену, она, не сдержавшись, ахнула, это была ее месячная зарплата.
— Печатайте, – решительно произнесла Алия.
Здесь необходимо объяснить, чего ей стоило издание собственной книги. Это были действительно огромные для нее деньги. Несколько лет назад, понимая, что ей как воздух необходимы новые знания, Алия Мажитовна сдала документы на заочное отделение пединститута, чтобы выучиться на педагога-дефектолога. Уже через год пришло уведомление о том, что ее отчислили из-за задолженности за учебу. Скромной зарплаты на вуз не хватало, она просто пришла к тогдашнему проректору Константину Цхаю и все объяснила. Ее в порядке исключения восстановили.

[box type=»shadow» ]80 процентов учителей имеют высшую квалификационную категорию. Три преподавателя школы занесены в международную энциклопедию «Лучшие в образовании». Международная Академия Наук Педагогики и Инновационных Технологий признала работу школы лучшей в Казахстане в 2017 году.
[/box]
По изданному учебнику Алия и ее коллеги преподавали детям многие годы. То, что издавалось в столице и затем распространялось по регионам, совершенно не подходило.
— Это же специфика, и ее надо знать изнутри, – уверена Алия Мажитовна. – Долгие годы за учебники для особенных детей брались люди, совершенно не знающие специфических особенностей, не имеющие практического опыта.
Правоту ее слов подтверждает то, что ее коллеги из Уральска, Атырау, Актау и других городов страны, приезжающие в Актобе на совещания и семинары, буквально становились в очередь с просьбой дать хотя бы один экземпляр учебника Мусеевой.
В этом году ветерану образования Алие Мусеевой исполняется 59 лет, и она твердо решила уйти на заслуженный отдых. На прошедшей неделе она в последний раз побывала в родных стенах, чтобы встретиться с коллегами и проводить в большую жизнь еще одну группу выпускников. Они тоже, несмотря на действующие ограничения, пришли, чтобы от всего сердца поблагодарить педагога, которая из года в год вела их по жизни, обучая добру, прививая любовь к родному языку и родине.
Санат РАШ

Фото из личного архива Алии МУСЕЕВОЙ

Колонка "Взгляд"