Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

В калейдоскопе радостей и проблем

Второй год 480 предприятий сферы культуры области работают онлайн или в режиме ограниченной наполняемости залов, но осознание активной жизни не покидает горожан, привыкших к посещению концертов или постановок. Накануне Дня работника культуры в своей Главной теме «АВ» выяснял, чем заняты и как живут люди, создающие наши праздники.

Держим кулачки!

«АВ» регулярно пишет о победах учреждений, творческих коллективов или отдельных артистов, и сегодня мы рады сообщить, что вместе с руководителем управления культуры, архивов и документации Алтынай Юнисовой (на фото) на фестиваль «Рухани қазына» в Боровое приглашены директор областного историко-краеведческого музея Мейрам Дуйсенгали, директор областной библиотеки имени С. Баишева Куралай Раймбаева, директор областной юношеской библиотеки имени С. Жиенбаева Гульжайнар Калдина и артисты вокальной группы «Шаттық» ДК слепых — ждем потрясающих новостей, ведь главное торжество с объявлением победителей состоится 21 мая.

Наша гордость

Трудно назвать профессиональный творческий коллектив области, не имеющий каких-то серьезных достижений. Труппа театра кукол «Алақай» авторитетна среди кукольников мирового уровня; актюбинский фестиваль экспериментальных театров «Балауса» открыл казахстанскому зрителю многие молодежные труппы; в самодеятельном ансамбле «Коляда» при этнокультурном объединении «Славяне» работает единственный в стране гусляр (Павел Маглели), победитель нескольких международных конкурсов — список долог.
Особая гордость актюбинцев — звезда мирового уровня Димаш Кудайберген, выпускник музыкального колледжа имени А. Жубанова, чей трудовой путь начался в филармонии имени Г. Жубановой. Тысячи его фан-клубов пропагандируют творчество талантливого парня из нашего города и культуру Казахстана. В 2018 году поступили предложения из Японии и Италии с приглашением преподавателя Димаша, ариста филармонии Марата Айтимова, на гастроли в эти страны. В зале «История и личность» областного историческо-краеведческого музея готовится экспозиция о Димаше Кудайбергене, на которой будет выставлена полная информация о его творчестве, личные вещи, подарки фанатов. А в преддверии дня рождения звезды в учреждениях культуры запланированы видеопоздравления, онлайн-встречи с представителями фан-клубов, другие мероприятия. Необходимо добавить, что с подачи Димаша в Актобе стал проходить фестиваль «Bakytty bala», открытием которого в 2019 году стала еще одна восходящая казахстанская звезда — Ержан Максим.
Отдельное слово о Казахском камерном хоре филармонии имени Газизы Жубановой, неоднократном победителе певческих состязаний. В нынешнем году хор ждали в Вернигероде (Германия) на XII международном фестивале имени Иоганнеса Брамса, и из облбюджета были выделены средства на поездку. Пандемия отодвинула форум на два года, а коллектив пригласили на другой конкурс (в более безопасный регион). В связи с бюрократическими условностями переадресовать бюджетный расход невозможно, и один из лучших хоров страны пока доступен поклонникам этого вида искусства только онлайн. Пока отменяется и его запись на алматинской студии. Всему причиной пандемия…
Одним из серьезных достижений 2021 года нужно назвать работу команды реставраторов областного историко-краеведческого музея, а именно реконструкцию образа сарматского вождя, найденного в 2019 году в царском кургане могильника Таскопа-I в Темирском районе. Археологические исследования, проводившиеся в рамках программы «Сакральная география Актюбинской области», завершились тем, что у Актобе теперь есть свой Золотой человек.
Также в нынешнем году солист областной филармонии Ибрагим Амин завоевал Гран-при международного онлайн-конкурса «World of classics», посвященного 180-летию Антонина Дворжака в Чехии, а артистка оркестра казахских народных инструментов имени А. Жубанова Анар Кабдымананова стала лауреатом I степени в номинации «instrumental» международного фестиваля-конкурса Fiestalonia Milenio (Испания).
Конечно, все коллективы и их показатели перечислить нереально, но поздравить с профессиональным праздником и поблагодарить за мастерство хочется каждый коллектив и каждого артиста лично.

Публика вдохновляет

Впервые в Актобе в театре сатиры «Екі езу» ставится музыкальный спектакль «Сыған серенадасы» по пьесе Исраила Сапарбая.
— В нем задействовано около 80 человек: актеры «Екі езу», артисты Казахского камерного хора, ансамбля казахского танца «Аққу», солисты филармонии и камерный оркестр под управлением Али Ермекбаева, — рассказывает худрук театра сатиры Нурлыбек Жубаткан. — Все мы делаем вживую: в зале играет оркестр, никакого минуса, тем более фонограммы.
Артист Казахского камерного хора Нуржан Каражанов, исполняющий роль Шамши Калдаякова, признался, что сначала испугался огромного текста:
— Но потом вспомнил, сколько песен Шамши знаю, и успокоился. Драма композитора известна всем поклонникам его таланта, и ее я тоже боялся, но потом понял, что спектакль о том, как творчество выводит человека из депрессии, и это нужно показать зрителю.
Выпускница факультета эстрадного искусства КазНУИ имени Т. Жургенова, солистка филармонии имени Г. Жубановой Алина Оспанова признается, что над образом ей работается вполне комфортно:
— Главная женская роль — юной Изольды — мой первый драматический опыт. И хотя характер персонажа соответствует моей натуре (мы обе дерзкие), входила в роль непросто. Но помогли знания актерского мастерства и сценической речи, полученные в академии. Песню «Сыған серенадасы» люблю и пою с детства, но только сейчас поняла, о чем она: о значении вдохновения для любого творческого человека, о поисках музы.
Режиссера Сырыма Аскарова актюбинцы помнят по постановке «Пегий пес, бегущий краем моря». В «Екі езу» алматинец работает с марта нынешнего года — по приглашению Нурлыбека Жубаткана.
— Опыт постановки музыкальных спектаклей у меня есть, и эта пьеса ставилась неоднократно в разных театрах Казахстана. А как по-другому при любви народа к Шамши? — рассказывает режиссер. — Думаю, зрителю понравится количество танцев и песен, как цыганских, так и казахских, и мы очень ждем актюбинцев на премьере 3 и 4 июня — знать вашу оценку для труппы очень важно. В планах — постановки других музыкальных спектаклей, тем более что потенциал в Актобе имеется.
Нурлыбек Жубаткан заметил, что пандемия творчеству не помеха:
— Особенно когда у тебя планов громадье. Дописываются 50 эстрадных миниатюр, которые в августе будут сняты и показаны на местном и республиканском телеканалах. Осенью юбилей у артиста Берика Нурмагамбетова — надеемся провести бенефис с полным залом. Привычка к аплодисментам и полному залу — единственная помеха нам во время карантина: чем больше народу, тем вдохновеннее наша игра.[divider]

 

Из Иргиза на родину Абая

В начале мая я в составе делегации иргизцев посетила родину Абая с целью установления долгосрочных отношений между двумя схожими по параметрам районами, подготовки и организации масштабного мероприятия.
Известно, что прадед великого Абая Иргизбай родился на берегу реки Иргиз, и мы вправе гордиться этим: наше село — колыбель прадеда человека, чье имя известно далеко за пределами Казахстана.
Увиденное в государственном историко-культурном заповеднике-музее Абая потрясло. Этот музей отремонтировали к 175-летию поэта, провели огромную работу по пополнению материальной базы, оборудовали современными технологиями. Потряс 12-метровый памятник просветителю в центре города. Карауыл — районный центр, население всего 15 000 человек, но к 175-летию великого земляка жители района на собранные деньги построили очень красивую аллею с фонтаном и воздвигли тот самый памятник. Местные меценаты построили мечеть, которая издалека привлекает внимание золотыми минаретами.
Мы общались онлайн с Манатаем Балтакайулы, потомком Иргизбая в четвертом колене. Несмотря на преклонный возраст, Манатай ата активный общественник, имеет много титулов, награжден медалью «175-лет Абая», почетной грамотой Президента.
Также мы побывали на родине Мухтара Ауэзова — в селе Борлы и доме-музее писателя. После был Каскабулак, местность, где стоял аул Кунанбая и где бьет источник Абай бұлағы.
Здешняя природа покоряет великолепием: степь в буйной зелени, вдали манят величием Шынгыстау, родниковая вода — вкуснейшая. Комплекс в Каскабулаке выполнен в форме домбры Абая. Аллея знаменитых назиданий тоже поражает. Следующей нашей точкой стало урочище Акшокы, на территории которого находится семейный склеп Кунанбая и выстроен музей. Это некий портал, откровенно переносящий в прошлое: вот могила жесткого, властного, но справедливого бия Кунанбая; вот покоится Магауия — любимый сын Абая, ранивший сердце отца безвременным уходом; вот вечным сном спят братья, снохи Кунанбая. Посещение склепа напомнило строки Есенина:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

В музее Кунанбая выставлена богатая экспозиция. Вот печать волостного, нагрудной знак, официальное подтверждение губернатора о назначении, бюсты самого Кунанбая, его матери Зере, предметы обихода, конное снаряжение, утварь, украшения — все поражает красотой и неповторимостью.
После курс был на урочище Жидебай, где покоятся Абай и Шакарим. Любой человек испытывает необъяснимое волнение при посещении этого места, и мы не стали исключением.
При входе в комплекс надпись: «В этих мавзолеях захоронены Абай Кунанбайулы и его младший брат Оспан, а также Шакарим Кудайбердыулы и его сын Ахат». Одна только надпись перевернула мое сознание, появилось ощущение прикосновения к святая святых, перед глазами пронеслись картины из романа Мухтара Ауэзова «Путь Абая», я погрузилась в эйфорию. Внутри комплекса — музей, а между захоронениями амфитеатр, где ежегодно проводится республиканский конкурс чтецов. По ступенькам амфитеатра мы поднялись наверх и направились сначала в мавзолей Абая и Оспана. Из-за хорошей акустики слова Корана звучат фантастически красиво. То же самое — в мавзолее Шакарима и его сына. Недалеко находится могила бабушки Абая Зере и матери Улжан.
После был дом-музей, где в глаза бросилась знаменитая повозка Абая: хоть и в отличном состоянии, но садиться в нее нельзя.
Каждая комната музея — отдельная история. Вот кухня с печкой и двумя казанами, где готовилась еда для многочисленных гостей; вот кабинет Абая, и к столу, за которым писал Абай, я подхожу, боясь спугнуть звенящую атмосферу лиризма и торжественности. На столе чернильница с пером, лампа, адресованное Оспану письмо. Какое счастье, что я могу ощутить дыхание того времени! Возможно, дух поэта обитает в этих стенах и сопровождает нас по дому. Вот комнаты Дильды, Айгерим, Еркежан. Предметы мебели в них один лучше другого. Зеркала, украшения, одежда говорят о зажиточности и роскоши. В гостевой — стол, посуда из серебра и дерева, горы подушек, корпе. В общем зале висит домбра Абая, размещены его переводы.
Поездка прибавила мне счастья и уверенности в том, что запланированное на ближайшее время мероприятие пройдет на должном уровне, в сердца земляков добавит любви и вдохновения. Еще я уверена, что поездка, спланированная в рамках программы «Рухани жаңғыру», будет иметь духовный резонанс, а сотрудничество продолжится. Хочется сказать спасибо акиму Иргизского района Адилкерею Ауелбаеву за содействие в налаживании связей с родиной Абая.

Айымгуль ОРАЗЫМБЕТОВА,
руководитель Иргизского отдела культуры, развития языков, физической культуры и спорта[divider]

Над Главной темой работала Татьяна ВИНОГРАДОВА

Фото из архива «АВ»

 

Колонка "Взгляд"