Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

В поисках ИСТИНЫ

%d0%ba%d0%b5%d0%bd%d1%88%d0%b8%d0%bb%d0%b8%d0%ba_reswm

Доцент кафедры религиоведения ЕНУ имени Л. Гумилева Кеншилик Тышхан поделился с учителями города Актобе опытом преподавания данной дисциплины, а также ответил на насущные вопросы. В ходе поездки по нашей области у специалиста были встречи и со школьниками по личным вопросам.

Чрезмерная любовь
— Наша задача — не религиозное воспитание детей, а научить их религиозной грамотности, показать направление, а также помочь им отличить истинную религию от деструктивной, — отметил сразу столичный гость.
По его словам, духовность и взгляды человека могут меняться от многих факторов, в том числе от окружения, работы и социального статуса. И не мудрено, что есть опасность оказаться под влиянием радикальных групп.
— Родители настолько любят своих детей, что не хотят замечать в них проявляющиеся отрицательные черты. Даже тогда, когда они отказываются сесть за один дастархан из-за религиозного убеждения, — продолжает Кеншилик Тышхан. — Из-за чрезмерной любви они не хотят думать, что ребенок оказался на другом пути. В итоге страдает семья, а затем и общество. Принято говорить, что 80-84 процента радикалов безработные. Конечно, можно согласиться с этим, но здесь надо еще учесть, что приверженец нетрадиционной религии не будет учиться и работать в госучреждениях и для государства. По его убеждению, это харам. Оставшись без образования и работы, он будет слоняться, позже займется нелегальной торговлей, покинет дом, а потом и вовсе оставит родных, которые являются для него чужими согласно его вере.

Под прикрытием веры
В то же время ученый обратил внимание на еще один момент, когда подростки уходят в религию. В последнее время они начали прикрываться верой. К примеру, богобоязненный директор одной из столичных школ отпускал старшеклассников, просившихся на пятничный намаз, хотя знал, что нарушает учебный процесс. Но оказалось, что ребята шли не в мечеть, а в компьютерные клубы. Тем самым они просто пользовались верой педагога.
— Также надо напомнить детям, что когда незнакомый человек призывает их в религию, он вовсе не печется о вере или чистоте души, — предостерег актюбинских учителей специалист из Астаны. — Кстати, мы все время говорим о религии, точнее, о нетрадиционных течениях, и никак не затрагиваем другие негативные моменты общества. К сожалению, их тоже достаточно: те же социальные сети, преждевременная беременность, суицид, подкидыши и многое другое. И зачастую представители деструктивных течений в противовес говорят нам: «Вот смотрите, вокруг столько негатива, а вы зациклились на религии».
— Если школьница пришла на урок в платке, начинаем сразу осуждать, не замечая рядом девушку в мини-юбке. Почему-то мы полюбим девушку, одетую нараспашку, нежели прикрытую. А нельзя ли объяснить им, что из-за такой одежды она может простудиться, а затем оказаться и бесплодной. Что касается мальчишек, кроме коротких штанишек, они начали красить волосы или носить серьги. В этом плане педагог должен прививать детям элементарные общечеловеческие ценности, такие как вежливость, честность и другие, — убежден Кеншилик Тышхан.
Вместе с тем надо знать, что ответить напуганному радикализмом школьнику, который хочет верить в Аллаха, но не знает, какой путь ему выбрать. При затруднении религиовед советует учителям организовать встречу с местными специалистами — имамами мечетей и теологами.
Кстати, когда во время встречи со старшеклассниками одной из школ Актобе доцент кафедры религиоведения ЕНУ имени Л. Гумилева задал вопрос, кто верит в Бога, руку подняли все 100 процентов. На следующий вопрос «Назовите тогда требования Бога» ответили всего 3-4 ученика.
— Дети интересуются религией и хотят больше знать о ней. К примеру, здесь же ко мне обратился парень, который признался, что его вытеснили из круга друзей из-за того, что он не читает намаз. Другому подростку на религиозные вопросы не смогли ответить его родители, и ответы он начал искать в интернете. И снова родители были беспомощны: не смогли подсказать правильный источник юноше. И мы должны помочь таким детям, — призывает актюбинцев религиовед. — Кстати, верующий никогда не отвернется от своей веры, когда скажешь, что его религия неправильная. Не помогут и запреты. Ведь если даже заставим снять платок, она не снимет свой «внутренний» платок, оставаясь при своем убеждении. Поэтому взамен мы должны предложить альтернативу.
Кеншилик Тышхан считает, что это не только психологическая проблема, и для ее решения должна быть религиозная грамотность самих взрослых.
— Не обязательно для этого изучать арабский язык и Коран. Достаточно знать о конкретных течениях и преследуемых ими целях, и вернуть в традиционную религию заблудшего может даже учитель истории, опираясь на исторические труды и факты, — уверен ученый. — На деле же мы зачастую пытаемся заглушить проблему, решая в стенах школы, так как не хотим выносить сор из избы и ждем, пока она аукнется.

Снять платок с сознания
Как пояснил доцент кафедры религиоведения ЕНУ имени Л. Гумилева, нет конкретных решений по поводу ношения платка. — Для школ есть решение Министерства образования и науки о недопущении этого. В то же время противники ставят в противовес другие законы, международные нормы и акты, а также свободу вероисповедания, — признается Кеншилик Тышхан. — К примеру, учителя рассказывают, что родители детей в платках приходят в школу с адвокатами. В итоге не всегда удается применять строгие меры, хотя, думаю, всегда можно найти компромисс.
По его словам, верующих людей изо дня в день становится все больше. Со временем, увеличиваясь в числе, они будут предъявлять свои требования.
— Сейчас их мало, в среднем пять учениц из ста, — говорит доцент кафедры религиоведения. — А что будем делать, когда половина из них захотят носить платок. В многоконфессиональном государстве нельзя отдавать предпочтение одной религии, в противном случае о своих правах и свободах заговорят приверженцы и других религий. Если даже говорим, что 70 процентов населения Казахстана мусульмане, есть еще 30 процентов представителей других народов, конфессий и школ ислама. Закон, принципы и правила среднего образования должны быть едиными для всего общества, для всех граждан государства. И ни в коем случае нельзя действовать силовыми методами. Как никак Казахстан является членом множества международных организаций, в том числе Комиссии по правам человека. Поэтому везде надо находить решения путем взаимопонимания, и не стоит вопрос осложнять.
— Думаю, на данный момент это несложная проблема, — считает Кеншилик Тышхан. — Население знает, что какие бы религиозные ценности ни были, надо работать в рамках закона. В случае применения силы мы отдалим их от общества, что приведет к еще большим нежелательным последствиям. К примеру, их могут исключить из учебного заведения или уволить с работы только из-за того же ношения платка. В результате они окажутся в другом поле с обидой на общество, государство. Поэтому мы должны их притягивать к себе и для этого рассматривать другие механизмы.

Регионы разные — проблема одна
Кеншилик Тышхан уверяет, что религиозная проблема существует во всех регионах.
— Не должно быть мнения, что в Актобе очень опасно, — отметил религиовед. — Насколько знаю, подобные масштабные мероприятия начали с Актюбинской области по просьбе руководства вашего региона. У нас нет мысли, что только в Актобе проживают радикалы. В то же время признаю, что на западе страны по сравнению с другими регионами религиозный вопрос немного сложнее. Потому что здесь есть деньги, нефть и нефтяные компании, а также оставшиеся без работы люди после их закрытия.
— Есть также свои показатели радикализации, — продолжает специалист. — В связи с этим скажу: Актюбинская область ближе к России, откуда основная религиозная литература радикального направления, выходящая на русском языке, быстрее проникает в регион. Помимо этого, когда-то «имамы» и «устазы» радикальных групп работали в основном на западе, и сейчас их последователи достигли определенного уровня. Мы же боремся с их последствиями и результатами. А так Актобе ничем не отличается от других областей. Есть такая же проблема на юге Казахстана. К примеру, немало жителей центральных областей Казахстана выехали в Сирию.
В то же время он отметил, что в век глобализации наравне с представителями салафизма и ваххабизма в исламе более активными являются и нетрадиционные течения протестантского направления. Правда, в правовом плане работать с протестантами намного легче, так как многие из них прошли регистрацию и при нарушении закона найти и привлечь их к ответственности легче. У радикального ислама нет адреса и ответственного лица. Представители данного течения предпочитают быть удаленными от общества, поэтому возникают трудности собрать их всех вместе. Несмотря на это, теологи работают с ними по отдельности, специально приглашая на личные встречи.
— Трудно будет, если запретим салафизм в законодательном порядке. Это идеология мирового масштаба, даже скажу, образованное экстремистско-террористическое течение международного уровня, отголоски которого дошли и до нас. Нам вместе с населением предстоит формировать иммунитет против него и уменьшать число молодежи, примкнувшей в их ряды. Полностью искоренить нетрадиционные течения невозможно. Тому есть множество причин — кто-то оказался среди радикалов по наивности, кто-то вынужденно, а кто-то под влиянием членов семьи. Несмотря на это, надо снизить их число до минимального уровня, — признался религиовед.
— Мы приехали в такую даль не для того, чтобы попросту убить время. Конечно, все проблемы за месяц не решим, но, уверен, ситуация нормализуется на порядок. Будем работать на результат. Итоги нашей деятельности изучат социологи и будут сделаны аналитические экспертизы. При благоприятном исходе будем применять данный опыт и в других регионах. В целом, это духовная поддержка и установление «золотого моста» между властью и населением, — заключил религиовед.
Абат КАРАТАЕВ

Колонка "Взгляд"