Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Золотой сад Косестека

Настоящий ягодный рай на территории Косестекского сельского округа Каргалинского района в 2016 году создал предприниматель Айбек Сансызбаев, глава крестьянского хозяйства «Алтын бақ». Сегодня он успешно выращивает нетрадиционные для этих мест плодово-ягодные культуры – малину, ежевику и клубнику.
Хотя, казалось бы, ему логичнее растить ранетки, черную садовую и дикую смородину. Ведь до перестройки здешние места славились именно этим. У передового колхоза «Авангард» был даже свой ларек на Центральном рынке. Там можно было за копейки купить ранетки разных сортов. Душистую, полезную и богатую на витамины черную садовую смородину можно было за вполне приемлемую цену собрать в питомнике Ленинского лесничества, которым успешно и с любовью руководил Жаксылык Дакешев.
Собирать, причем совершенно бесплатно, дикую черную, красную и перламутровую смородину в местных лесопосадках приезжали жители почти всей области и даже из соседнего Орска. А варенье из этих ягод было фишкой района и лучшим гостинцем из малой родины.
Проехав чуть выше и дальше села Эрзерум, ныне входящего в состав округа, ближе к Херсону (Акжайык) и Кенсайрану, можно было набрать полные ведра дикой вишни, черемухи, калины, рябины, ежевики и душистой земляники. Сегодня об этой сладкой поре напоминают разве что заброшенные сады.
Пока местные жители лишь предавались ностальгии и воспоминаниям о том золотом времени, возродить былую славу этих мест взялся предприимчивый приезжий Айбек Сансызбаев.
Конечно, не все было легко и гладко. Один год все ростки малины просто-напросто перемерзли, не выдержав сильных морозов. Предприниматель понес большие потери, но не сдался.
Чтобы работать не в ущерб себе и узнать больше о деле, он за свой счет прошел обучение и стажировку в Украине.
– Я был крайне заинтересован во внедрении новых технологий при выращивании плодов и ягод. Общая площадь моего хозяйства составляет 8,5 гектара земли, на трех из них растут малина и ежевика. Занимаюсь и клубникой, которую выращиваю по технологии «Фриго», – рассказывает Айбек.
На реализацию этого проекта в 2016 году он получил государственный грант на сумму три миллиона тенге в рамках программы «Дорожная карта бизнеса-2020».
Недавно в его «золотой» сад заехал аким района. Аскар Джусибалиев по специальности агроном, а потому позволил себе дать ряд рекомендаций предпринимателю и даже принял участие в сборе ягод.
Айбек показал акиму района, как поливаются ягодные поля, рассказал о реализации своей продукции.
– Со сбытом свежих ягод проблем нет, – говорит он. – У меня есть постоянные клиенты, сорта – транспортабельные. Это позволяет нам без проблем доставлять малину и клубнику на прилавки рынков областного центра.

Картофель как бренд

На полях крестьянского хозяйства «Айшуақ» вовсю кипит работа. Более 20 лет его глава Александр Клатт занимается растениеводством и животноводством.
В его арсенале 1 040 га земель, из которых 640 га – пастбища и 400 га – пашни, 40 лошадей, 800 овец, 200 свиней и 300 домашних птиц.
– В этом году посеяли зерновые культуры на площади 400 гектаров, а также овощи на 6 орошаемых гектарах – перец, баклажаны, огурцы и помидоры.
Также до конца года планирую ввести в эксплуатацию теплицу площадью 720 квадратных метров, что позволит расширить нашу деятельность, – делится планами Александр Клатт.
Для реализации выращенного урожая прямо с поля решил построить магазин вдоль международной трассы Актобе – Орск, документы на земельный участок уже оформил. Решение позволило создать дополнительно шесть новых рабочих мест.
Кстати, плодородная земля Желтауского сельского округа (в его составе села Петропавловка и имени Шамши Калдаякова) просто предназначена для того, чтобы растить на ней «второй» хлеб. Картофель сегодня здесь выращивают крестьянские хозяйства «Алем+» и «Арман», а также ТОО «Актеп» (на поливе).
Картошка из Петропавловки, благодаря своим вкусовым и качествам, позволяющим долго ее хранить, славится на всю округу и далеко за ее пределами. О ее популярности свидетельствует то, что недобросовестные перекупщики повсеместно продают любой картофель, даже привозной, как «петропавловский». Так что и простой картофель, если растить его с любовью, может стать брендом.
Ляззат ЕГИБАЕВА,
Канат БАХТИЯРОВ,
Каргалинский район

Фото Каната БАХТИЯРОВА

Колонка "Взгляд"