Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

ВОССТАНИЕ В БОКЕЕВСКОЙ ОРДЕ

исатай_reswm

В истории казахов было более 300 нацонально-освободительных восстаний. Среди них особое место занимает восстание 1836-1838 годов под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова, охватившее Бокеевскую орду и западную часть Младшего жуза. В нынешнем году  исполняется 180 лет  с начала этого восстания и 225 лет  со дня рождения его предводителя, Исатая Тайманова.

За последние четверть века вышли в свет многие исследовательские труды о восстании под предводительством степных батыров Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова. Они доказывают, что восстание состояло из двух периодов. Первый из них начинается, развивается и завершается в Бокеевской орде. Он охватывает период с марта 1836 года и заканчивается в середине ноября 1837 года. Второй период развивается в западной части Младшего жуза. Он продолжается первые шесть месяцев 1838 года и завершается 12 июля гибелью в Акбулакском сражении батыра Исатая. Остановимся на причинах, движущей силе и целях восстания первого периода. То есть в Бокеевской орде.
Во второй четверти XIX века в западной части Казахстана, в том числе в Бокеевской орде, установилось особое социально-экономическое и политическое положение. В эту пору в Бокеевской орде явственно обозначилось противоречие  между новым и старым, то есть между сходящим на нет феодальным обществом и только пришедшим в казахские земли капиталистическим. Это был переходный период. Главным признаком перемен было внедрение собственности на землю, ломка веками сложившейся традиционной системы управления и введение вместо нее новоколониальной, основывающейся на доминанте, системы управления. Реализация цели царского правительства — колонизация казахской степи — стала одной из главных задач, поставленных  перед ханом Жангиром.
В исторических исследованиях последних лет хан Жангир, возглавлявший Бокеевскую орду в 1824-1845 годах, изображается как прогрессивный государственный деятель. Действительно, он ввел немало неообходимых новшеств. Он был представителем нового зарождающегося капиталистического общества, поскольку с ранних лет жил в доме астраханского губернатора Андриевского, постиг русский, татарский и немецкий языки, получил европейское образование, обучался административному управлению ханством. В первую очередь он заложил столицу возглавляемого им государства — ханскую Орду. В 1832 году близ нее была организована торговая ярмарка, работавшая в весенние и осенние месяцы.
В Орде стали функционировать медицинское отделение, аптека, архив, музей, канцелярия. В 1841 году хан на свои средства открыл школу. Казах-ская молодежь, получившая знания в этой школе, училась в крупных российских городах, имела высшее образование. Жангир занимался разведением племенных лошадей. Велел заготавливать на зиму сено, чтобы уберечь стада от джута, а для сохранения лесов запретил их вырубку и выпас в них скота. При Жангире была введена новая система управления: создано 12 адмцентров, возглавляемых биями. Вновь были созданы совет биев и представителей хана, институт тарханов. В руках Жангира сосредоточилась вся административная и судебная власть. Каждым родом правили султаны. Предводителей родов и старшин назначал сам хан. Он заметно ограничил представительство суда биев. За короткий срок внутренняя орда превратилась в крупный центр, способный поставлять европейской части России скот и животноводческую продукцию.
Однако сложная экономическая и политическая обстановка, установившаяся в орде при нем, стала причиной возникновения там национально-освободительного восстания по следующим причинам. В пору правления внутренней ордой ханом Бокеем и султаном Шыгаем казахи владели землей на общественной (родовой) основе. А вошедший в доверие царского правительства Жангир хан с 30-х годов, нарушив традицию, завладел 400 тысячами десятин плодородных земель из имевшихся 6 миллионов 500 тысяч десятин и стал одним из крупных помещиков империи. Он же стал переводить общественные земли во владения частных лиц. Земля раздавалась сначала угодившим своей службой хану, султанам и биям, затем родственникам, а потом стала продаваться за деньги и богатым казакам.
Например, Караулходжа Бабажанов получил на северном побережье Каспийского моря 700 тысяч десятин, управитель рода Ногай Шомбал Ниязов завладел 1 миллионом 800 тысячами, султаны Шынгали и Мушегали Ормановы на берегах озер Камыс-Самар — 700 тысячами, султан Мендигерей Бокейханов — 400 тысячами, управитель рода Берш Балкы Кудайбергенов — 300 тысячами десятин земли. Таким образом, 4 миллиона 700 тысяч  десятин земли перешли во владения ханов, султанов и предводителей родов, народу осталась лишь третья ее часть. В 1830-1845 годы Жангир хан  раздал частным лицам 1 517 грамот на владение землей.
Другими словами, основной реформой хана Жангира стало насильственное внедрение частной собственности на землю. Из-за нехватки земли казахи постепенно оттеснялись к территории Астраханской губернии и побережью Каспийского моря. А владевшие большими площадями воротилы извлекали для себя выгоду, отдавая земли в аренду простым казахам-шаруа. Это и стало одной из главных причин восстания 1836 года. Еще одна причина в том, что при распределении административных должностей своим сторонникам Жангир хан предпочитал назначать молодых султанов и старшин. Люди же привыкли видеть у власти людей опытных, почитающих старые традиции. Уже тогда губернатор Эссен обратил внимание Жангира на это, советуя ему быть осторожным по отношению к народным традициям.
Недовольство народа вызвало и то, что в 1833 году хан назначил Караулходжу Бабажанова правителем земель на северном побережье Каспийского моря, которые были прежде под властью Исатая Тайманова. Бабажанов был известен как эксплуататор, крупный ростовщик и купец. Он собирал в свою пользу у шаруа, селившихся на побережье Каспия, по два рубля за каждые три лошади, по два рубля с каждого дома и по одной лошади с каждого старшины. В письме хану Жангиру от 2 ноября 1837 года Исатай потребовал отстранить Караулходжу от власти. Письмо подписали 300 человек. К тому же, по старому укладу Караулходжа не имел права  возглавлять казахские роды, потому что был выходцем из сословия кожа. Но письмо осталось без внимания.
Большими тяготами для народа стали подати, взимаемые для ханской орды. Первый вид подати — зекет, второй — согым. Размер зекета был утвержден так: от 5 верблюдов — 1 овца, от 10 верблюдов   — 2 овцы, от 30 коров — 1 бык, от 60 коров — 2 быка, от 40 овец — 1 овца, от 120 овец — 2 овцы. От зекета  за один год в ханскую орду поступало около 82 тысяч рублей или 4 тысячи лошадей. Согым хану собирался с каждого дома. Поступало в год 10 тысяч рублей. Только в 1836 году Жангир хан собрал 18 000 овец, 800 быков, 1 000 лошадей, 700 верблюдов.
С народа собирались и средства на дорожные расходы хана в Петербург. Кроме того, войлок, шерсть, кожа. Например, в 1836 году хан  велел собрать 500 кошм. Все эти ежегодные подати непосильным грузом ложились на шаруа. Род ногай должен был платить подать в сумме 40 000  рублей,  кызылкурт — 30 000, байбаќты — 40 000, жаппас — 30 000,  берш — 60 000, шеркеш — 50 000, алшын — 40 000, адай — 25 000, жетыру — 20 000, есентемир — 10 000 рублей. А султаны и бии, не забывая о себе, тоже собирали подати с лихвой. Все это рождало недовольство феодалами.
Оренбургский генерал-губернатор Василий Перовский писал хану Жангиру: «Исатаевцы не походят на крикунов, по никчемным причинам седлающих коней. Такие люди не приступают поспешно к действиям, приводящим к горю и бедам. Мне только теперь стало известно о насилии, проявляемом в возглавляемой вами орде султанами и биями по отношению к подавляющему большинству казахов. Они перешли все границы. Не говоря уж о прочем, напоминаю вам о податях и налогах, бессчетно взимаемых вами с казахов». Атаман Покатилов по поручению оренбургского генерал-губернатора приехал в Орду, ознакомился с положением дел на месте и написал губернатору такой рапорт: «Посланные ханом в народ султаны и старшины сами нещадно грабят народ».
Наряду с феодальным гнетом казахи Бокеевской орды терпели и царский колониальный гнет. Овладевшие с 20 годов XIX  века северным побережьем Каспийского моря, князь Юсупов и граф Безбородко в годы, когда снег был обильным, а зима суровой, не пускали стада казахов в затиши камышей. Разрешали только за отдельную плату. Очень суровой зимой 1833-1834 года   К. Юсупова потребовала от казахов  за это 6 тысяч рублей, Б. Юсупов — 10 тысяч. Иначе угрожали выгнать их с зимних мест.
Особенно тяжелыми были условия договора казахов с управляющими  угодий  зимой  1834-1835 года.  За зимовку со стадами казахи должны были заплатить деньги, заготовить 100 тысяч снопов камыша, отвести их в ватаги. Те, кто обитал близ Жанбая, должны были заготовить 25 тысяч снопов камыша.
Зимой казахи жили только в юртах, строить деревянные дома им не дозволялось. Деревянный дом султана Шыгая, возглавлявшего Бокеевскую орду в 1815-1823 годах,  был снесен указом губернатора в 1825 году. Как и построенный у озер Камыс-Самар дом султана Шуке Нуралиева был снесен приказом войсковой конторы.
Яицкая войсковая контора отобрала у казахов удобные для выпаса скота угодья вокруг больших и малых рек и озер Камыс-Самар. В суровые зимы казахи загоняли стада в густые камыши, чтобы спасти поголовье от холода. А казаки требовали у них за это скот либо деньги. Также казахам не разрешалось ловить в озере рыбу, добывать соль.
Такую несправедливость признали и царские чиновники. Сенатор Энгель писал графу  Нессельроде:  «Киргизы (казахи. — Авт.) вправе жаловаться на притеснения, потому что уральские войска насильно приложили руку к чужой земле». И это тоже породило большое недовольство казахских шаруа.
Восстание в Бокеевской орде 1836-1837 годов было народно-освободительным, направленным против феодального и колониального гнета. Участие в нем приняло около 20 родов, то есть всех казахов Бокеевской орды, это показывает его общеказахский характер. В этом была особенность восстания. Движущей его силой стали подвергшиеся двустороннему гнету шаруа. В восстании приняли участие и недовольные политикой управления Жангир хана старшины и бии. Целью восстания было прекратить насилие Жангир хана по отношению к народу, улучшить положение людей, отстранить от власти  таких биев-злодеев, как Караулходжа Бабажанов и Балкы Кудайбергенов, прийти к определенному согласию по вопросу земли.
Аманкелды ШАМГОНОВ,
профессор Атырауского  
государственного
университета

Колонка "Взгляд"