Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Вокзал с ограниченными возможностями

жд_reswm_1
Коллаж Максима Токаря

Насколько железнодорожный транспорт доступен людям с инвалидностью? Есть ли на нашем вокзале пандусы для колясочников, индукционное оборудование для слабослышащих пассажиров, тактильные мнемосхемы для тех, кто не видит? Как человеку с костылями добраться до перрона, войти в вагон?
Ответы на эти вопросы пытались получить участники круглого стола,  организатором которого выступил центр поддержки парализованных граждан Актобе.
— В феврале был принят Закон РК «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».  Конвенция призвана ликвидировать дискриминацию по отношению к инвалидам, обеспечить их права на труд, здравоохранение, образование, участие в жизни общества, доступ к правосудию, личной неприкосновенности, свободу от эксплуатации и злоупотреблений, свободу передвижения, индивидуальную мобильность, — так начала заседание исполнительный директор центра Гульмирам Сражова. – Сегодня нам хотелось бы заострить внимание на проблеме доступности железнодорожного транспорта, поэтому мы проводим нашу встречу в здании вокзала.
Заместитель транспортного прокурора Бауыржан Коржимбаев проинформировал, что актюбинской транспортной прокуратурой проводится анализ соблюдения законодательства в этой сфере.
— Были установлены нарушения, большая часть из них своевременно устранена. Компании «Вокзал-сервис» предстоит оборудовать переходы и  выходы на пассажирскую платформу. На второе полугодие нами запланированы проверки по защите прав и интересов инвалидов, — коротко отчитался он.
Главный инженер филиала АО «Вокзал-сервис» Канат Сайдулдаев отметил, что в 2014 году на вокзале созданы условия для свободного передвижения инвалидов, открыта специальная касса и  установлено индукционное оборудование. Но недоделки еще есть, признал он и заверил, что усилия для их устранения прилагаются.
Цифры и факты озвучила заместитель руководителя управления координации занятости и социальных программ Нонна Валиулова:
— Программа по улучшению качества жизни граждан с ограниченными возможностями рассчитана на 2012-2018 годы. На первом этапе проходила инвентаризация. Из более чем тысячи объектов 700 подлежали адаптации. В 2014 году было адаптировано 66 объектов, но лишь около десяти процентов из них частично отвечают необходимым параметрам.
По ее словам, руководители организаций ограничиваются сооружением наружного пандуса. Однако он считается адаптированным, если доступен как для колясочников, так и для людей, передвигающихся с помощью костылей, трости, для слепых и слабовидящих, для глухих и слабослышащих.
— В этом году 102 объекта подлежат адаптации на сумму 42 миллиона 700 тысяч тенге. Из них по Актобе – 17 объектов, в том числе железнодорожный вокзал, — подчеркнула Нонна Медхатовна.
Директор ТОО «Пандус ОК», активист центра парализованных граждан Шахан Жулдасбаев рассказал о проблеме изнутри:
— Вопрос доступности среды на железнодорожном вокзале решен формально. Пандусы установлены без соблюдения СНиПов. В здание вокзала меня, к примеру, занесли на руках. В зале ожидания должны быть установлены индукционные системы, тактильные мнемосхемы и таблицы. Санузел должен быть оборудован кнопкой для вызова медработника. Касса для инвалидов здесь есть, но она установлена не на должной высоте. Обнадеживает, что руководство вокзала обратилось к нам с предложением о сотрудничестве. Думаю, скоро все эти вопросы будут решены.

Для справки: у людей с ослабленным слухом страдает разборчивость входящих звуков. В общественных местах, где много народу и могут  звучать рекламные и информационные сообщения, они попадают в море неразборчивого шума. В таких случаях используется индукционная система, позволяющая передавать без помех звуковые сигналы непосредственно на слуховое устройство.
Тактильная мнемосхема – это специально созданная по системе Брайля табличка с рельефным планом помещения или территории. Бывают еще тактильные пиктограммы и  рельефные таблички для слепых.

На заседании также была поднята тема культуры обслуживания работников вокзала. Присутствовавшие жаловались на грубость со стороны кассиров и равнодушие дежурных. Инвалид по зрению Сергей сказал, что без посторонней помощи не может ориентироваться в здании:
— Единственное, что я слышу: «Поезд прибывает», «Поезд отправляется»  и больше ничего. Работники на мои вопросы отвечают грубо, неохотно.
Претензии были высказаны и в адрес сотрудников полиции, не замечающих, что на парковке для инвалидов чаще всего стоят машины таксистов.
Гульмирам Сражова обратила внимание руководителей вокзала на то, что билеты продаются людям с ограниченными возможностями в спецвагоны для инвалидов без учета их заболевания.
— К примеру, человек в инвалидной коляске не смог приобрести билет в оборудованное купе, он едет в обычном вагоне. В это время инвалид с болезнью почек, не испытывающий трудности при передвижении,  пользуется привилегиями, ему не нужными. Проводники в таких случаях говорят: «Договаривайтесь сами, меняйтесь местами».
Отвечая на этот вопрос, Нонна Валиулова привела в пример опыт зарубежных стран:
— В перспективе наша страна перейдет к международной классификации, сейчас документы находятся в разработке, проходят экспертизу. В справке об инвалидности будет стоять символика, обозначающая, какое ограничение жизнедеятельности имеет человек. К примеру, в Германии на справках ставятся буквы: «К» — колясочник, «О» — имеет нарушение органов зрения и так далее. У нас тоже будет введена подобная система, тогда любой кассир сам сможет определить степень ограничения.
По итогам заседания были разработаны рекомендации. Остается надеяться, что людям, ограниченным в своих физических возможностях,  впредь не придется штурмовать неприступные крепости городского и районных вокзалов.
На очереди – обсуждение проблем доступности услуг в сфере автомобильного транспорта для инвалидов.

Гульсым НАЗАРБАЕВА

Колонка "Взгляд"