Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Завод по сборке лифтов планируют построить в Актобе

Первый подъемный механизм под брендом «Qaz-Bel Лифт» обещают выпустить уже в декабре.

Белорусское качество с казахстанским содержанием
Еще в 2007 году в нашем городе свою работу начало предприятие «Жигер – Актобе», которое занималось и занимается по сей день поставкой и монтажом лифтового оборудования не только в Актобе и область, но и в Атырау, Актау, Уральск и Костанай.
– В связи с тем, что наша компания является официальным дилером завода «Могилевлифтмаш» уже много лет, в 2018 году созрело решение о создании на территории города Актобе завода, на котором изготавливались бы какие-то компоненты подъемных механизмов, и в целом, используя основные комплектующие из Беларуси, собирать могилевские лифты здесь, на месте.
В конце 2018 года в Беларуси мы подписали меморандум с «Могилевлифтмашем» о создании предприятия по совместному производству лифтового оборудования на территории Актюбинской области. Так, в январе появилась компания «Qaz-Bel Лифт». Сейчас лифты возим, но некоторую отверточную сборку производим в Актобе на нашей арендованной базе, – рассказывает директор ТОО «Qaz-Bel Лифт» Кайрат Жумагалиев (он же является и руководителем ТОО «Жигер – Актобе»).
Весной нынешнего года новое предприятие и социально-предпринимательская корпорация «Актобе» подписали договор о совместной реализации данного инвестпроекта. Общая сумма инвестиций – 201 миллион тенге. По словам директора, стороны попытаются обойтись собственными средствами. Если не получится, то привлекут заемные средства. В индустриальной зоне «Актобе» компании «Qaz-Bel Лифт» предоставили земельный участок, пока это 1 га, и инженерные сети. На сегодня все готово для строительства двух цехов – сварочного и листогибочного, где будут изготавливать двери для кабин и рамы. Построить и запустить завод планируется до конца 2019 года. Здесь будет создано 20 рабочих мест. На начальном этапе откроется сборочный цех, все комплектующие будут поставляться из Республики Беларусь. Постепенно долю казахстанского содержания на предприятии доведут с 30 до 70%. Первый лифт под брендом «Qaz-Bel Лифт» планируется выпустить уже в декабре. В настоящее время произведено ограждение территории. Заказаны металлоконструкции для строительства завода.

Нужна поддержка государства
– Если нас поддержит государство, то есть будут поступать госзаказы, потому что замена лифтов производится только по решению госоргана, тогда, конечно, почему бы не расширяться? Сегодня мы заявили, что нам нужен 1 га земли, и что сможем обеспечить работой 20 человек. Будет нужно больше лифтов, следовательно, будет больше рабочих мест.
Четыре года дается на становление. В этот период будем оплачивать только коммунальные услуги. Затем либо станем платить аренду в зависимости от рыночной стоимости на год оплаты, либо выкупим. По последней оценке, земля обойдется около 11 миллионов тенге, – продолжает собеседник.
Планируемая мощность предприятия – 300 лифтов в год. Все будет зависеть от заказов, в том числе государственных. Лифтовая продукция очень востребована. В Актюбинской области сейчас строительство идет ударными темпами, включая возведение многоэтажных домов, особенно в областном центре. К тому же потребность замены старых лифтов довольно высока. На сегодняшний день компания меняет 18 лифтов. В одном Актобе 150 устаревших лифтов ждут своей очереди на модернизацию. Плюс к этому они поставляются для новых коммунальных и государственных объектов и коммерческого строительства. Всего на конец мая ТОО «Qaz-Bel Лифт» завезло 25 могилевских лифтов, 20 из них под новым брендом. Это единственные лифты в мире, на которые дается 25-летняя гарантия. Кроме того, это предприятие может изготавливать лифты, подходящие по конфигурации для многоэтажек советских времен. Заказы есть постоянно. К тому же предприятие участвует в тендерах по госзакупкам.
В компании заверили, что в Казахстане лифтостроительных заводов как таковых нет. Есть небольшие сборочные цеха. В Западном Казахстане аналогов этому производству точно нет.

Безопасность прежде всего
– Все опасные механизмы, такие как лебедки, канаты, будет поставлять Могилев, потому что в лифтах на первое место мы ставим безопасность. Створки дверей, кронштейны, конечно, будем изготавливать своими силами. Металл планируется использовать казахстанский. Раскрой металла, листогибочный процесс, покраску мы сможем производить сами. Со временем наработаем опыт, начнем делать створки дверей, собирать кабину. Чтобы выпускать лебедки, необходим литейный цех. Его мы точно никогда не построим. Все механизмы, отвечающие за безопасность, будут поставляться из Беларуси. Клинья, например, которые отвечают за
безопасность при обрыве каната и фиксируют кабину. Это очень серьезная и большая разработка. Мы же не можем ее забрать у Могилева. Тем более, что она запатентована. А если говорить о кабельной продукции, то постепенно перейдем на казахстанскую, – заверяет Кайрат Жумагалиев. – Электрический шкаф разработаем свой, но платы все равно останутся могилевскими, хотя спайку будем делать сами. Но если в будущем завод «Актюбрентген» сможет освоить выпуск плат, то воспользуемся этой возможностью, почему бы нет. Еще десять лет назад этот завод заявлял о выпуске лифтов, но потом там пришли к мнению, что производство рентгеновской аппаратуры в несколько раз выгоднее, тем более это профильное производство.
Выбор на Могилевский лифтостроительный завод пал не случайно. Почему? Потому что это государственное предприятие. В России все подобные заводы частные. Есть в Москве Щербинский лифтостроительный завод. Сейчас готовится сделка о продаже земли, на которой он находится. Сам завод просто закроется. Оборудование стоит гораздо дешевле, чем земля. Со многими другими российскими лифтостроительными предприятиями практически та же самая история. А вот «Могилевлифтмаш» был, есть и будет. Потому что это госпредприятие. Если компания сотрудничает с государственным предприятием, то у нее хорошие перспективы.

Десять лет пути к цели
«АВ» попросил директора компании подробнее рассказать, как он пришел к решению о сборке могилевских лифтов в Актобе.
– Как я уже говорил ранее, в течение 10 лет мы являемся официальными представителями завода «Могилевлифтмаш» в Казахстане. И на протяжении всего этого времени шли какие-то разработки, договора, складывалась ценовая политика и система скидок. Когда мы пришли в Могилев впервые, то о никаких скидках речь не велась. В первый год мы заказали 100 лифтов и все их поставили потребителям – к нам присмотрелись. Во второй год заказали 200 лифтов – с нами уже начали разговаривать. Потом больше, с нами начали считаться. Сейчас наша компания является единственным дилером Могилевского лифтостроительного завода в Западном Казахстане. Если точнее, то теперь их два – ТОО «Жигер – Актобе» и ТОО «Qaz-Bel Лифт». Но это все мы, – улыбается собеседник. – Могилев дал нам сначала 1% скидки, потом 2, 3. Мы спросили: а если будем красить сами? Там посчитали и увеличили скидку. А если кронштейны сами станем изготавливать? Это листогибочная процедура, которая высокой технологии не требует. В конечном итоге был получен список того, что завод сможет нам отдать на местное производство. В итоге получилось, что изначально 30% от общего производства лифта мы можем делать у себя. Передали нам чертежи, но, естественно, с условием сохранения коммерческой тайны и производственных секретов. Был заключен контракт, что в случае разглашения или передачи чертежей третьей стороне сразу же последуют штрафные санкции в размере 100 тыс. евро и другие негативные для совместной работы последствия. Начнем с 30% и, думаю, постепенно долю казахстанского содержания доведем до 70%.
И все же ТОО «Qaz-Bel Лифт» – это совместное предприятие или нет? Юридически – это казахстанская компания. Но само производство де-факто является совместным. Компания не сможет его запустить без согласования с Могилевским заводом.

Экспортный потенциал
Кайрат Жумагалиев утверждает, что вполне может поставлять лифты в Оренбург. И по цене конкурировать. Были такие случаи, когда Оренбург через «Жигер – Актобе» приобретал белорусские лифты.
– Хотя бывают моменты, когда нам, как дилерам, сверху говорят, что нельзя переходить дорогу российскому дилеру. Но когда мы станем собирать лифты в Казахстане с позиции совместного белорусско-казахстанского производства, ситуация будет несколько иной, более выгодной для нас. Ведь предприятию необходимо расширять географию поставок. По качеству и безопасности, конечно же, лифты, собранные в Актобе, отличаться от могилевских не будут. Но цена снизится процентов на 10-15. К тому же в будущем мы видим автоматизацию производства, что тоже скажется на цене в сторону уменьшения. Правда, стоит учитывать, что не последнюю роль в ценообразовании играют стоимость металла и дизельного топлива (поставки из Могилева осуществляются автотранспортом), – поясняет директор ТОО.
Также он отметил, что довольно перспективным направлением является производство и сборка стокилограммовых кухонных лифтов. Здесь нет очень жестких требований к
безопасности, как к пассажирским лифтам. Поэтому в данном случае вполне вероятно достичь 80% казахстанского содержания. В таких подъемных механизмах тоже есть потребность: детские сады, школы, больницы и т.д.
А возвращаясь к теме государственной поддержки, в ТОО привели такой пример. Есть алматинская компания «Буран-бойлер». Все государственные учреждения устанавливают газовые котлы этой компании. А предприятие развивается. «Qaz-Bel Лифт» тоже хочет выйти с предложением в профильное министерство, чтобы на всех объектах государственной собственности в нашей стране устанавливались лифты казахстанского производства-сборки.
– В стране таких предприятий три, включая наше. Но они собирают китайские лифты, а мы решили сотрудничать с белорусским лифтостроительным заводом. Многие предпочитают ставить европейские подъемные механизмы. Но их срок службы не превышает 6-8 лет. Да и запчасти придется из-за границы ждать, потом растаможивать. Мы же практически сразу можем поставить необходимую деталь, а срок службы могилевских лифтов составляет 25 лет, – резюмирует Кайрат Жумагалиев.
Владимир БУРЬЯНОВ

Колонка "Взгляд"