Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Сотрудники ДЧС, выполнившие прошлой зимой более ста аварийно-спасательных работ на дорогах области, вызволили из снежного плена около 700 путников. В отношении борьбы с пожарами дело обстоит не так радужно: с начала года зарегистрировано 734 случая, в которых погибло 6 человек. Как подготовились службы к нынешней зиме, в чем причина большого количества пожаров и какие действия предпринимаются для предотвращения огненной и природной стихии — в нашей Главной теме.

Опыт аномального прошлого

Для начала вспомним, с какими трудностями пришлось столкнуться службам спасения в прошлом году. Затем расскажем о подготовке к нынешней зиме.

Миллиарды против стихии
Отметим, в акиматах районов и города Актобе на содержание автомобильных дорог в зимний период 2019-2020 годов была выделена рекордная сумма – более 2,6 миллиарда тенге. Приведены в готовность силы и средства 37 формирований гражданской защиты (511 человек и 107 единиц техники). Для путников, которых непогода застала в дороге, на автотрассах области подготовлены 156 пунктов обогрева на 10 тысяч мест. Действовали 7 передвижных пунктов обогрева на базе автомобилей «Урал», было подготовлено 13,6 тысячи тонн инертного материала, месячный запас топлива составил 26 тысяч тонн. В связи с капризами зимней погоды аварийные и спасательные работы увеличились в полтора раза, было привлечено 337 человек, которые в общей сложности на автомобильных дорогах провели 102 аварийно-спасательные и поисково-спасательные работы. На дорогах республиканского и областного значения спасено 670 человек (из них 49 детей), эвакуировано более 1 000, обогрето почти 2 000 человек, вызволено из снежных заносов около 400 единиц техники. Спасательными подразделениями МЧС на зимних дорогах оказана медицинская помощь 144 пострадавшим.

Учесть все недостатки
В ходе работ по спасению людей выявились и недостатки. Выяснилось, что местный филиал ТОО «Казахавтодор», имеющий в арсенале лишь 79 единиц техники из 146 положенных по нормативам, совершенно не готов к экстренным изменениям погоды. Да и техника имела эксплуатационный возраст свыше 10 лет. Большим недостатком оказалось отсутствие на дорогах парковочных площадок для большегрузных машин.
Проблемой стало и недостаточное обеспечение трасс снегозащитными сооружениями. В области имеется 154 снегозаносимых участка общей протяженностью около
1 000 километров и только 56,5 километра из них обеспечены снегозадерживающими сооружениями.
Защиту автомобильных дорог от снежных заносов должны выполнять и лесополосы, но высаженные еще в 1970-1975 годах, они уже не способны сдерживать снег: ряды деревьев местами выгорели от степных пожаров и поредели. Все еще остается проблемой нехватка техники высокой проходимости в районах. Из-за этого власти на местах не могут оказывать своевременную медицинскую помощь на дорогах тяжело- больным, беременным, проводить эвакуацию людей и спасательные работы, доставку продуктов питания и ГСМ застрявшим на трассах водителям грузовых автомашин. Как сообщил заместитель руководителя ДЧС Кайрат Касым, большой проблемой является постоянная текучесть кадров в различных службах, и это создает свои трудности в организации согласованных действий.
– В первую очередь это касается работы полиции и дорожных служб, – объяснил он. – В обязанности первых входит создание необходимых кордонов на автотрассах в непогоду, а вторых – расчистка дорог. Если между этими службами нет четкого взаимодействия, на автотрассах начинается скопление техники.

Быть готовыми к любым ситуациям
Все эти недочеты были подвергнуты анализу и рассмотрены в ноябре этого года на совещании по готовности к зиме под председательством акима области Ондасына Уразалина.
В результате, как сообщил Кайрат Касым, частично компенсировали недостаток техники, арендовав 20 единиц на зимний период.
— Кроме этого, эвакуационные пункты, расположенные на снегозаносимых участках дорог, усилены тремя группировками за счет аренды инженерной техники: трала с тягачом, бульдозера «Шантуй», автогрейдера, трактора К-701, – добавил он. – Организованы комиссионные осмотры состояния баз и техники подрядных организаций, обеспечивающих зимнее содержание дорог, складов инертных материалов и пунктов обогрева. В данный момент отдельные организации занимаются устранением выявленных недостатков. Отмечу, что в этом году на дорогах области организовано три трассово-медико-спасательных пункта в Иргизе, Карабутаке и Кандыагаше, чтобы оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим, сохраняя правило золотого часа.
Надо иметь в виду, что зима 2019-2020 годов была аномальной, уже 3 ноября начались снежные бураны. Достаточно сказать, что было объявлено 49 штормовых предупреждений и 169 раз ограничивалось движение на автодорогах области. Дважды службы гражданской защиты переводились на повышенный уровень готовности, что делается лишь в исключительных случаях. К нынешней зиме силы ЧС, как считает Кайрат Касым, готовы.[divider]

Застрявшие

Белая степь, метет снег, вокруг ни души. Ночь. А ты сидишь в машине и молишь Бога, чтобы только не закончилось топливо и не пропала мобильная связь.
Так было прошлой зимой. Что значит остаться в непогоду в дороге, мы испытали на себе. Выехали с сестрой и ее мужем из Актобе рано утром в сторону поселка Каракол, бывший Оркаш. Это в Мугалжарском районе, за поселком Журын. Да, нас предупреждали, что начинается метель, и сообщение об этом приходило на телефон. Но мы не могли не поехать – умер двоюродный братишка, спешили на похороны. Впереди шел груженный продуктами и людьми КамАЗ с будкой, по его следу – четыре легковые машины. Свистопляска началась за Журыном, до этого трасса была чистой. То двухосный грузовик нас таскал по сугробам, то один джип буксировал другого. Одну машину бросили по дороге, потому что тягачу приходилось все время тащить ее на тросе, отчего он сам застревал. Мужчины, стоя по пояс в сугробах, кидали снег от колес, толкали застрявших. Но нас было много, и в аул мы в конце концов доехали.
Обратно пришлось втроем ехать одной машиной. Вечерело, мы понимали, что впереди ночь, но утром надо на работу. Только отъехали от поселка по щебеночной дороге, как конкретно уперлись в большой занос. Машина натужно гудела, буксуя, еще больше проваливаясь в снежную кашу. Зять раскачивал внедорожник, откапывал снег, снова пытался сдвинуться с места, но все было бесполезно. Тогда мы с сестренкой взялись за лопаты, потом попробовали тросом тянуть машину назад, толкали ее вперед. Силенок не хватало. Цепкие объятья зимы не хотели нас отпускать.
Решили немного передохнуть. Сели в салон, включили радио. Зять снял с себя мокрые свитер, брюки, носки, чтобы хоть немного подсушить их под печкой. Мотор не глушили ни на минуту. Расположившись на заднем сидении, я решила вздремнуть. Конечно, все это время были на связи с родственниками, оставшимися в ауле. Нам сказали, что на подмогу выехал КамАЗ, но и он благополучно сел в сугроб в нескольких километрах. Мало того, у ребят закончилось топливо, их положение было еще хуже, чем наше.
Тихо играет музыка, вокруг темень. Открываешь глаза и с ужасом видишь, что снова идет снег большими хлопьями, лавиной, залепляя лобовое стекло. Успокаиваешь себя тем, что есть единицы на сотовом и зарядное устройство с собой, и Билайн молодец, поддерживает связь, не то что Актив. Вспоминаешь слова сестры: «Возьмите в дорогу побольше воды и хотя бы булку хлеба». Не взяли. Не сочли нужным. XXI век же, век технологий. А мы стоим и помощи ждать неоткуда. Вроде бы из Изимбета должен был выйти угольник, но и его не было.
Утром снова копали снег, в тот день втроем перекидали горы этого спрессованного небесного дара. Хорошо, что сестренка набрала побольше перчаток и варежек из дома. Я, например, выехала вообще налегке. В машине же.
Отчаявшись, вспомнила, как на джип-триале штурманы вытаскивали застрявшую технику, раскачивая ее со стороны пассажирского сидения. Встала на подножку и чуть попрыгала. Помогло. Слава Богу, джип выскочил из глубокого заноса. Поехали в сторону от дороги по видневшейся траве. Снова буксовали, снова отбрасывали снег из-под колес. Бедная Тойота скакала на скорости, как большой белый кузнечик, каждый раз рискуя перевернуться ко всем чертям.
Ближе к вечеру, сделав круг по степи, снова поднялись на грейдер. Впереди были заносы, но уже не такие опасные, их мы преодолевали слету. Поблуждали еще меж столбов, по которым нам посоветовали выехать на трассу. И – о счастье — вырвались, наконец, на автодорогу Актобе – Кандыагаш. Поземка, кочки, ямы и ухабы казались нам песней по сравнению с дорогой на Каракол.
Ребятам из КамАЗа сельчане на снегоходах привезли топливо и продукты. Наверное, мы могли бы дождаться помощи из Актобе, но не хотели, чтобы еще кто-то застрял по дороге к нам.
Эту ночь и этот снег я никогда не забуду. Дорога до Караколя станет нам уроком на всю жизнь.[divider]

Против огня

Если к непогоде каким-то образом можно подготовиться, зная слабые места и предпринимая превентивные меры, то на внезапные пожары, несмотря на все профилактические меры, вовремя отреагировать довольно сложно. И в большинстве случаев причиной таких несчастий является не природное явление, а человеческий фактор.

Нарушение правил ведет к трагедии
С начала года на территории области зарегистрировано 734 пожара, в которых погибло 6 человек, 15 получили травмы различной степени тяжести. Материальный ущерб от огня составил более 139 миллионов тенге.
– Подавляющее количество пожаров произошло по причине нарушений правил монтажа и технической эксплуатации электрооборудования и неосторожного обращения с огнем, – подтвердил и.о. заместителя начальника службы пожаротушения и аварийно-спасательных работ ДЧС, подполковник Ералы Жанибеков. – По-прежнему большинство пожаров происходит на объектах, не подконтрольных органам гражданской защиты, основными из которых является жилой сектор (406 пожаров в этом году).
С начала отопительного сезона в области произошло два факта отравления угарным газом, при которых пострадало четыре человека, двое из них – дети. Несчастные случаи произошли из-за нарушений правил эксплуатации печи и газового котла. Не секрет, что ежегодно в Актобе в различных садоводческих коллективах строятся десятки жилых домов, и это жилье заведомо несет в себе опасность, поскольку обогревается печами без соблюдения элементарных правил. Неудивительно, что месяц назад получили отравление угарным газом двое детей в садоводческом коллективе «АЗФ-9». В жилом доме был установлен датчик угарного газа, однако он не сработал, потому что хозяева его попросту отключили. В ноябре этого года в Хромтау отравились угарным газом двое мужчин.
В подавляющем большинстве причинами трагедий являются нарушения правил безопасной эксплуатации печей, а именно плохая тяга дымохода, наличие трещин в конструкции и топка больше положенной нормы.
Один из последних пожаров, в результате которого десятки людей в буквальном смысле остались без крыши над головой, произошел в Актобе на проспекте Санкибай батыра.
– Это случилось 30 ноября. на пульт диспетчерской службы «101» поступило сообщение о загорании крыши пятиэтажного жилого дома № 159, – сообщил подробности Ералы Жанибеков. – К месту пожара было направлено 15 единиц техники, автобус и 67 пожарных. Открытым пламенем горела крыша пятиэтажного многоквартирного дома малосемейного типа на площади 250 квадратных метров. С места пожара было эвакуировано 200 человек, из них 50 детей. Чтобы устранить распространение пожара на оставшуюся часть крыши, пожарным пришлось снимать раскаленный профлист, постоянно обливая его водой, тушение пожара осложнялось морозом. Часть жильцов была размещена в автобусах, позднее 11 человек поместили в здание близлежащей бани «Люкс», 48 отвезли в транспортный колледж. Остальные разъехались по родственникам.
Причиной возникшего пожара, как сообщил Ералы Жанибеков, стал человеческий фактор. Предварительное расследование установило, что бомжи развели на чердаке дома огонь.

Железная дисциплина
Отметим, за 2020 год подразделения службы пожаротушения совершили 2 620 выездов на пожары и 585 – на проведение аварийно-спасательных работ. Спасено 190 и эвакуировано 699 человек. В результате аварийно-спасательных работ вызволено из беды 596 человек. На территории области расположено 24 пожарных подразделения службы пожаротушения. Из них в городе Актобе две специализированные пожарные части, три пожарные части, столько же пожарно-спасательных постов оперативно-спасательного отряда. На территориях районов области 12 пожарных частей и 4 пожарных поста. Парк автомобилей в целом составляет 186 единиц. Имеются 24 стационарных и переносных генераторов, которые используются для подачи электрической энергии в местах проведения аварийно-спасательных работ. Численность личного состава службы пожаротушения составляет 781 человек (в Актобе – 482 и в районных подразделениях – 299).
Как работает отдельное подразделение пожарной службы, мы узнали, побывав в городской пожарной части № 2, которой командует майор Ерлан Файзуллаев.
– В части проходит службу 104 сотрудника, несущих круглосуточное дежурство в четыре смены. В нашем распоряжении более 20 единиц спецтехники, – сообщил он. – Для дежурной смены, а это 24 человека, имеются спортзал, столовая, комната отдыха. Смена расписана буквально по минутам, и в часы, когда нет вызовов по тревоге, сотрудники занимаются повышением профессионального мастерства. Для этого на территории части есть оборудованные площадки, построено пятиэтажное здание для отработки тушения огня.
Здесь все регламентировано и подчинено строгим правилам. Большой бокс здания части имеет четыре въезда, которые пожарные называют выходами. Через первый выезжают пожарные расчеты и только потом, через второй, третий, четвертый выходы – вспомогательная техника. На обучение и отдых времени не так уж много, только в этом году диспетчер службы приняла более 140 вызовов. Территория их контроля не ограничивается пределами города.
– Мы контролируем районы Болашак, областной прокуратуры, торгового центра «Keruenсity», а также село Сазды, массив «Новое лесничество». Кроме своей территории, выезжаем на тушение пожаров и в близлежащие районы – Алгинский, Хромтауский, Кобдинский. Помогаем силам ЧС во время спасательных работ, – делится майор. – Поверьте, каждый из наших сотрудников имеет за плечами многолетний опыт тушения пожаров. А новобранцы за короткое время приобретают практические навыки, выезжая на места ЧС вместе с опытными товарищами.

Над Главной темой работали Санат КАЛИЕВ и Гульсым НАЗАРБАЕВА
Фото Аймурата ДАРИБАЕВА и ДЧС области

Колонка "Взгляд"