Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Владение словом — путь к успеху

Российский специалист провела с актюбинскими предпринимателями мастер-класс по ораторскому искусству. Секретами мастерства она поделилась и с читателями «АВ».[divider]
С этого года мы начинаем новую рубрику «Мастер-класс». В ней профессионалы из самых различных сфер будут делиться своим мастерством с читателями газеты. Совершенно бесплатно можно будет научиться, например, печь брендовые торты, шить лоскутные одеяла, а также освоить навыки во многих других направлениях.
Сегодня мы расскажем об обучающем занятии по ораторскому искусству, которое с актюбинскими предпринимателями провела ведущий тренер по данному направлению Инна Терешкова.
Гостья из России — профи в своей сфере. Специалист имеет 20-летний опыт публичных выступлений. В свое время она окончила вокальное отделение Оренбургского музыкального училища, а также режиссерское отделение Челябинского института культуры. Много лет занималась продажами ТВ-рекламы, озвучила более тысячи роликов. Но в какой-то момент решила поменять сферу деятельности и стала тренером по ораторскому мастерству. Услуги специалиста оказались весьма востребованными. Теперь Инна Терешкова ездит с обучающими тренингами по всей России. Недавно городской отдел предпринимательства пригласил ментора провести мастер-класс с актюбинскими начинающими и действующими бизнесменами.
Инна Терешкова рассказала корреспонденту «АВ», для чего бизнесменам нужно владеть словом, и поделилась секретами своего мастерства.
— В последнее время я замечаю, что все умеют «разговаривать», но не все умеют «говорить», то есть правильно строить свою речь. А ведь сейчас предпринимателям и руководителям приходится много выступать, например, перед своим коллективом. Причем нужно так донести нужную информацию, чтобы люди тебя поняли. Поэтому, я думаю, что именно предпринимателю, как никому другому, в первую очередь надо обучаться ораторскому мастерству. Изучать искусство слова, чтобы быть на высоте. Вообще те, кто умеет говорить и выступать, добиваются в жизни намного больше. Сейчас коммуникации играют важную роль. Чем коммуникабельнее человек, тем он успешней, тем больше у него возможностей.
— Что именно, на ваш взгляд, входит в понятие «уметь говорить»?
— Во-первых, у человека должен быть богатый словарный запас. Для этого, конечно, нужно читать. Во-вторых, нужно уметь правильно формулировать свою мысль. Если у вас маленький словарный запас и вы не можете правильно выразить свою мысль, то, естественно, собеседник поймет вас по-своему. Поэтому уметь говорить — это значит уметь общаться. Общение — это самая важная составляющая нашей жизни.
— Наверное, помимо словарного запаса, предполагается и какая-то психологическая составляющая, например, уверенность в себе?
— Конечно, важны и психологический, и эмоциональный настрой, уверенность в себе. Человек, который не умеет разговаривать, правильно выстроить речь, составить выступление, а оно имеет свою структуру, естественно, перед публикой будет тушеваться, волноваться. Поэтому для самоуверенности в первую очередь нужно уметь говорить.
— Какие существуют техники, чтобы совладать со своим волнением? Вы этому учите?
— Конечно, такие техники есть. Они очень разные, и их много. Я поделюсь самой простой. Что такое страх? Это адреналин, который «забивает» наши мысли, из-за этого перед выступлением, например, дрожат ноги. Поэтому, когда есть такая возможность, надо просто нагрузить свои мышцы, вывести адреналин. Поприседайте 20 раз перед выступлением, потом восстановите дыхание и спокойно выходите. А потом, я говорю, страх — это ведь нормальный врожденный инстинкт. Позвольте себе немного побояться, ничего в этом страшного нет. Понятно, что «в один щелчок» вы не научитесь управлять своими эмоциями. Над этим нужно работать.
— Как улучшить свою речь, с чего начать?
— Для этого нужно понять, из чего вообще состоит качественная речь? Это дикция, артикуляция, темп и скорость речи. Мы можем, конечно, говорить монотонно, но тогда аудитория уснет. Очень важна высота голоса, то, насколько тихо или громко говорит выступающий. Более высокий тембр обычно ассоциируется с истерикой. Когда люди конфликтуют, они переходят на более высокие тона. И слушать такого человека долго невозможно. Средний регистр более понятен и приятен. На нем мы обычно разговариваем. Но вообще оратор, ведь мы сейчас говорим об ораторском искусстве, должен пользоваться всеми тремя регистрами.
— Чтобы не заснула аудитория?
— Да. Для этого где-то нужно говорить высоко, где-то применять средний регистр, а где-то рассказывать на более грудном, когда задействована грудь. Более тихий голос способствует доверию. Поэтому, чтобы аудитория не засыпала, нужно использовать все голосовые регистры. Большое значение имеют, как я говорила, дикция, артикуляция, мимика, темп и скорость речи. Жесты и мимику можно отрабатывать перед зеркалом. Дикция — это четкость речи: никто не будет вас слушать, если вы разговариваете, словно во рту каша. Простое упражнение: разогреть губы, как это делают дети во время игры.
— Кто, по вашему мнению, из известных личностей хорошо владеет ораторским искусством?
— Я думаю, это Ирина Хакамада и Владимир Соловьев. У них есть чему поучиться. В Древней Греции хорошим оратором был Цицерон. В этой связи можно вспомнить Ленина. Он не только словом владел, но и голосом. И пользовался этим успешно. Если бы он делал это скучно и монотонно, за ним бы не пошли массы.
— Насколько важно в современной жизни владеть ораторским искусством?
— Я думаю, что сейчас это очень востребовано. Для людей, которые владеют словом, открывается больше возможностей. Многие руководители уже понимают, что без умения владеть словом многого не добьешься. Хороший продавец тоже должен умеет говорить и убеждать. Это важно для тех же школьников, ведь недостаточно просто знать материал, важно его еще уметь рассказать. То же самое относится и к студентам: сейчас очень важно уметь проводить презентации, представлять себя на собеседовании.
Алиса МАРИНЕЦ

Колонка "Взгляд"