Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

«Западная Европа — Западный Китай»: дорога будущего

750-километровый участок дороги в рамках мегапроекта «Западная Европа-Западный Китай» будет сдан в эксплуатацию в 2011 году.

Республиканская информационно-пропагандистская группа, возглавляемая министром транспорта и коммуникаций РК Бериком Камалиевым, побывала в нашей области на минувшей неделе. Ее цель — разъяснить Послание Президента страны «Построим будущее вместе!».

Но прежде чем встретиться с активом области, министр ознакомился с ходом реконструкции международного транспортного коридора «Западная Европа — Западный Китай» на участке автомобильной дороги «Актобе-Мартук-граница РФ».

На четвертом километре дороги представитель генерального подрядчика местного филиала АО «Дженгиз Иншаат Санайии Ве Тиджарет А.Ш.», занимающегося реконструкцией автодороги, Йигит Языджи проинформировал Берика Камалиева о том, что выполнен весь объем работы, запланированной на нынешний год. Общая протяженность автодороги составляет 102 километра.

— На сегодня мы завершили асфальтовое покрытие 40 километров дороги. Здесь задействованы более тысячи человек, 250 самосвалов, работают 2 асфальтобетонных завода. В реконструкции используются щебень, железобетонные изделия актюбинского производства. Общая проектная стоимость — 14 миллиардов тенге, из которых освоено уже около 4 миллиардов, — доложил Йигит Языджи.

Также будут построены пять мостов и путепровод через железную дорогу в районе Хлебодаровки. Строительство моста на 35-м километре через речку Таныберген уже практически закончено. Работы на путепроводе завершены на 40 процентов, зимой начнется его монтаж.

Затем глава транспортного ведомства страны Берик Камалиев принял участие в совещании актива региона под председательством акима области Архимеда Мухамбетова. В своем выступлении министр подробно остановился на впечатляющих успехах в экономическом, политическом, социальном развитии, достигнутых республикой за последние два десятилетия.

Так, за годы независимости было построено 500 объектов здравоохранения, 750 новых школ и 5 тысяч 302 дошкольных учреждения. В рамках программы форсированного индустриально-инновационного развития в прошлом году введено в эксплуатацию 152 предприятия общей стоимостью более 800 миллиардов тенге.

Государственные программы обеспечили постоянной работой 24 тысячи казахстанцев, — подчеркнул Берик Сайлауович. — В рамках «Дорожной карты» создано более 400 тысяч рабочих мест. Все это благодаря инициативе Главы государства.

Сегодня международные резервы Казахстана составляют 63 миллиарда долларов. В экономику привлечено 122 миллиарда долларов прямых иностранных инвестиций. Более чем в 11 раз возрос объем экспорта, который в 2010 году составил почти 60 миллиардов долларов. Таможенный союз с участием России, Казахстана и Беларуси открыл стране рынок с населением около 170-ти миллионов человек и суммарным ВВП в объеме 1,4 триллиона долларов. Первые итоги работы Таможенного союза показывают, что за 2010 год увеличились объемы взаимной торговли с Россией на 27 процентов и Беларусью — на 56 процентов. Экспорт казахстанской продукции в Россию вырос на 36 процентов. Объем внешней торговли со странами Таможенного союза вырос с 13 до 16,5 миллиарда долларов и составил 18,5 процента от общего товарооборота Казахстана.

По поручению Главы государства разработана и реализуется госпрограмма по форсированному индустриально-инновационному развитию до 2015 года.

— Основной вопрос — снижение административной нагрузки на бизнес. Принят закон, согласно которому исключены 350 разрешительных документов. Сегодня Карта индустриализации Казахстана включает 469 проектов, из них 136 республиканских, почти 300 региональных, общей стоимостью 8,3 триллиона тенге. В первом полугодии уже запущено 75 проектов стоимостью 114 миллиардов тенге, во втором полугодии планируется запуск еще 130 проектов почти на 600 миллиардов тенге. И в вашей области очень много крупных, интересных проектов, — отметил выступающий.

И все же главный акцент в Послании Главы государства сделан на социальной модернизации. Так, планируется полностью обновить содержание профессионального и технического образования. Сегодня на базе «Назарбаев Университет» формируется инновационная модель высшего учебного заведения. По стране, в том числе и в Актобе, открываются 20 интеллектуальных школ, профтехколледжей мирового уровня.

Огромная работа выполнена и в сфере здравоохранения. Начата реализация государственной программы развития здравоохранения — «Саламатты Қазақстан». В прошлом году стартовал новый социальный проект — в глубинке курсируют два специализированных лечебно-диагностических поезда «Денсаулық».

Свыше триллиона тенге будет направлено на реализацию принципиально новой программы «Акбулак», которая позволит обеспечить население качественной питьевой водой.

Что касается развития транспортно-коммуникационного комплекса, то за последние 10 лет в эту отрасль вложено 1,4 триллиона тенге. Объем перевозимых грузов за эти годы возрос с 1,3 до 2,4 миллиарда тонн, или в 1,8 раза. Пропускная способность железных дорог увеличилась со 172 до 266 миллионов тонн, или в полтора раза, — констатировал министр. — За годы независимости реализован ряд отраслевых программ. Доля транспортно-коммуникационного комплекса Казахстана в ВВП страны в среднем составляет 9 процентов. Построено 740 километров новых железных дорог «Хромтау-Алтынсарино», «Аксу-Дегелен», «Шар-Усть-Каменогорск», что сократило расстояние перевозок внутри страны без выхода на территорию соседних государств.

Приведены в порядок около 39 тысяч километров автодорог, проведена реконструкция 10-ти аэропортов страны, увеличена мощность морского порта Актау. В рамках принятой отраслевой программы по развитию транспортной инфраструктуры до 2014 года сегодня реализуется 63 инфраструктурных проекта на 2,8 триллиона тенге. В ближайшие два-три года будет построено порядка 1 600 километров новых и электрифицировано 1 700 километров железных дорог, построено и реконструировано около 50 тысяч километров автодорог.

Но все же главным является мега-проект реконструкции трансконтинентального коридора «Западная Европа — Западный Китай».

Общая протяженность коридора по территории Казахстана составляет 2 787 километров и проходит он по территориям

5-ти областей страны. Реконструкции подлежат 2452 километра дороги: в Актюбинской — 358, Кызылординской — 812, Южно-Казахстанской — 448, Жамбылской — 495 и Алматинской областях — 342. Общая стоимость проекта составляет 804 миллиарда тенге.

— В проекте работают свыше 35 тысяч дорожных работников. В перспективе будет задействовано около 50 тысяч человек. Мобилизовано свыше 6 тысяч единиц техники, 30 асфальтобетонных, 24 цементнобетонных завода, 32 дробильные установки. Такого проекта еще никогда не было. В рамках проекта развиваются и смежные отрасли. Открыто и модернизировано 21 производство. Это два цементных завода в Таразе и Шымкенте, два щебеночных завода в Кызылорде, завод по производству дюбелей для цементнобетонного покрытия в Алматы, два битумных завода в Кызылорде и Шымкенте и лакокрасочный завод в Алматы. Свыше 200 предприятий малого и среднего бизнеса в сфере общественного питания, торговли, транспорта, поставки стройматериалов оказали услуги почти на 4,5 миллиарда тенге. Среднемесячный фонд зарплаты задействованных в проекте составляет 1 миллиард 847 миллионов тенге, — продолжил Берик Камалиев.

В целом завершение строительства коридора предусмотрено в 2013 году, а в Актюбинской области — уже к концу следующего 2012 года. Завершение проекта позволит сократить сроки доставки грузов из Китая в Европу автотранспортом почти в 3,5 раза по сравнению с морским путем.

В целом по автодорожной отрасли будет реконструировано около 5 тысяч километров, отремонтировано 6 тысяч километров автодорог республиканского значения и 10 тысяч километров дорог местного значения. В нашей же области, кроме реконструкции участков Актобе-Мартук, Уральск-Актобе, в нынешнем году из республиканского бюджета было выделено 600 миллионов тенге на капитальный ремонт участка автодороги Карабутак-Комсомол-Ушкатты и автодороги Актобе-Болгарка-Шубаркудук.

В 2015 году планируется завершить реконструкцию всех

6-ти международных автодорожных транзитных коридоров Казахстана общей протяженностью 8 415 километров.

В железнодорожной отрасли по инициативе президентов Казахстана, Туркменистана и Ирана реализуется проект по строительству железнодорожной линии Узень-госграница с Туркменистаном. Новая линия позволит сократить расстояние транспортировки в направлении Север-Юг более чем на 600 километров и обеспечит выход к Персидскому заливу. Строительство железнодорожного участка Жетыген-Коргас позволит путем открытия второго пограничного перехода с КНР сократить расстояние от Китая до южных регионов Казахстана и стран Центральной Азии на 500 километров. Уже в декабре будет осуществлена стыковка на границе Казахстана и Китая. А проезд по новым железнодорожным линиям будет обеспечен к 20-летию Независимости страны. Реализация всех этих проектов увеличит объем транзита по железнодорожным магистралям страны на 25 процентов к 2015 году.

— В этом году у нас небывалый урожай зерна. Нам надо отгрузить 10 миллионов тонн зерна, продавать ежемесячно миллион тонн. Сегодня через Казахстан проходит 15 миллионов тонн транзитных грузов, нам необходимо увеличить транзит до 25 миллионов, доходы должны составлять не менее полутора миллиардов долларов. Также активно формируются транспортно-логистические центры. Первым крупным проектом является создаваемая на границе с Китаем экономическая зона «Хоргос-Восточные ворота», которая будет работать по принципу сухого порта. В целом по республике действует свыше 10 ТЛЦ, в Актобе их два. Мы будем их развивать, — пообещал министр.

По итогам совещания глава транспортного ведомства страны поручил областному департаменту Комитета автодорог проконтролировать работу строительных организаций.

В свою очередь директор областного департамента Комитета автомобильных дорог Мин-транскома РК Баглан Баймагамбетов отметил, что для дорожных строителей созданы комфортные условия.

— В этом году нашим департаментом осваивается более 13 миллиардов тенге, в основном это участки транзитного коридора «Западная Европа — Западный Китай». Первый участок Карабутак – Иргиз — граница Кызылординской области протяженностью 215 километров уже введен в эксплуатацию. На днях завершилась государственная приемка дороги. Она построена по всем требованиям СНИПов, качественно и в срок, — доложил Баглан Баймагамбетов министру.

Также директор департамента автодорог рассказал, что при изъятии земель во время строительства участка дороги «Актобе-Мартук-граница РФ», благодаря поддержке исполнительной власти было сэкономлено 80 миллионов тенге.

— Пятиступенчатый контроль, который внедрен в системе дорожного строительства, позволяет нам сохранять все нормы и строить качественную дорогу, но это не дает нам права расслабляться, — заверил Баглан Баймагамбетов.

Подытожил совещание аким области Архимед Мухамбетов.

— У нас много вопросов по строительству дорог. На ремонтные работы местный бюджет выделяет больше денег, чем республиканский, — подчеркнул глава региона и попросил министра увеличить в ближайшие годы финансирование.

В числе приоритетных проектов — строительство дороги Иргиз-Акшаганак, благодаря которому расстояние до Астаны будет сокращено более чем на 300 километров.

— Актобе также нужен южный объезд. Сейчас получается, что у нас основной транзит автотранспорта проходит по центру города. В планах через два-три года открыть дорогу в сторону Атырауской области — это 320 километров. Магистраль пересечет четыре района — Алгинский, Мугалжарский, Темирский и Байганинский. Она очень важна. Сейчас у нас имеются проекты на 8 миллиардов тенге. Просим вашего содействия в их реализации, — заключил Архимед Мухамбетов.

Асия НУРПЕИСОВА

Колонка "Взгляд"