Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Влюбленный в домбру

Семен Поленин выбрал казахский национальный музыкальный инструмент, когда ему было всего три года. В преддверии празднования 30-летия Независимости состоялся творческий концерт 12-летнего артиста «Күй ұраны».

Исключение для ребенка

Увлечение мальчика домброй стало проявляться с малых лет. Как рассказывают родители, Семен любил смотреть по телевизору айтысы и все, что связано с игрой на домбре. Увидев на полках торговых центров любимое двухструнное изделие, всегда тянул туда маму, просил купить. Ему объясняли, что это не игрушка, а сложный музыкальный инструмент, на нем нужно долго учиться играть, но ребенок не унимался. По дороге в детский сад Семен часто приставал к маме с вопросом: «Ну когда уже пойдем в музыкальную школу?». Четырехлетнему малышу казалось, что туда его специально не хотят устраивать.
– Чтобы успокоить сына, повела в музыкальную школу, – рассказывает Галина Арапова. – Но, конечно же, записать его отказались из-за малого возраста. Не выдержав слезных просьб, заказали ребенку маленькую домбру. Семен с ней не расставался, даже спал с инструментом в обнимку. А днем укладывал домбру на мягкую подушку, чтобы не разбилась. Он собирает все, что касается домбры – брелоки, магнитики, значки.
– Когда мальчику было пять лет, мама привела Семена в наш центр, где как раз шло прослушивание в студию домбры, – говорит методист центра детского и юношеского творчества Улмекен Ешниязова. – Она объяснила нам ситуацию, комиссия посчитала необычным, что у русского мальчика такой интерес к домбре. Оказалось, что у него отличный слух. Семен исполнил песню «Көзімнің қарасы», которую все дружно подхватили и хором допели.
После небольшого экзамена комиссия решила взять мальчика в музыкальную студию по классу «Домбра». Азам музыки его учил педагог Толеген Исниязов, а с прошлого года мастерство юного исполнителя совершенствует выпускник консерватории Есенжан Азиев. Семен с первых же дней с легкостью запоминал тонкости игры, схватывал на лету мелодии.
– Конечно, поначалу испытывала некоторый страх, сомневалась, сможет ли сын освоить нотную грамоту в таком возрасте, – признается мама. – Приходила к нему на занятия, снимала на видео, потом дома разбирали эти уроки. Напеваю в голове мелодию кюя и указываю на ошибку в исполнении. Я не музыкант, но все-таки и у меня есть слух. В итоге учитель был от нас без ума, говорил, что кюй, который другие учат целый месяц, Семен освоил за несколько дней.
Сегодня школьник с легкостью играет на домбре и еще двух музыкальных инструментах: приме и шертере. Посещает занятия по сольфеджио, является участником ансамбля «Жас талап». Его часто приглашают на различные мероприятия городского масштаба, поэтому все дни недели Семена Поленина расписаны по часам.
– Уровень его мастерства намного выше, чем у ровесников, исполняет более сложные кюи, несмотря на юный возраст, – поясняет педагог Есенжан Азиев. – Я сам окончил вуз всего два года назад, порой и мне нужна дополнительная подготовка, поэтому учимся вместе. Но я точно знаю: Семена ждет большое будущее.

[box type=»shadow» ]Стоп той-бизнесу

Перед жующей публикой в ресторанах Семен Поленин, как и его наставник, не выступает. Но ни один семейный праздник не обходится без игры юного музыканта. Он запросто аккомпанирует на домбре или приме любой песне за столом: хоть на казахском языке, хоть на русском.
– Когда моя сестренка выходила замуж, сын исполнил кюй «Келіншек» в торжественном зале РАГСа, – говорит Галина Арапова. – Наш старший сын Егор увлекается современной западной музыкой, так Семен может и ему подыграть на домбре.[/box]

Сольный концерт

Сейчас Семену Поленину 12 лет. По словам Улмекен Ешниязовой, за семь лет учебы в центре он достиг многого. Завоевал дипломы І степени городского конкурса «Жас дарын-2018», республиканских «Өнер әлемі-2020» и «Көк тудын желбірегені», Гран-при международного фестиваля-конкурса «Zhety oner-2020» и множество других. Главная награда для него – это домбра, подаренная акимом области в День домбры.
На первом же конкурсе в пятилетнем возрасте мальчик завоевал первое место и кубок. На столичной сцене он виртуозно сыграл народный кюй «Тепен көк».
– Было очень волнительно, и в то же время я чувствовал большую радость, – вспоминает тот момент исполнитель.
К призовым местам, кроме дипломов и грамот, иногда прилагаются и денежные премии, которые домбрист отдает родителям. Мама покупает ему очередной сценический костюм или новую домбру. Сегодня у мальчика их четыре, специально заказанные в Алматы с надписью «Семен».
– Меняю инструмент в зависимости от музыки, которую играю. Есть одна концертная, а еще для тренировки, – рассказывает мальчик.
В преддверии празднования 30-летия Независимости в музыкальном колледже имени Ахмета Жубанова состоялся его творческий вечер «Күй ұраны». Центр детского и юношеского творчества впервые организовал концерт шестиклассника. Зал был полон. Пришли воспитанники ЦДЮТ, друзья-одноклассники и их родители. Встреча прошла в теплой дружеской обстановке. Были показаны видеоролики из семейного архива – эпизоды из раннего детства, первые шаги в музыку, первая игра на инструменте, встречи с первым педагогом и участие в конкурсах.
– Как только увидел способности мальчика, сразу пришла идея дать сольный концерт за пределами нашего центра, – говорит Есенжан Азиев. – Присутствовала и директор средней школы № 22, где учится Семен. Теперь она просит организовать мероприятие в актовом зале школы, чтобы за маленьким музыкантом последовали и другие ученики. Конечно, концерт – нелегкая задача, тем более накануне немного приболели. Несмотря на это, собрались с силами и выступили достойно.
Во время творческого концерта прозвучали кюи известных композиторов: Дины Нурпеисовой «Науаи», Таттимбета «Сылқым қыз», Даулеткерея «Кер Оғлы», Ахмета Жубанова «Би күйі», Каршыги Ахмедиярова «Күй ұраны». Зрители с большим удовольствием прослушали популярные и в то же время сложные произведения.
– Репертуара Семена с лихвой хватает на сольный концерт. Если собрать все выученное с первого класса, этого более чем достаточно. В год ребенок должен знать минимум десять произведений, он исполняет около сорока. Среди них самое любимое – «Науаи», которое Дина посвятила поэту Алишеру Навои, – уточняет Есенжан Азиев.
– Нравится тем, что темп в нем меняющийся, неоднообразный, есть разные трюки. «Науаи» интересен переменчивостью, быстрыми переходами, – дополняет сам исполнитель. – Самый популярный у актюбинцев кюй «Адай» Курмангазы тоже играю, но сейчас практикуюсь не столько в скорости, а работаю над звуком. Ноты я знаю, но передать мастерски еще не могу.
– Любишь выступать на сцене? – интересуемся у собеседника. Мальчик слегка задумался:
– Конечно, нравится выступать на сцене, но большее удовольствие я получаю от звуков кюев.

[box type=»shadow» ]Секрет феномена

Есенжан АЗИЕВ, педагог Семена Поленина:
– В консерватории на домбре тоже играли люди других национальностей. Исполняли они строго по нотам, да так, что и не придерешься. Но чувствуешь, что звуки льются не так естественно, как хотелось бы. Семен же исполняет кюи всем сердцем, душой. Бывает, некоторые произведения не совсем нравятся мальчику, но он не говорит об этом. В таких случаях сразу решаю, что не будем это учить. Хотя есть произведения обязательные в учебном процессе. Помимо обязательных трех-четырех кюев, осваиваем столько же дополнительно. К примеру, «Науаи» он играет от души, настолько эти звуки близки его сердцу. Мне нравится, что и дома он не бездельничает, приходит на занятия всегда подготовленным. Кстати, так называемый переходной возраст отмечается переходными настроениями у исполнителей. Мой ученик справляется со всеми заданиями, но должен определиться, на каких именно кюях он будет специализироваться, оттачивать мастерство. От выбора темпа зависит и дальнейшая программа. К примеру, зависит, на какой руке делать акцент в работе – левой, которая перебирает струны, или правой, парящей над грифом. Если, не учитывая этого, буду настаивать на быстром темпе, может получиться некачественная игра, и наоборот. Вы сами слышали, почему Семен не играл на концерте «Адай». В техническом плане у него все хорошо получается, но сейчас он больше уделяет внимание звучанию. То есть идет к музыке более осознанно.
Именно любовь к домбре ведет ребенка к неустанному поиску и труду. Даже во время обычного урока он по-особому относится к инструменту. К примеру, не раз было, что в непогоду приходил на занятия без инструмента. Боится, что во время сильного гололеда уронит его. Далеко не каждый так оберегает домбру.
Родители планируют, что после школы он будет поступать в музыкальный колледж. И Семен уже давно определился, решил, что станет профессиональным домбристом.[/box]

Абат КАРАТАЕВ

Фото Улмекен ЕШНИЯЗОВОЙ

Колонка "Взгляд"