Жизнь на границе

Когда-то на пропускных пунктах между Казахстаном и Россией несли службу лишь небольшие отделения разношерстно одетых пограничников, действия которых сводились к управлению шлагбаумом и охране порядка. Сейчас функции значительно возросли. В их активе самое современное оборудование, спецтехника, радиационные и химические сканеры, четвероногие помощники, но самое главное – бесценный 27-летний опыт охраны рубежей Родины. В преддверии Дня пограничника корреспондент «АВ» побывал на одном из них, чтобы узнать, как и чем живут граница и люди, берегущие наш покой.

Щит Родины
Если в самом начале нашей независимости главенствующей на границе была таможенная служба, то сейчас, как это и положено, главную роль играют пограничники.
Актобе – приграничный город. В ста километрах – Россия. Всем известно, что из области и страны к соседям можно попасть воздушным, железнодорожным и автомобильным путями. Наиболее крупных автомобильных пограничных постов в области два: «Алимбет-автодорожный» и «Жайсан-автодорожный». Второй самый загруженный. В 2017 году он претерпел значительные изменения: построены современные здания для прохождения паспортного контроля, оснащенные современными техническими средствами, увеличено количество дорог (8 полос) для въезда и выезда. Установлены специальные приспособления («капканы») для пресечения попыток силой прорваться через КПП. Увеличился до полусотни и численный состав пограничников, они обзавелись собачьим питомником. В связке с ними работают санитарно-эпидемиологический, ветеринарный и фитоконтроль.
– Я принял командование отделением два месяца назад, но пункт мне хорошо знаком, поскольку приходилось служить здесь ранее, – рассказывает начальник отделения пограничного контроля «Жайсан-автодорожный», майор Марлен Сапаров. – Служба хорошо налажена, так что менять что-то было бы неразумно. Нужно лишь поддерживать тот порядок, который выработался с годами.
Из основных проблем можно назвать автомобильные пробки на границах и многочасовые очереди во время проверки документов, однако со строительством нового терминала они почти свелись к нулю, но не со стороны России, поскольку там строительство новых зданий и обустройство подъездных путей все еще в планах.
– Поэтому очередь для въезда в Россию зачастую начинается на территории казахстанского поста, – признается командир. – В 2010 году с вступлением в силу Таможенного союза были попытки реорганизовать границу и сделать объединенные пункты пропуска, это дало бы свои результаты. На нейтральных территориях обоих государств начали, а кое-где уже и возвели большие здания, но дело этим и ограничилось. Еще больше работы прибавилось со строительством международного транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай»: увеличился поток автотранспорта и грузооборота.

Улыбнуться семь тысяч раз
Условно службу на пограничных пунктах пропуска можно разделить на отдельные группы, каждая из которых занимается своим делом. Контролеры проверяют паспорта, досмотрщики – автомобили, а кинологи включаются в работу, когда требуется более тщательная проверка. О подробностях несения службы и о трудовых буднях рассказывают сами пограничники.
Младший сержант Гульсина Алиманова работает на этом участке с 2012 года.
– Все новички начинают службу со шлагбаума, – улыбается она. – Так шутливо мы называем пункт пропуска автомобилей на территорию поста к досмотру.
Сейчас Гульсина контролер, проверяет документы граждан, пересекающих границу. Ей в этом помогают современные технологии, но человеческий фактор по-прежнему играет большую роль. В среднем за смену проверяют документы у 6-7 тысяч человек, для этого нужно огромное терпение.
– И каждый из нас за это время не менее семи тысяч раз улыбнется и доброжелательно скажет: здравствуйте, – продолжает Гульсина. – А если серьезно, то существует ряд специальных умений, которыми контролер должен обладать.
В феврале этого года гражданин Казахстана, который задолжал государству более 2 миллиардов тенге, пытался, сменив в паспорте фамилию, пересечь границу. Пробив информацию по базе данных, Гульсина обратила внимание, что человек с таким именем и отчеством уже пересекал границу.
– Извините, а вы не меняли недавно свою фамилию? У меня память на лица хорошая, мне кажется, вы уже проходили через наш пост, – задала она вопрос.
Помявшись, мужчина признался, что сменил недавно фамилию. В ходе разбирательств выяснилось, что он мог, перейдя границу, скрыться от правосудия.
– Он вел себя слишком спокойно, – объясняет Гульсина свои подозрения.
О высоком профессионализме специалистов поста говорит еще один факт. Не так давно пограничник-контролер Олеся Кривобок выявила нарушителя, пытавшегося по паспорту своего брата-близнеца перейти границу. Это должно было сработать, изображение на документе было, что называется, один в один. Но, к своему большому удивлению, нарушитель был задержан.

Спаниели и овчарки приходят на помощь
У досмотровых групп свои профессиональные секреты. Младший сержант Самат Тукешев в свое время проходил срочную службу на китайской границе. Продолжил службу на границе у села Жиренкопа Кобдинского района.
– Это был 1999 год, мы собственными руками строили здание пункта пропуска, – вспоминает Самат. – Первое время было сложно даже с обмундированием. На дежурство заступали, одалживая друг у друга ремни, фуражки. Пограничных знаков между Казахстаном и Россией не существовало, люди свободно проходили границу. Со временем все наладилось.
Здесь младший сержант Тукешев служит с 2017 года. Несмотря на немалый опыт, как и все новички, прошел испытание, отстояв положенное время на шлагбауме, а затем вошел в состав одной из досмотровых групп.
– На дежурство заступает 5-6 человек, и здесь свои правила, – делится он.
Работают обычно два пограничника. Пока один производит досмотр, другой внимательно наблюдает за его действиями, а заодно и не упускает из виду реакцию водителя. Проверки осуществляются по определенным схемам: слева направо и сверху вниз, которые дают возможность не пропустить ни один сантиметр досматриваемой автомашины.
– Проверив документы водителя, мы обязательно спрашиваем: есть ли запрещенные предметы и вещества? – объясняет пограничник. – Важно соблюсти все правовые процедуры.
С помощью досмотровых зеркал можно заглянуть под днище автомобиля, специальное устройство наподобие медицинского зонда с видеокамерой позволяет проверять содержимое бензобаков и труднодоступные места в автомобиле, телескопические штанги с видеокамерами используют во время досмотров большегрузных машин.
Существует общий, повторный, углубленный и специальный досмотры. Если во время общего досмотра возникли подозрения, тогда в силу вступает повторный, когда автомобиль осматривается тщательно и с помощью служебной собаки. Если и это не дает результатов, но подозрения все же остаются, тогда приступают к углубленному. Подвергается полному разбору какой-либо элемент, например, крыло, обшивка салона, двери, бензобак.
– Недавно удалось выявить в одном из автомобилей два десятка килограммов черной икры, – вспоминает досмотрщик. – Она была спрятана в специальных трехслойных пластиковых пакетах в дверной обшивке легкового автомобиля. Что-то в поведении водителя мне показалось подозрительным, чувствовалась излишняя нервозность, суетливость, и я решил поставить автомобиль на специальный досмотр.
В смену группе досмотра приходится осматривать более 1 500 единиц транспорта, это очень много, но с работой своей специалисты справляются.
Часто на помощь приходит еще одна группа пограничников – небольшой отряд четвероногих друзей. Это собаки породы русский спаниель, бельгийские и немецкие овчарки. Их всего шесть, но каждая выполняет очень важную работу.
– Пэппи, Рона, Нэрс, Лепса, Шанель, – перечисляет клички своих помощников кинолог Алмас Мералин. – Общий досмотр производят овчарки, а когда необходимо проверить более детально какой-либо автомобиль, тогда лучше использовать спаниеля, у него острый нюх. Собаки очень дружелюбны. Их работа – нести, если можно так выразиться, обонятельную службу, что они прекрасно выполняют.
На границу собаки попадают в годовалом возрасте, но уже с навыками поиска запрещенных веществ. Попав в руки кинологов на пограничных постах, они становятся членами дружной команды. Это большая, сплоченная семья, которую объединяют профессионализм, любовь к службе, не квасной, а истинный патриотизм.
– Служба на границе лишь на первый взгляд кажется несуетливой, спокойной и размеренной, – делится в заключение нашей беседы Марлен Сапаров. – Все напряжение, усталость наши пограничники умело скрывают за вежливыми улыбками. Такая у нас работа. Между тем она требует большого напряжения, физических затрат, поскольку мы находимся на передовом посту. Но у нас профессиональная команда, поэтому нет никаких сомнений: граница находится в надежных руках.
Санат РАШ,
Актобе – “Жайсан-автодорожный”

Фото из архива «АВ»