Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

«ЗЕЛЕНАЯ» АЛЬТЕРНАТИВА КАЗАХСТАНСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Понятие «зеленая экономика» все чаще можно встретить на страницах печати и в деловом обиходе.  В разных странах это явление все больше приобретает массовый характер и, безусловно, относится к числу актуальных приоритетов глобального мирового развития. Но что мы знаем о сути и значимости данного явления, и насколько серьезным должно быть его восприятие в казахстанском обществе?

Наши наблюдения, как и обращение к экономической литературе, показывают, что однозначного ответа на поставленные вопросы не может быть. Одни считают, что «зеленая экономика» лишь новомодный термин, который заменяет ставшее привычным экологическое развитие. По мнению других, это новые отрасли экономики, которые помогут улучшить природу страны. Еще более продвинутые связывают ее с новыми технологиями, внедрение которых позволит улучшить состояние экосистемы общества. Получило распространение и такое понимание этой категории, как новый этап развития производства, целью которого является выпуск экологически чистых продуктов.

Вероятно, можно назвать еще не менее десятка различных определений, каждое из которых в той или иной степени очень близко к истинной сути выражения. Согласно научно обоснованным определениям «зеленая экономика» — это экономика, направленная на сохранение благополучия общества за счет эффективного использования природных ресурсов, а также обеспечивающая возвращение продуктов конечного пользования в производственный цикл? В первую очередь, «зеленая экономика» направлена на экономное потребление тех ресурсов, которые подвержены истощению (полезные ископаемые — нефть, газ), а также на рациональное использование неисчерпаемых ресурсов. В основе инициативы лежат чистые, или, как их теперь стали называть, «зеленые» технологии. В исследованиях казахстанских ученых уже дано обоснование, что развитие «зеленой экономики» позволит избежать нашей стране экологического кризиса, который затронул многие постиндустриальные страны. Вот почему идея стала одним из главных приоритетов Стратегии развития Казахстана до 2050 года.

На открытии третьей сессии Парламента РК пятого созыва 2 сентября 2013 года Президент страны особо подчеркнул необходимость быстрее приступить к рассмотрению законодательных основ для становления и развития новой экономики.

В связи с этим Правительству было поручено ускорить внесение на рассмотрение Парламента соответствующих законопроектов. И в декабре Парламентом был принят законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и проведения международной специализированной выставки «ЭКСПО-2017» в Астане». Тема выставки «Энергия будущего» в полной мере соответствует глобальным вызовам времени. Вслед за этим на рассмотрение парламентариев был представлен проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам перехода Республики Казахстан к «зеленой экономике».

Цель принятия законопроекта — способствовать переходу к «зеленой экономике» с учетом уже достигнутых результатов и наработок. Как известно, первый этап связан с реализацией курса на устойчивое развитие страны в долгосрочном периоде. Этот курс последовательно осуществляется, начиная с 2006 года. На первом этапе он был тесно увязан с достижением целей Стратегии развития Казахстана до 2030 года. И согласно требованиям, изложенным в Послании Президента РК народу Казахстана (2006 г.) был взят за основу Стратегии вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Уже тогда в качестве единого целого были определены три вектора развития страны — экономический, социальный и экологический. Реализация этого курса была направлена на достижение баланса экономических, социальных, экологических и политических аспектов развития РК. Он и сейчас рассматривается как основа повышения качества жизни и обеспечения конкурентоспособности в долгосрочной перспективе. Названные Стратегии сыграли интегрирующую роль по отношению ко всем другим программным документам.

Видимым результатом реализации данного курса стало повышение качества жизни до уровня наиболее конкурентоспособных и развитых стран мира. Кроме того, были созданы необходимые и важные механизмы повышения эффективности использования ресурсов, нового качества экономического роста, увеличения численности населения. Они сыграли заметную роль и в повышении качества трудовых ресурсов; улучшении состояния окружающей среды за счет снижения антропогенного давления, а также в решении «исторических» экологических проблем, обеспечении устойчивости развития всех регионов республики.

Наличие названных Стратегий для Казахстана — выигрышный момент. Он состоит в четком определении главных принципов, приоритетов. Стратегии обосновывают механизмы и инструменты интеграции ресурсов, устанавливают целевые параметры развития и служат практической основой для индикативного планирования развития государства в целом, его регионов, отраслей и всех субъектов экономики. Они также обеспечивают преемственность в последовательной разработке кратко-, средне- и долгосрочных планов индустриального развития. Прежде всего на основе глубокой диверсификации экономики, внедрения «прорывных» технологий и перехода страны на инновационный путь развития, включая уровень регионов, отраслей и национальных компаний.

Новый этап осуществляется на планомерной основе и связан с реализацией Концепции перехода РК к «зеленой экономике». В ней заложены основы для еще более глубоких системных преобразований общества, цель которых — переход к экономике новой формации. Повышение качества жизни населения и вхождение Казахстана в число 30 наиболее развитых государств мира должны осуществляться при минимизации нагрузки на окружающую среду и недопущения деградации природных ресурсов. При этом наиболее приоритетными задачами, стоящими перед страной, являются: а) повышение эффективности использования всех ресурсов и управления ими; б) модернизация существующей и строительство «зеленой» инфраструктуры; в) повышение благополучия населения и качества окружающей среды, повышение национальной безопасности, включая водную безопасность.

Концепция перехода к «зеленой экономике» будет реализована в три этапа и рассчитана до 2050 года. На первом этапе, до 2020 года, основным приоритетом государства станет оптимизация использования ресурсов и повышение эффективности природоохранной деятельности, а также создание «зеленой» инфраструктуры. На втором этапе, до 2030 года, эта инфраструктура позволит начать преобразования национальной экономики, ориентированной на бережное использование воды, стимулирование развития и широкое внедрение технологий возобновляемой энергетики, а также строительство сооружений на базе высоких стандартов энергоэффективности. Третий этап продолжится до 2050 года. Он предполагает переход национальной экономики на принципы так называемой «третьей промышленной революции», требующие использования природных ресурсов при условии их возобновляемости и устойчивости.

Согласно Концепции будут реализованы целенаправленные меры по приоритетным направлениям, которые предполагают устойчивое использование водных ресурсов; развитие устойчивого и высокопроизводительного сельского хозяйства; энергосбережение и повышение энергоэффективности; развитие электроэнергетики; создание эффективной системы управления отходами; снижение загрязнения воздуха; создание эффективных систем сохранения и управления экосистемами. Все эти вопросы реализации перехода к «зеленой экономике» должны регулироваться адекватными требованиям времени законодательными актами, имманентно присущими идеям Концепции перехода Республики Казахстан к «зеленой экономике».

Инструментами решения названных задач по секторам экономики являются уже действующие государственные программы и документы, в которых уже отражены различные направления «зеленого» развития. К их числу относятся такие, как Программа по развитию агропромышленного комплекса в РК на 2013-2020 годы; «Агробизнес-2020»; ГП ФИИР на 2010-2014 годы и ее проект на новый период до 2019 года; Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы; программы развития территорий, стратегические планы государственных органов; отраслевая программа «Жасыл даму» на 2010-2014 годы и другие программы. Однако все они нуждаются в изменениях и дополнениях в части внедрения основных положений Концепции перехода к «зеленой экономике».

С учетом корректировки программы должны отражать новые акценты по наиболее важным вопросам. К ним относятся — улучшение качества воздуха, управление отходами производства и потребления, борьба с опустыниванием, деградацией земель, повышение почвенного плодородия, развитие рыболовства, аквакультур и воспроизводство рыбных ресурсов и др. Как известно, часть этих работ уже выполняется. В том числе планируется разработка Государственной программы по управлению водными ресурсами на 2014-2040 годы. По имеющимся расчетам, к 2050 году преобразования в рамках «зеленой экономики» в РК позволят дополнительно увеличить ВВП на 3%, создать более 500 тысяч новых рабочих мест, сформировать новые отрасли промышленности и сферы услуг, обеспечить повсеместно высокие стандарты качества жизни для населения.

На первом этапе реализации Концепции к числу важнейших направлений работы парламентариев относятся прежде всего вопросы внедрения совершенно новых подходов к эффективности использования энергии. Для того, чтобы выполнить поставленную Главой государства в Стратегии «Казахстан-2050» задачу — до 2020 года обеспечить экономию энергии по 2,5% ежегодно, а после 2020 года по 3,5%. В таком случае будет достигнут необходимый уровень энергоэффективности отечественных предприятий с одновременным выполнением задач в рамках построения «зеленой экономики». Повышение эффективности и энергосбережения требует совершенствования законодательства и формирования совершенно новой культуры энергосбережения как в экономике, так и в повседневной жизни.

Задачи первого этапа не могут решиться мгновенно. Они требуют детализации по направлениям и по срокам. На мой взгляд, прежде всего наши усилия должны быть сосредоточены на создании условий для масштабного распространения нетрадиционных источников энергии, для чего у нас есть все необходимые возможности и потенциал. При этом развитие возобновляемых источников энергии в Казахстане должно осуществляться на системной основе и требует государственной поддержки.

Необходимость этого в том числе связана с формированием в условиях Казахстана полноценного рынка возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Формирование такого рынка — длительный процесс. Он предполагает определение тарифов на энергию, вырабатываемую ветровыми, солнечными, биогазовыми и гидростанциями; их ежегодную индексацию с учетом инфляции; создание удобных механизмов покупки электрической энергии, в том числе и приобретения ее единым закупщиком; а также принятия мер по поддержке и финансированию проектов ВИЭ, определению лимитов на их комплексное размещение на территории страны.

Размер тарифов зарубежные эксперты рекомендовали установить с использованием метода бенч-маркетинга, когда за основу берутся тарифы других стран, в данном случае развивающих сектор ВИЭ, в сопоставлении с действующими в них ценами на «чистую» электроэнергию. Таким образом, на этом направлении, как и на всех других, много нового. Необходимо более ответственно изучать и полнее учитывать зарубежный опыт. Это позволит нам избежать ошибок, которые были допущены в тех странах, которые уже приступили к реализации этой задачи.

Значительный опыт «зеленого» развития накоплен в целом ряде стран мира. Те, кто бывал в Египте, Израиле, Иране, Ираке и других странах, расположенных существенно южнее Казахстана, могли увидеть расположенные на крышах домов солнечные коллекторы или ветряные установки, стоящие за городскими поселениями. Однако «зеленая экономика» это не только масштабное использование в ряде стран солнечной и ветровой энергии. Это и системные меры по развитию возобновляемой энергии в КНР; введение льготных тарифов в Кении; органическое сельское хозяйство в Уганде и сельская экологическая инфраструктура в Индии; устойчивое городское планирование в Бразилии; грамотное лесоуправление и создание экосистемных услуг в Непале и многое другое.

При этом большинство примеров указывает на то, что эффективное «зеленое» развитие любой страны возможно только при целенаправленной поддержке государства. В этом плане перспективным полем для изучения «зеленого» развития на системной основе, на мой взгляд, представляют государства Евросоюза. Особенно значительных успехов достигли Германия, Финляндия, Италия и другие страны ЕС. С ними, как известно, уже налаживаются тесные партнерские отношения на взаимовыгодной договорной основе. Так, например, «чистыми» технологиями, включая энергосберегающие и энергоэффективные, занимаются многие финские компании. Все они располагают богатым опытом «зеленой» добычи природных ресурсов, при которой природа сохраняется в первозданном виде. Для нашей республики их опыт особенно важен. Казахстан является крупным поставщиком энергоресурсов на мировой рынок, заинтересован в инновационном развитии своей экономики.

В ходе недавнего визита в нашу страну председателя Парламента Финляндии Э. Хейнялуома отмечалась готовность этой страны поделиться своим опытом, поддержать казахстанскую инициативу и присоединиться к Хартии по программе партнерства «Зеленый мост». Надо сказать, что это предложение казахстанского лидера нашло отклик и в других странах мира, прежде всего у наших традиционных партнеров. Например, с партнерами по Таможенному союзу и ЕЭП (Россия и Беларусь) Казахстан уже приступил к взаимовыгодному обмену в этом направлении. В том числе по вопросам добычи «зеленой» нефти и ее технологической переработки. В связи с этим мы должны больше внимания уделять продвижению идеи по созданию «зеленого моста» между развитыми и развивающимися государствами.

Опыт наших финских коллег для казахстанских парламентариев представляет интерес и в части законодательного обеспечения. В том числе в части развития экологического подхода к экономике, ее перевода на рельсы «зеленого» производства и правового обеспечения инновационного развития страны в целом. Дефицит отсутствия четкого правового механизма все мы сегодня пожинаем. Под флагом инновационных Правительством принимается немало программ, в том числе и по отходу от «коричневой» экономики.

На их реализацию затрачиваются огромные бюджетные средства и инвестиционные ресурсы. Но, к сожалению, запланированные показатели диверсификации нашей экономики, сокращения импорта, роста экспорта и наполнение внутреннего рынка качественными отечественными товарами, в том числе продовольственными, все также остаются в сфере ожиданий и оптимистических прогнозов на будущее. В частности, это касается как реализации ГП ФИИР, первый этап которой завершается уже в текущем году, так и программы развития АПК. Однако без внедрения соответствующих правовых механизмов рано говорить о промышленной и продовольственной безопасности страны, а также и о переходе на «зеленые» технологии в этих сферах.

На фоне общих разговоров и отдельных мер по переходу к «зеленому» развитию до конца не определен и тот основной вид новой энергетики, который должен заменить традиционную тепловую генерацию. Интерес к ВИЭ оправдан в условиях дефицита энергоресурсов, их сокращения и роста цен на углеводороды. Однако насколько оправдана ставка на те виды альтернативной энергетики, о которых шла речь в нашей статье и других материалах, опубликованных в казахстанской прессе? Чаще всего под альтернативной энергетикой мы понимаем использование энергии солнца, ветра, геотермальных источников, а также и биотопливо. Специалисты отмечают, что из всех перечисленных источников ВИЭ, используемых в мире, «всерьез можно говорить только об использовании солнечной энергии».

По опубликованным в печати данным, за период с 2002 по 2012 годы мощность мировой ветрогенерации выросла в девять раз, до 283 ГВт; а солнечной генерации — в 45 раз, до 100 ГВт. Несмотря на эти показатели, ВИЭ имеют свои недостатки, к основным из которых относится их низкая мобильность. Такие источники энергии жестко привязаны к конкретным территориям и географическим зонам. Как гидростанция нуждается в реке с достаточным потоком воды и высотой ее падения, так и солнечной батарее для эффективной работы необходимо определенное количество солнечной радиации, соответствующее число солнечных дней в году. В Казахстане все это имеется в наличии, как и соответствующие условия для ветрогенерации. Однако не во всех казахстанских регионах. Опыт Германии показывает, что для нормальной работы парка ветряных установок необходимо создавать еще и парки их поддержки объектами традиционной энергетики. Да и цены на продукцию альтернативных источников энергии сегодня превышают традиционные.

Таким образом, и солнечные батареи, и ветряки — это не совсем замена традиционных источников энергии, а лишь ее дополнение, которое может служить целям экономии как топлива, так и природных ресурсов. Один из путей решения данной проблемы ученые видят в создании гибридных электростанций. Они совмещают в себе — едином энергетическом контуре — классическую тепловую генерацию с альтернативной. При этом могут быть различные вариации таких энергогибридов. В том числе это совмещение солнечных батарей, ветряков или других видов ВИЭ с традиционным источником. Однако даже проектная стоимость таких объектов вызывает у специалистов сомнение в целесообразности их массового применения, к тому же при использовании современных технологий они являются маломощными.

Оптимальным вариантом решения проблемы является дальнейшая разработка технологий для применения атомной энергии. Сдерживающим фактором развития атомной энергетики во всем мире является проблема целевого использования атома в мирных целях.

И все же главным альтернативным источником традиционной тепловой генерации следует считать только атомную энергетику. Существующие мифы являются надуманными, а ограничения носят временный характер. Это подтверждается реальными примерами из практики. В том числе стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), чьи принципы Президент РК Н.А. Назарбаев в январском (2014 г.) Послании народу Казахстана признал базовыми для долгосрочного развития нашего государства. В Японии, где после Фукусимы был введен запрет на эти источники, принято решение о постепенном восстановлении национальных АЭС с ужесточением требований к безопасности их эксплуатации.

В настоящее время в 30 странах мира эксплуатируются 194 АЭС с 435 энергоблоками. Крупнейшими производителями атомной энергии являются США, Япония, Франция, Канада, Китай, Южная Корея, Россия, Украина, Индия и др. Мировым лидером по доле выработки атомной энергии в общей выработке электроэнергии страны является Франция. В результате реализации программы развития атомной энергетики Россия за ближайшие 20 лет хочет сравняться с Францией, где около 80 процентов вырабатываемой электроэнергии составляет атомная энергетика. А как будет развиваться атомная энергетика в нашей стране?

Задачи активного внедрения атомной энергетики в нашей стране обоснованы Главой государства в январском 2014 г. Послании «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее». В этом документе отмечается, что «потребность в дешевой атомной энергии в обозримой перспективе развития мира будет только расти. Казахстан — мировой лидер по добыче урана. Мы должны развивать собственное производство топлива для АЭС и строить атомные станции».

По-нашему мнению, такая постановка вопроса полностью соответствует и требованиям создания в стране наукоемкой экономики. Для решения этой задачи в нашей республике есть хорошие условия. Кроме того, что Казахстан является одним из мировых лидеров по запасам урана и располагает собственной атомной промышленностью с развитой инфраструктурой, мы имеем подготовленные кадры в этой отрасли и соответствующие научные разработки. Все это с учетом опыта эксплуатации первого в мире опытно-промышленного реактора на быстрых нейтронах требует обратить пристальное внимание на этот аспект проблемы. Современная наука предлагает использовать реакторы на быстрых нейтронах в мирных целях. Здесь Казахстану также может быть полезен опыт Франции и других стран мира.

Реактор на быстрых нейтронах использует уран-238 в качестве топлива. Кроме того, при расщеплении урана-238 в достаточном количестве выделяется тепло и электричество, которые мы получаем как товарный продукт. Реактор трансформирует этот изотоп в плутоний, который также является топливом для АЭС. Таким образом, реактор на быстрых нейтронах расходует уран-238 и воспроизводит топливо, в основе которого лежит плутоний. Такой реактор является дополнением к АЭС. Он создается по уже опробованным технологиям, в том числе и у наших российских партнеров. Вовлечение в топливный цикл урана-238 сделает запасы ядерного топлива практически неисчерпаемыми.

По крайней мере их хватит на многие сотни лет. Именно такие масштабы позволяют считать реальной альтернативой традиционной энергетике проекты, основанные на использовании атомной энергии.

Таким образом, с одной стороны Казахстан уже располагает определенным позитивным опытом развития «зеленой экономики». Этот опыт может и должен использоваться в качестве исходной площадки для осуществления задач нового этапа «зеленого» развития страны. С другой стороны, создание необходимых механизмов и осуществление мер государственной поддержки «зеленой экономики» должны иметь четкую направленность. А для этого нужен и четкий ответ на поставленный вопрос. А именно — какой источник энергии мы рассматриваем в качестве альтернативы традиционной энергогенерации в Казахстане?

С ответом на этот вопрос станет понятно, какую роль в «зеленом» развитии республики в недалеком будущем будут играть те или иные источники энергии. Только в этом случае законотворческий процесс будет направлен в нужное русло и даст наибольшую эффективность.

Елеусин САГИНДИКОВ, депутат Сената Парламента РК

Колонка "Взгляд"