Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

ДЕНЬ БЛАГОДАРНОСТИ

Иллюстрированное фото из открытых интернет-источников

Первого марта в Казахстане отмечается День благодарности. Его по праву можно назвать общенародным, поскольку он символизирует общую историческую память, единение, уважение и солидарность казахстанцев. В период борьбы с пандемией этот праздник обретает особый смысл, призывая беречь и заботиться друг о друге. Традиционно ко Дню благодарности проходят различные мероприятия, суть которых одна – сохранить мир и согласие в стране. Эти непреходящие ценности нередко начинаются с одного простого, короткого, но в то же время емкого по своему значению слова «спасибо»![divider]

Фото Айдоса КАНАПИЕВА

Спасибо за кров и щедрость

Большой род Хараевых веками жил в Веденском районе Чеченской Республики. 23 февраля 1944 года для них, как и для всего народа этой страны, настал черный день. Выстоять и пустить корни на новом месте им помогли казахи.
– Мы знаем об этом дне из воспоминаний дедушки Абдулхатима и отца Абдулбека, которому в то время было 16 лет. Накануне Дня защитника Отечества сельсовет предупредил, что все мужчины должны собраться в клубе. Сказали, что будут награждать их, вручать подарки, – рассказывает Саидбек Хараев. – Никто даже подумать не мог о чем-то страшном. Когда в клубе собрались мужчины от мала до велика, один из офицеров закрыл двери снаружи, а у каждого окна появились солдаты с пулеметами, направленными на толпу. Только после этого председатель сельсовета решился объявить, что население депортируется за пределы республики.
Их спешно, под конвоем, посадили на автомашины и повезли до ближайшей станции, там перегрузили в товарные вагоны и отправили в далекую страну, о которой многие чеченцы даже не слышали.
– По пути, как рассказывал отец, было много умерших, тысячи людей не успели не только собрать свои пожитки, но даже еду на дорогу. Умирали в основном старики и дети. Весь путь до самого Казахстана усеян костями наших отцов и дедов, – продолжает собеседник.
Так семья Абдулхатима Хараева попала в Казахстан и обосновалась в селе Сарыбулак Хобдинского района. Казахи встретили переселенцев поначалу осторожно, им все это время на собраниях твердили, что с чеченцами опасно общаться и даже подходить к ним близко. Но когда местные собственными глазами увидели, что в положенное время мужчины-чеченцы становятся на намаз, читают молитву, поняли, что их обманывали, приезжие люди были одной с ними веры.
– Дедушка Абдулхатим и бабушка Заига с детьми жили на дальней чабанской точке, так решили в спецкомендатуре, где каждый чеченец в обязательном порядке должен был отмечаться. Ссыльных контролировали, чтобы они не сбежали с мест поселения. Дети выросли в степи, но не были одиноки, подружились со сверстниками казахами. Узнав поближе новых соседей, сельчане помогали чем могли. Чеченцы, несмотря на запреты, были желанными гостями на каждом празднестве, – вспоминает Саидбек ага.
Его отец Абдулбек женился на девушке Байсаре, тоже из ссыльной чеченской семьи.
68-летний Саидбек ага и его супруга Зинаида вырастили троих детей, у них восемь внуков. Сыновья живут рядом, в Актобе, а дочь – в Чечне. Саидбек ага и его дети, родившиеся и выросшие здесь, не забывают, что родина их предков – Чеченская Республика. И Казахстан – тоже их родина.
– О том, какие чувства испытывает каждый чеченец к стране, ставшей их второй родиной, вы можете узнать у любого из нас, даже тех, кто родился в советское время уже в Чечне, – уверен аксакал. – И очень хорошо, что теперь у нас есть такой праздник – День благодарности. Чувство благодарности возникает в первую очередь к нашим родителям, близким, учителям. И плюс благодарность чеченского, многих других народов Казахстану за степное щедрое гостеприимство, которое он оказал всем, кто терпел нужду и бедствия. Эта благодарность не забудется никогда, будет передаваться из поколения в поколение.[divider]

Спасибо за гостеприимство

«Бауырым, вы из Казахстана? – обратился чеченец к актюбинским парням в городе Грозном. – Сіз қазақсыз ба?».
Это было летом 2019 года. Аманжол Айтмагамбетов и Асылхан Бекенов направлялись своим ходом в Грузию через Чеченскую Республику. В Грозном друзья сделали небольшую остановку на заправочной станции. Молодые люди беседовали между собой по-казахски, это и привлекло к ним внимание местного жителя. Узнав, что приезжие из Актобе, мужчина засветился от радости и пригласил их в гости.
Родители 50-летнего чеченца да и сам он оказались родом из села Новоалексеевка (ныне Кобда) Кобдинского района нашей области. В 1979 году семья переехала в Грозный. Глава семейства принял гостей с распростертыми объятиями. Женщины накрыли щедрый дастархан. За столом выспрашивали про жизнь в Актобе, называли своих односельчан в надежде узнать хоть что-нибудь про них. Аксакал начал звонить своим родным, по видеосвязи знакомить их с актюбинскими гостями. Большая чеченская семья искренне радовалась встрече и новостям с родной земли. На прощание они попросили парней, в одночасье ставших им почти родственниками, почаще приезжать к ним в гости.[divider]

Седа Бадоянова с внучкой Наташей | Фото из личного архива Светланы КАСЬЯН

Спасибо за Родину

Оказавшись главой семьи в непростое время, Седа Бадоянова приехала в Актюбинск в 1993-м. С двумя детьми 9 и 11 лет и пожилой мамой она вынуждена была покинуть обжитое место в силу сложившегося там политического и экономического кризиса. Впрочем, обо всем по порядку расскажет сама Седа Джасумовна.

Мой город
Я родилась в Киргизии, куда в годы репрессий выслали семьи родителей, езидов по национальности. Росла в грузинском городе Батуми, окончила музыкальную школу, музыкальное училище (с отличием). Учебу продолжила в Ленинградском институте культуры имени Крупской. Затем преподавала в Батумском культпросветучилище. В 1981 году вышла замуж за Давида Касьяна, родила сына Георгия и дочь Светлану. Все было хорошо, но в 90-х из-за военного конфликта жить в Батуми стало опасно, а я к тому времени овдовела. Переезжать решили в Актюбинск, где жила с семьей младшая сестра Зинаида Пак, ныне покойная. Светлая ей память, она оказала нам неоценимую помощь. После смерти Зинаиды у меня появился третий ребенок – племянница Наталья, сегодня успешный филолог.
Казахстанцы встретили тепло, поэтому над адаптацией не задумывались, а количество добрых людей удивляет и сейчас. Наша небольшая семья мгновенно влюбилась в Казахстан вопреки непростым 1990-м. С соседями контакт установился быстро, появились друзья у детей. Единственный минус – суровые зимы. Я быстро освоила казахский в довесок к родному языку, русскому, грузинскому и английскому. Сейчас учу итальянский. Способности, наверное, от мамы Джамили Джимшитовны Мирзоевой, которая была учителем русского языка и литературы. Кстати, почитание казахстанских традиций и обычаев началось с нее, считавшей это долгом. С соседями-казахами она общалась только на казахском. Мне же как музыканту особенно близки казахские песни, я их пою внучкам Арине и Наташе, прививая любовь к Казахстану, ставшему Родиной их родителей. Как не любить землю, где выросли и получили образование дети, где похоронены мама и сестричка? Младшая дочь Светлана (известная оперная певица – Прим. автора) окончила музыкальный колледж имени Жубанова, Московскую консерваторию имени Чайковского. Старший Георгий на втором курсе медакадемии за отличную учебу был переведен на бесплатное обучение, и сегодня он успешный стоматолог.

Любимая работа
Работа в Актобе нашлась быстро: директор СШ № 26 Валерий Малиновский предложил две ставки учителя музыки. Коллектив оказался дружным, мы проводили незабываемые праздники, выступали с хором учителей, которым я руководила. 26-я школа стала родной на долгие 20 лет; отсюда трепетно и тепло меня проводили на пенсию. После преподавала вокал в ДМШ № 2 и уроки музыки в школе «Шаңырақ».
Музыка и дети всегда были эмоциональной опорой: ученики побеждали на конкурсах и фестивалях, многие выбрали музыку профессией. Сейчас пишут из разных стран, выражая благодарность за привитую любовь к пению. Связь с 26-й школой не прерывается, за что благодарю ее нынешнего директора Ляззат Тажибаеву: меня поздравляют с Днем учителя, 8 Марта, Днем Победы. Когда я болела коронавирусом, выздоровлению способствовали также ученики, коллеги, земляки.
Р.S. Слово о подруге
– Седа Джасумовна – хороший друг, – рассказывает учитель музыки СШ
№ 23 Марина Мухина. – Она легко влилась в мою семью, сегодня мы понимаем, что жизнь без нее не была бы столь яркой. А какой это педагог! Одни победы учеников чего стоят. Вчетвером – в соавторстве с актюбинками Татьяной Плешаковой и Жанной Абикеш – мы написали два учебника музыки (для 2 и 3 классов; издательство «Кітап», Алматы) и методические пособия к ним.[divider]

Фото Айдоса КАНАПИЕВА

Спасибо за службу

Сотрудник полиции Марат Утаралин прошлой весной был заброшен в самый эпицентр карантинных зон. В начале марта они перекрывали подъезды домов, где были выявлены очаги заражения опасным вирусом, дежурили на блокпостах.
– Самым главным было не допустить дальнейшее распространение болезни, – рассказывает инспектор по делам несовершеннолетних городского отдела полиции № 2 Саздинского района. – Стояли в карауле днем и ночью, выставляли барьеры. Оказывали помощь одиноким людям, если надо было купить лекарства или передать продукты, которые приносили родственники, но входить в помещения строго воспрещалось. Если очаги заражения угасали, нас перебрасывали в другие районы.
В начале лета ситуация была угрожающей, нельзя было выезжать за пределы города. Марат Утаралин в числе девяти полицейских стоял на трассе, на посту при въезде в Шубаркудык. Летом, в самую жару, экипированные средствами защиты, сменяя друг друга через 12 часов, ребята не допускали въезда машин, не имеющих специального разрешения.
– Рядом с нами всегда дежурили работники скорой помощи, – вспоминает инспектор. – Спасибо всем, кто с пониманием отнесся к общему делу, отдельная благодарность волонтерам, которые привозили нам горячее питание.
Сейчас Марат Утаралин несет свою службу, ведет контроль по недопущению преступности среди учащихся школ № 17, 7, а также колледжа связи и электротехники. Скромно считает, что героями были другие, а они лишь ответственно решали поставленные задачи.[divider]

Фото из личного архива Гульсары ТЬЯГЛАКОВОЙ

Спасибо за жизнь и здоровье

Медицинские работники областной инфекционной больницы спасли от смерти свыше тысячи человек с коронавирусной инфекцией.
С первых дней пандемии актюбинские врачи включились в борьбу с невидимым врагом человечества.
– Сейчас многие признают, нам пришлось столкнуться с тем, чего никогда не было в мировой практике медицины, – рассказывает Гульсара Тьяглакова, более 18 лет возглавляющая отделение реанимации областной клинической инфекционной больницы. – Самые тяжелые дни у нас начались 22 марта прошлого года, когда в сутки в больницу поступало более 30 инфицированных.
С того дня жизнь медицинских работников области и особенно инфекционной больницы изменилась в корне.
– Нас сразу же перевели на особый режим, в буквальном смысле отрезали от внешнего мира, поскольку контактировали с зараженными людьми, – вспоминает врач. – Сменяли друг друга после 12-часовой смены, в конце которой валились с ног. За городом, на одной из турбаз, где благодаря неравнодушным землякам было организовано место отдыха для медиков, проводили свободное от работы время. С родными общались лишь по телефону.
Больные поступали непрерывно, врачи работали на износ. Ежедневно каждый из них рисковал своей жизнью, и так продолжалось долгие месяцы.
– Весь медперсонал больницы, включая 20 врачей, трудился все это время не покладая рук, – делится Гульсара Тьяглакова. – Естественно, болели и сами сотрудники. Тогда они становились нашими пациентами, а выздоровев, тут же возвращались в строй.
Не обошел стороной COVID-19 и Гульсару Тьяглакову. В середине июня, в самый пик заболеваемости, врач подхватила вирусную инфекцию, тяжело перенесла ее. Но как только состояние немного улучшилось, она вновь вернулась к пациентам.
– Ежедневные дежурства, борьба за человеческую жизнь, постоянное напряжение, невозможность быть с семьей, конечно, давали о себе знать. Но нельзя было терять времени, рук не хватало. Забывая о себе, мы переживали за других. При этом ни у кого из нас даже в мыслях не было уйти, оставить больных. Ведь никто тогда насильно не держал на работе, каждый мог бросить все и просто уйти, сдаться. Ни один из врачей, медсестер, санитарок не ушел. Наш коллектив в момент тяжелейших испытаний остался верным своей профессии, человеческому долгу.
Небывалый пример самоотверженности, человеколюбия и верности профессии показал в те дни главный врач инфекционной больницы Калихан Козбагаров. Сутками находясь в больнице, ни на шаг не отходил от пациентов, подбадривал коллег.
– Это был большой души человек и настоящий профессионал, – отзывается о нем Гульсара Тьяглакова. – Когда бы ни приходили на работу, он всегда был там, совершал обходы. Подробно знал о состоянии каждого поступившего в больницу. С большим вниманием и искренней заботой относился к коллегам, навещая отдыхающих врачей в общежитии, следил, чтобы персонал больницы полноценно питался, имел все необходимое.
Спасший многие жизни главврач не смог уберечься, ушел из жизни, оставив о себе добрую память.
Прощаясь с нами, Гульсара Мухамедьяровна добавляет:
– В первый день весны мы, коллеги, друзья Калихана Есбосыновича, поблагодарим судьбу за то, что нам выпала возможность знать, работать вместе с таким светлым, сердечным человеком.[divider]

Фото Айдоса КАНАПИЕВА

Спасибо за тепло души

Волонтерство – что это? Призвание, нравственный долг или дань традиции взаимопомощи? Что сегодня вкладывает человек в понятие доброты? В условиях рынка многие ищут финансовую выгоду из всего. Но ведь невозможно делать добрые дела из-за корысти. Среди волонтеров немало таких, кто сам нуждался в поддержке, переживал не лучшие времена, но не опустил руки.
Наши герои – семейная чета, Раушан и Куаныш Туртбаевы. Ей 53, ему – 58. Семья, внуки, дети. Эти люди выбрали миссию волонтерства, несмотря на возраст, когда, казалось бы, можно посвящать время друг другу и хозяйским заботам.
Приехав к ним домой в дачный массив, мы окунулись в атмосферу тепла и заботы.
– Что вам рассказать? Живем как все, свои горести и радости. Я – актюбинка, училась в школе № 30, муж родом из Соль-Илецка. Работал в пожарной части, от рядового до начальника. В звании капитана в 2003 году вышел на пенсию. Сейчас сторожем подрабатывает, – делится Раушан апай.
Она много лет была кассиром на автовокзале «Экспресс», потом горничной в гостиничном комплексе. Туртбаевы переживали и сложные моменты, но никогда не жалуются на судьбу.
Сегодня в их жизни есть главное дело – волонтерство. В рядах единомышленников они самые старшие. В период локдауна стали активистами группы «AntiCOVID-19» волонтерского движения «Добро».
– На востоке говорят, что жизнь начинается после 50 лет. Может, вы нашли свое призвание в спасении других… Почему именно волонтерство?
– Все люди на земле творят добро, – отвечает Куаныш агай, – сердце человека не может быть жестким. Мы сами не отказывали никогда в помощи другим. Возможно, поэтому Всевышний нас не забывает. Главное, не упасть духом. Через знакомых судьба свела нас с Екатериной Голотиной. С ее командой «Добро» мы уже три года. Сколько бескорыстных людей встретили за это время. Принимаем любую боль или радость, как свою.
– У всех есть свои обязанности, – подсказывает продолжение темы Раушан апай. – Сейчас на Кобозева, 10 развозим еду для людей без определенного места жительства. Бабушка одинокая болеет, помощи ей неоткуда ждать. Катя в чат пишет, просит помочь, кто свободен. Едем, смотрим ситуацию. Решаем на месте, как поступить в том или ином случае.
– Невозможно, наверное, на все это смотреть без слез. Есть истории, которые больше всего запомнились?
– Да, историй много. Есть еще нуждающиеся, но, слава Богу, команда волонтеров не остается в стороне, стараемся всех охватить. Был случай с женщиной, которая хотела наложить на себя руки, оказалась в очень тяжелой ситуации: дети голодные сидят, муж сбежал из-за проблем. Так, представляете, ей финансовую помощь оказали даже наши земляки из Америки! Дом отстроили, акимат, меценаты – все кинулись спасать семью. Нет ничего горестнее видеть глаза голодных детей. В общем, жизнь появилась во взгляде женщины – это самая большая награда для нас.
– Как дети, родственники относятся к вашей деятельности?
– Поначалу знакомые смеялись, всерьез не воспринимали. Не понимали, как это – бесплатно ходить, помогать, готовить. А дети – наша гордость и опора – во всем поддерживают. Их трое, сын и две дочки.
– Есть ли среди волонтеров известные в городе люди?
– Да, есть, но они не афишируют себя. Это и директора торговых домов, магазинов, другие бизнесмены. Их помощь существенна, но все это делается без всякой выгоды или пиара. Никого выделять не хочется, все молодцы, столько позитива и энергии черпаешь, когда занимаешься благими делами. Недавно узнали про девушку из Узбекистана, живет в гараже, болеет, не может встать. Привлекли медиков, теперь документы ей надо помочь справить и дальше думать. Главное, что успели спасти человека. А ради этого стоит жить.
– Высшей наградой для нашей семьи, – делится Раушан апай, – стала статуэтка «Лучшие серебряные волонтеры». Оказывается, в мире так награждают лиц пожилого возраста: седина – это и есть серебро.
В День благодарности семья Туртбаевых желает землякам крепкого здоровья:
– Деньги – это сила, семья – богатство, но здоровье и любовь – вот основа всего. Никогда не падайте духом, верьте, что хорошего в людях больше, чем плохого.

Над Главной темой работали Санат РАШ, Айжан ШАУКУЛОВА,
Татьяна ВИНОГРАДОВА, Нургуль АРИНОВА

Колонка "Взгляд"