Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Все зависит от нас

023a7227_reswm

В самом разгаре последний месяц лета, не за горами осень и холода, которые обычно приносят с собой проблемы. Следуя поговорке «Готовь сани летом, а телегу весной», учреждения, в чьи обязанности входит подготовка к зиме, строят новые теплосети, ремонтируют котельные и ТЭЦ. И предупреждают актюбинцев о том, что следует заблаговременно готовиться к зиме. Что делается жильцами, какие проблемы стоят перед коммунальщиками и тепловиками, что нас ждет этой зимой? Об этом и не только  в нашей Главной теме.

Какие жильцы — такие и дома
Начнем с проблем. В частности, с состояния подвальных систем отопления. Чаще всего вопросы возникают к КСК, тепловикам, городской власти. Ни для кого не секрет, что в городе есть бесхозные жилые дома, так что проблемы будут и этой зимой. Когда начинаешь вникать в суть вопроса, выясняется, что виновниками проблем чаще всего являются  сами жители, вернее, их равнодушие. В итоге мы получаем авральные ситуации в самый разгар зимних холодов и призывы о помощи «пострадавших», которые палец о палец не ударили для того, чтобы сохранить тепло в собственном доме.
Работы по подготовке жилья к отопительному сезону много. Необходимо провести ревизию запорных арматур, элеваторного узла, заменить нерабочие вентили, обратные клапаны, термометры, поменять пришедшую в негодность разводку трубопроводов, промыть отопительную систему, произвести гидравлические испытания и многое другое. Кто будет делать эту специфическую работу в домах, не имеющих своих КСК, непонятно, хотя горакимат утверждает, что выход все же есть. Но об этом чуть позже.
За примерами полного равнодушия собственников жилья ходить далеко не надо. Дом по адресу Санкибай батыра, 159, построенный в 1987 году, относится к категории бесхозных. По словам начальника сетевого района № 2 АО «Трансэнерго» Жанболата Сарманова, дом не имеет КСК и собственного элеватора отопления.
— Вместо него здесь неизвестно кем смонтирована так называемая катушка, что совершенно недопустимо. Отсутствуют узел горячего водоснабжения и терморегуляторы жидкости, нет циркуляционного трубопровода, а на концевом стояке установлен дренаж, из-за чего вода сливается в канализацию. И это лишь часть того, что требуется полностью исправить, — перечислил  проблемы Сарманов, в составе группы инспекторов «Трансэнерго» проверяющий систему дома отопления.
Такая же картина в подвалах домов на улицах Макаренко и Гришина. Проблемы существуют и в тех домах, которые обслуживаются КСК. Многие из них начинают подготовительные работы уже при запуске отопления, и это повторяется из года в год.
Не менее безрадостную картину представил и начальник сетевого района № 3 Серик Сатанов. Он контролирует 50 жилых домов. Относится к нему и дом № 271 на улице Рыскулова, который имеет свой кондоминиум.
— Года три назад здесь без нашего согласования проводилась тепломодернизация, в ходе которой была грубо нарушена проектная схема теплоснабжения, — объяснил Серик Сатанов. — Жители дома регулярно жалуются на холод зимой, но никак не реагируют на наши многочисленные предписания по устранению нарушений. В доме отсутствует терморегулятор жидкости, который регулирует горячую воду, самодельный элеватор отопления не соответствует требованиям, трубы отопления во многих местах поражены грибком.
Как считает начальник участка, устранение проблем зависит от самих жителей, которые отказываются сдавать деньги на ремонт и обновление системы отопления.
Между тем в соседнем доме, где тоже действует кондоминиум, дела обстоят вполне благополучно.
— Все зависит от самих жителей, — уверен председатель этого кондоминиума Ерлан Зурбаев. – За последние шесть лет мы обновили почти одну тысячу метров труб отопления в подвальном помещении, проблем со сбором денег на целевое использование не было. Все понимают, что делается это ради общего блага. Нет проблем и с подготовкой к отопительному сезону, все делается заблаговременно и в срок.
Отдельного разговора заслуживает вопрос с установкой в жилых домах теплосчетчиков.
По данным АО «Трансэнерго», в настоящее время  всего 896 жилых домов из 2 054 (сюда входят не только многоквартирные, но одно- и двух этажные) признаны пригодными для установки приборов учета тепловой энергии. Сегодня ими оснащены лишь 300 домов.
В чем причина — непонятно, но, судя по ценам на приборы — от 700 тысяч до одного миллиона тенге — понятен категорический отказ многих пенсионеров и матерей-одиночек. Хотя условия оплаты предлагаются самые мягкие. Стоимость прибора учета отопления распределяется на всех квартировладельцев и делится на 48 месяцев. Но даже 500-1 000 тенге многим актюбинцам, живущим на пособия и пенсии, кажутся неподъемной суммой.

График работ задает «Нұрлы жол»
— Это проблемы жителей, которые отказываются сообща решать все вопросы, — отметил председатель правления АО «Трансэнерго» Аманбай Сакиев. — Большую помощь в их решении актюбинцам оказывают  управляющие компании. Это учреждения, где есть сотрудники всех служб по отоплению, свету, воде. Это пилотный проект, и он сейчас находится на стадии апробации, но уже в прошлом году эти учреждения помогли актюбинцам создать 12 новых КСК.
Там, где они отсутствуют и нет кондоминиумов, жители могут обратиться непосредственно в управляющую компанию в своем районе. Сейчас в городе их шесть, но скоро  количество увеличится до 30.
В целом по области объем финансирования работ по подготовке объектов коммунальной инфраструктуры за счет собственных средств предприятий и местного бюджета составил 9,6 миллиарда тенге.
Уже сейчас  отремонтировано 192 котельных из 445 и 238,3 километра теплосетей.
В 366 из 2 237 жилых многоквартирных домах произведен текущий ремонт кровли и инженерных сетей подвальных помещений.
Идет ремонт и на АО «Актобе ТЭЦ». Уже отремонтировано пять котлоагрегатов, четыре турбогенератора и три водогрейных котла.
В рамках программы «Нұрлы жол» в сентябре будет завершена реконструкция котельной № 5 по улице Шевченко. На сегодня уже выполнено 75 процентов всего объема работ. Ведется текущий ремонт 22 котельных, 6 насосных станций и порядка 8 000 единиц запорной арматуры.
За счет собственных сил «Трансэнерго» меняет 500 метров тепломагистралей в Актобе.
Так что город и область будут готовы к зиме в срок, уверен руководитель теплопредприятия.
Заместитель руководителя управления энергетики и ЖКХ Айбек Кайыр сообщил, что в рамках программы «Нұрлы жол» в районах  реализуются 13 проектов теплоснабжения. Они будут завершены уже в этом месяце.
— Запланировано произвести ремонт на 1 632 социальных объектах области, более 60 процентов работ уже сделано, – сказал он. – Проблемы есть. Например, в рамках «Нұрлы жол» модернизируется центральная котельная в городе Алге. Трудность в том, что времени осталось мало, а объем работ очень большой. Надо закончить в срок и модернизацию теплосетей в селе Бадамша Каргалинского района, где очень много работы.
Как отметил Кайыр, работы по проектам в рамках этой программы начинаются лишь в июле, времени на их производство остается крайне мало.
— К сожалению, ничего изменить не можем, — посетовал замруководителя управления. — Бюджет по этой программе утверждается в марте,  в апреле деньги поступают к нам, затем полтора-два месяца проводятся конкурсные процедуры. В итоге подрядные организации приступают к работе в июле и зачастую авралят, чтобы успеть завершить к сроку.
У нас есть негазифицированные районы, и для обеспечения теплом бюджетных организаций нам необходимо заготовить более 40 тысяч тонн твердого топлива (угля) и около 6 тысяч тонн жидкого (дизтоплива). На сегодня заготовлено более 28 тысяч тонн. Я уверен: все работы будут завершены в срок.

Административный ресурс
В том, что все подготовительные работы будут завершены в срок, уверен и заместитель акима Актобе Нагымжан Алдияров.
— После завершения прошлого отопительного сезона кооперативам собственников квартир и кондоминиумам города было поручено отработать график работ по подготовке к следующему сезону, — напомнил замакима города. — Ежедневно специалисты отдела жилинспекции проводят выездные совещания, в ходе которых проверяют темпы подготовки к отопительному периоду, их соответствие заявленному графику. Ежеквартально КСК обязаны отчитываться перед жильцами о целевом расходе средств.
Мы стараемся своевременно решать проблемы. На основании обращений проводим выездные совещания с участием представителей коммунальных служб. Но в основном сами инициируем выезды и проверки. Уже проверили более 70 процентов всех КСК и более 500 домов.
Кое-какие проблемы приходится решать самому акиму города, как говорится, в ручном режиме. Не так давно он лично побывал в одном из жилых домов на улице Жургенова, где КСК «Казына» практически не занималось подготовкой дома к отопительному периоду.
Еще одной болевой точкой стал жилой дом по улице Маресьева. Оказалось, управляющая компания «Табыс» должным образом не выполняла свои обязанности. Аким дал компании неделю на исправление недоработок.
Кстати, из 1 690 многоквартирных жилых домов свыше 300 являются бесхозными. Но Нагымжан Алдияров заверил, что акимат города занимается проблемой и их количество постепенно уменьшается:
— В домах с добросовестными КСК и кондоминиумами подготовка к отопительному сезону идет значительно быстрее. В случае их отсутствия возникают проблемы. Мы ежедневно посещаем около шести домов, которые испытывают трудности с подготовкой.  Без отопления жильцы этих домов не останутся.  В каждом доме был выбран старший, который соберет деньги с жильцов и оплатит работу сварщика, сантехника, ремонтные работы. Курировать процесс будет отдел жилищной инспекции.
До начала отопительного сезона 2016-2017 осталось чуть более двух месяцев. Судя по обещаниям представителей ЖКХ, «Трансэнерго» и городских властей, осенью город и область мерзнуть не будут. Но, как гласит народная мудрость, поживем — увидим.

 

На 9 августа бюджетным организациям при плане 40,9 тысячи тонн необходимого твердого топлива поставлено 28,7 тысячи тонн, а из запланированных 5,8 тысячи тонн дизельного топлива поставлено 0,9 тысячи тонн.

 

На сегодня предоставили паспорта готовности к отопительному сезону всего:
— городские школы №№ 1, 2, 39, 25, 27, 38;
— дошкольные организации №№ 14, 38, 37, 4, 33, 9;
— художественный лицей.

 

На 9 августа к отопительному сезону подготовлено более 90 процентов теплосетей города, 70 процентов действующих КСК и кондоминиумов отрапортовали о готовности.

транс_reswm

Если в вашей квартире холодно

Причины:
износ системы теплоснабжения;
некачественное регулирование и настройка теплоснабжения в доме;
ошибки на стадии проектирования или СМР систем теплоснабжения;
незаконное вмешательство лиц в конструкцию и переоборудование внутридомовой системы теплоснабжения;
низкая энергоэффективность здания, низкая тепловая защита зданий, нарушения технологии строительства.
Куда жаловаться
Распределение тепловой энергии по дому и квартирам — ответственность владельцев квартир. В случае, если расходы по содержанию внутриинженерных сетей включены в расходы по содержанию жилья, то все претензии к вашей сервисной организации либо КСК.

Что делать
Для начала узнайте, одиноки  ли вы в своей беде или ваши соседи столкнулись с той же проблемой? Надо ситуацию изучить в вашем подъезде и в соседних. Если проблема общая для всего подъезда или дома, то решить ее всем миром гораздо проще.
Первым делом следует замерить температуру в помещениях квартиры. По нормативам температура в комнатах должна быть не ниже +18 С, а в угловых не ниже +20 С. Если показания термометра ниже нормативной температуры, то вам следует обратиться в диспетчерскую вашей сервисной организации (КСК, кондоминиум).
Что можно предпринять своими силами
Прежде всего следует исключить проникновение холода через оконные проемы, двери, межпанельные щели. Если окна деревянные, то оконные стыки следует проклеить оконным герметиком, открывающиеся форточки и наружные двери снабдить уплотнителями. Также следует обработать герметиком примыкания стекла и рамы.
Если в стенах образуются пустоты и есть проблемы с теплоизоляцией, нужно сбить штукатурку и заполнить пустоты монтажной пеной.
Не помешает оклеить наружные стены теплоизоляционным материалом. Утеплите стены за радиаторами фольгированными теплоизоляционными листами.
Очистить радиаторы и стояки от слоев старой краски и для большей теплоотдачи покрасить их в черный цвет.
Если вы живете на последнем этаже, не забывайте спускать воздух из системы.
Если у вас температура радиатора на ощупь существенно ниже температуры стояка, то, скорее всего, он зашлакован и его следует промыть.

 

Санат РАШ
Нина ГРУЗИНОВА

Возвращаясь поздно ночью домой на машине с улицы Жаманкулова, что на Москве,  мы повернули  на сельмашевский мост. Автотранспорта  на дороге почти не было. И тут неожиданно появилась патрульная машина, которая по громкоговорителю потребовала остановиться. Конечно, находясь на мосту, мы не стали подчиняться приказу блюстителя закона: остановились, лишь миновав мост. Представившись, полицейский пояснил, что мы нарушили правила дорожного движения, повернув налево. Но это был наш, проторенный  годами маршрут от родителей домой. Выяснилось, что недавно установили новый дорожный знак, запрещающий поворачивать налево с улицы Жаманкулова. Благо, полисмен на первый раз ограничился предупреждением.
Казалось бы, что в этом такого? Да дело в том, что сей факт произошел еще в начале прошлого года. Но до сих пор вижу: многие водители «не замечают» запрещающий дорожный знак на данном участке даже средь бела дня. Надеюсь, прочитав эти строки, полицейские не будут караулить нарушителей из-за кустов на этом перекрестке.  Есть и другие места. На той же Москве, на каждом углу выставлены знаки, запрещающие езду со скоростью более 40 километров в час. Спрашивается, кому в голову пришло такое новаторство? В этом спальном районе особо  и не разгонишься, даже если сильно постараться. Дороги не те.
Недавно я посетил Германию. Конечно, о качестве тамошних дорог наслышаны все. Но без курьеза все-таки не обошлось. Нас, группу гостей, встречающая сторона из одного города  в другой возила на большом автобусе. Так получилось, что однажды в нашем автобусе один пассажир остался без места. Он стоял. То ли в знак  гостеприимства, то ли другого выхода у него не было, но водитель посадил гостя возле себя. Но надо было видеть его взволнованное лицо. Все время  следования до назначенного пункта, а на это ушло 50 минут, водитель разными жестами  объяснял гостю-итальянцу, что он, если их остановит полицейский, должен прикинуться его помощником или запасным водителем. Но, к нашему удивлению, за несколько дней пребывания в этой стране мы так и не увидели ни одного стража правопорядка.
Вот почему хочется призвать наших граждан к соблюдению правил вождения. Может, тогда и у нас дорожных полицейских будет меньше, а там, глядишь, и вообще не станет.

Колонка "Взгляд"