Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Воздушные ворота Западного Казахстана

Даже несмотря на пандемию и жесткий локдаун 2020-го, актюбинский международный аэропорт работает сейчас с прибылью. Занимает второе место в республике по грузоперевозкам, вышел на четвертое по пассажирообороту.
Международный аэропорт Алия Молдагулова является воздушными воротами Западного Казахстана. Аэродром 1 класса с реконструированной полосой способен принимать большинство типов воздушных судов, включая самолеты Ил-86, Ил-96, Боинг 747 и даже Ан-124, а также вертолеты всех типов. Свою историю он начинает с далеких довоенных 30-х годов.

[box type=»shadow» ]18 пассажирских и грузовых рейсов ежедневно осуществлялось через Международный аэропорт Алия Молдагулова в 2021 году. [/box]

Экскурс в историю

Конечно же, тогда он не был международным и находился в совершенно другом месте. В марте 1933 года в Актюбинске появился первый аэродром. При подборе земельного участка выбор пал на ровную площадку на северо-западной окраине города, непосредственно прилегающей к железнодорожному полотну. Форма летного поля – неправильный квадрат с одним срезанным углом (проселочной дорогой, идущей от железнодорожного переезда в сторону нынешней Кобды). Собственно говоря, мало кто может подозревать, что нынешний проспект Абая и являлся аэродромом.
Размеры летного поля были довольно скромными (800 х 400 м), так как и самолеты того времени имели небольшую взлетную/посадочную скорость и массу. Со сходом снежного покрова проводились разметка и обработка площадки. В те же годы было построено здание аэровокзала. Хотя по нынешним меркам то, что называли аэровокзалом, представляло из себя простой деревянный жилой дом, его доставили к месту в разобранном виде на санях. Было оборудовано подвальное помещение для хранения ГСМ, построены подсобные помещения для хранения несложного аэродромного имущества. Официальной датой создания аэропорта Актюбинск считается 1 августа 1933 года.
На новый аэродром перебазирование произошло в сентябре 1936 года (правда, городские старожилы называют его старым аэропортом. – Прим. автора). Он находился в нынешнем Авиагородке, недалеко от завода № 406 ГА.
Лет десять назад мне посчастливилось встретиться со старейшим авиатором Актобе, а может быть, на тот момент и всего бывшего Советского Союза, заслуженным пилотом СССР Алексеем Дьячковым. Он рассказал о том событии:
– Весь действующий самолетный парк был перемещен своим ходом по воздуху. Каждый летчик перегонял закрепленный за ним самолет. Все происходило в торжественной обстановке. У посадочного знака стоял начальник политотдела авиаотряда товарищ Голощапов с белым флажком. Недвижимое имущество постепенно перевезли автотранспортом. А на старом поле еще долго стояло деревянное здание с громким названием аэровокзал, позже его на санях перевезли в новый аэропорт. До 1975 года оно являлось административным зданием предприятия. В 1939 году построено первое в Казахстане здание аэровокзала…
В 1975-м введено в эксплуатацию здание аэровокзала с полосой на том месте, где сейчас и находится Международный аэропорт Алия Молдагулова. Конечно же, после его реконструкции от старого внешнего облика и внутренней отделки практически ничего не осталось. Сейчас это современное мультифункциональное здание с ВПП, соответствующей всем стандартам ICAO.
А старое летное поле первого аэродрома в 60-х годах прошлого века поглотил жилой массив бурно развивающегося Актюбинска…
6 мая 2021 года аэропорту присвоено имя Героя Советского Союза Алии Молдагуловой.

[box type=»shadow» ]Пятая свобода воздуха
Право принимать на иностранной территории пассажиров, направляющихся на территорию любого третьего государства, а также адресуемые туда же груз и почту, право высаживать пассажиров и выгружать груз и почту, следующие с любой такой территории, в стране – партнере по соглашению.[/box]

Выжить в период пандемии

21 мая 2020 года председателем правления тогда еще АО «Международный аэропорт Актобе» стал Дастан Малиев. Перед ним была поставлена задача организовать работу в сложное время начала пандемии и введения ограничительных мер.

– Тогда практически все рейсы прекратились в связи с локдауном. Ночные смены пришлось убрать. Соответственно, и наши работники стали терять в зарплате. Повезло, что нас очень сильно в то время поддержал аким области Ондасын Уразалин. Когда я проводил первый совет директоров в июле, было принято беспрецедентное решение. Сотрудники, уходящие в отпуск, не просто получили отпускные, но и дополнительные деньги. Тем, кто проработал на предприятии до четырех лет, доплатили 50 процентов от оклада, кто больше – полный оклад, на оздоровление. Это в разгар пандемии. Также я поднял вопрос о доплате за выслугу лет в размере от 5 до 18 процентов, чтобы стимулировать работников. Честно говоря, внося эти предложения, сам до конца не верил, что все решится положительно, – рассказывает Дастан Малиев.
По его словам, когда он приехал и увидел наш аэропорт, был удивлен высоким потенциалом воздушной гавани, которая не использовалась в полной мере.
– До пандемии в Алматы раз в день летал, в Нур-Султан – два раза. Стал ездить по авиакомпаниям с просьбой открыть новые рейсы. В результате удалось заинтересовать потенциальных партнеров. Через две недели уже выполнялся вечерний рейс в Алматы, – вспоминает собеседник.

[box type=»shadow» ]В ногу со временем
В 2020 году увеличена в среднем на 40% зарплата работников предприятия. Утверждено положение об оплате труда, где предусмотрены выплаты за выслугу лет и пособие на оздоровление. Приобретена автомобильная техника, в частности, перронный автобус взамен старого. Обновлена компьютерная техника, установлена система видеонаблюдения на территории склада ГСМ. Обновлены светосигнальное оборудование и подсветка фасада терминала. В здании заработали новые поломоечные машины. Установлена зарядная станция для мобильных устройств. Проведен капитальный ремонт кровли аэровокзала.
В 2021 году в очередной раз повышена заработная плата сотрудников – в этот раз на 35%. Проведен ремонт старого административного здания и гостиницы, железнодорожных путей и резервуаров. Закуплены платформа CUPPS (объединенная система регистрации), автотрап. Внедрена система электронных посадочных талонов.
И это далеко не полный список.
[/box]

Остались на плаву и вышли с прибылью

До пандемии пассажиропоток был 400-450 тысяч человек в год. Это в 2018-2019 годах. Только за 10 месяцев 2021 года через актюбинский аэропорт перевезено 620 тысяч пассажиров. Но в 2020 году, чтобы оставаться на плаву, пришлось привлечь грузовые рейсы. Благо потенциал аэропорта это позволял. Благодаря этому к концу июля сотрудники аэропорта уже вышли на круглосуточный режим работы, чтобы не было потери в зарплате.
– С марта по июнь 2020 года пассажирские перевозки практически не осуществлялись. 16-18 грузовых и пассажирских рейсов ежедневно курсировали в прошлом году через наш аэропорт. Летом только из Китая было по 2-3 рейса. Сейчас из-за новой вспышки пандемии с полетами из Поднебесной проблема. В основном грузовые борта приходят из Турции, Китая и ОАЭ. Мы вовремя сориентировались в 2020 году и переключились с пассажирских на грузовые перевозки. Транспортировать грузы будут всегда. Это позволило аэропорту остаться на плаву и выйти с прибылью, – подчеркивает Дастан Малиев.

Стратегически важный объект

Во время стихийных митингов в начале января аэропорт был захвачен протестующими. Но, слава Богу, обошлось без жертв. Вот что по этому поводу на брифинге рассказал аким области:
– Факт захвата аэропорта был, возбуждено уголовное дело. Во всем мире захват аэропортов, железной дороги, дорожных магистралей считается террористическим актом. Действительно, группа людей вошла в это здание, выгнала всех сотрудников, заставила выключить приборы, создав угрозу жизни для тысяч пассажиров. Над территорией Актюбинской области пролетают десятки, сотни иностранных бортов, которые, может, не садятся, но оборудование обеспечивает их нормальный проход. То есть они создали угрозу, выключили аэропорт и навигационную систему, это уже расценивается как террористический акт. Всю ночь митингующие находились там. Наша задача была минимизировать потери, не допустить кровопролития. Мы сумели без жертв, без стрельбы вернуть аэропорт.
Эти люди задержаны, по крайней мере, основные зачинщики, хотя их насчитывалось значительно больше. Возбуждено уголовное дело. Несколько рейсов было отменено. Эти события войдут в историю тем, что мы разрешили ситуацию без кровопролития, вернули контроль над аэропортом, восстановили работу всех служб, и сейчас он работает в штатном режиме.
На сегодня работа аэропорта восстановлена. Осуществляются рейсы, принимаются борта по внутренним и зарубежным направлениям.
– Аэропорт работает в штатном режиме. Выполняются все регулярные рейсы, указанные в расписании, кроме Алматы, так как там аэропорт пока закрыт. Единственное новшество то, что в связи с вводом в стране режима чрезвычайного положения в здание аэровокзала впускают только прилетающих и улетающих пассажиров. Провожающие и встречающие войти не могут. Вход по наличию билета, – отметил председатель правления АО Дастан Малиев.
По его словам, грузовые рейсы не выполнялись лишь в выходные новогодние дни.
Кстати, в регулярном расписании, кроме Алматы и Нур-Султана, есть рейсы в Атырау, Актау, Туркестан, Нукус, Тбилиси, Казань, Москву, Стамбул и Рас-эль-Хайму (ОАЭ).

Огромный потенциал

Все понимают, что экономику необходимо восстанавливать, а еще один локдаун может с большой долей вероятности стать ее могильщиком – пике рискует оказаться смертельным. Этого допустить никак нельзя. В мире, в нашей стране и регионе, в частности, идет кампания по вакцинации против COVID-19, что вселяет надежду на создание коллективного иммунитета и открытие границ как наземных, водных, так и воздушных.
– У нас есть международные чартерные рейсы в турецкую Анталью и египетский Шарм-эль-Шейх. Узбекская авиакомпания Uzbekistan Airways запустила регулярный рейс Нукус – Актобе – Нукус. Из Актобе планируются рейсы в Санкт-Петербург и Москву, которые на паритетной основе будут выполнять казахстанская и узбекская авиакомпании. Ожидается разрешение на выполнение полетов от российской стороны. Qazaq Air выполняет регулярные авиарейсы по маршруту Актобе – Казань, – информирует первый заместитель акима области Руслан Хамбаров.
По его словам, для удобства пассажиров необходим стыковочный хаб, чтобы летать в Европу. Конечно, таковыми являются аэропорт Пулково в Санкт-Петербурге и московские воздушные гавани. Но в настоящее время прорабатывается еще один подходящий вариант – аэропорт Борисполь в Киеве.
А знаете ли вы, что актюбинский международный аэропорт занимает второе место в Казахстане после алматинского по объему грузоперевозок?
– Могли бы занять и первое, но нам не дают пятую свободу воздуха. У нас единственный аэропорт в Казахстане, которому ее не дают. Не буду говорить, кто это лоббирует. Сегодня мы принимаем грузовые борта из Китая, России и Турции. В день бывает по три Боинга 747 только из Турции. Здесь они разгружаются, наши фуры наземным транспортом отправляют груз дальше. Авиакомпании платят деньги за дозаправку, стоянку, взлет-посадку, загрузку-разгрузку, наземное обслуживание, сервис для экипажа воздушного судна. Поставлена задача максимально использовать транспортный потенциал воздушной гавани и увеличить трафик аэропорта. Мы находимся на границе Европы и Азии, у Актобе очень выгодное географическое положение, – резюмирует Хамбаров.
Владимир БУРЬЯНОВ

Колонка "Взгляд"