50 тонн одной левой

Айсулу Хамзина 40 лет жизни посвятила нелегкой и далеко не женской профессии – крановщика.   Чтобы понять, каково это – быть  машинистом мостовых и козловых кранов в АО «Актобе ТЭЦ», тепловой электростанции, которая подает горячую воду, отопление, и электричество городу, мы провели с ней целый день.

Родилась Айсулу в Западно-Казахстанской области, в поселке Победа, в 1961 году. В школе увидела объявление о наборе в Свердловское училище башенных кранов с пометкой: «зарплата – 150 рублей». По тем временам это были огромные деньги. Мама работала дояркой и зарабатывала 30 рублей в месяц, одна воспитывала четырех дочек. Айсулу написала письмо в училище и поехала покорять краны.

– На выбор профессии повлияли эти 150 рублей, надо было маме помогать. А так могла бы в любой другой институт поступить, – делится женщина. После окончания учебы, знакомые предложили устроиться в актюбинскую ТЭЦ. Ключевую роль в принятии решения сыграло наличие общежития. Так, в 1980 году девушка становится машинистом-крановщиком на углеподаче, тогда ТЭЦ отапливалась углем. Работать начала на грейферном кране угольного склада. Целый день надо было подавать краном уголь из склада в топливные бункеры котлов.

В 1983 году вышла замуж, через год родился сын Артур, в 1986 году родился второй сын Тимур.

Еще в советское время Айсулу дополнительно отучилась на бухгалтера. Но ни дня не проработала по этой профессии, в то время бухгалтер получал 80 рублей, а крановщик – 150. Сейчас наоборот.

– Но я ни о чем не жалею. У крановщиков всегда была и есть работа, зарплату всегда вовремя получала. Дети ругаются: «40 лет крановщиком, почему бы не найти другую работу?». А у меня и мысли не было уходить, уйду отсюда только на пенсию, – смеется Айсулу.

Айсулу обычно встает в 6 утра. Но сегодня проснулась еще раньше.

По утрам пьет только чай, на полноценный завтрак времени не хватает. Зато по выходным всегда балует себя и домашних разными вкусностями.

Вечером она ждет гостей, поэтому решила заранее приготовить блины.

Как и все женщины, Айсулу перед выходом прихорашивается у зеркала.

«Как день начнешь, так его и проведешь», считает крановщица, поэтому в новый рабочий день она выходит с улыбкой.

Рабочий график: с 8 утра до 5 вечера. На работу добирается на служебном автобусе. Он уезжает с остановки ровно в 6.56.

Все сотрудники проходят через пропускной пункт, где стоит металлодетектор, охрана проверяет сумки. ТЭЦ является стратегическим объектом города, и пройти на территорию может не каждый: обязательно наличие пропуска.

Работа начинается с комнаты крановщиков. Здесь принимают вызовы по телефону и отдыхают. Находиться в цеху весь день тяжело: очень жарко и шумно.         –  Все время на кране не проводим. Выходим только по заданию, – поясняет Айсулу.

Поступает звонок: произошла остановка турбины, надо поднимать задвижки.  – Бывает, и ночью вызывают на работу. Без крана ни клапаны, ни задвижки с редукторами не поднимешь. Поэтому ждут нас. Поднимаем, что надо, переносим, и пока слесари ремонтируют, ждем, чтобы вернуть деталь на место. А ремонт может занять и 8, и 12 часов. В нашей работе хоть и нет ничего сверхъестественного, но без крановщиков работа не идет, – отмечает женщина.

Без каски в цех заходить нельзя: техника безопасности на первом месте. А без беруш можно оглохнуть: – Все крановщики громко разговаривают. Это у нас профессиональное, хоть и одеваем беруши, но шум и через них слышен.

– Это сейчас здесь чисто и светло. А в 80-х годах было темно, пыльно, все в паровом тумане. Сегодня девушки делают татуаж бровей за деньги, в то время мы ходили с бесплатным татуажем: угольная пыль оседала на лице, – крановщица знакомит нас с турбинным цехом.

Ремонт на территории производится только с помощью кранов. В турбинном цехе 3 мостовых крана. В котельном цехе – 1 кран, и 1 козловой кран стоит на улице. На нем выгружают грузы: трубы, задвижки, насосы.

А вот и рабочее место Айсулу. – Грузоподъемность этого крана достигает 50 тонн. Можно сказать, я одной левой 50 тонн поднимаю, – шутит она. Есть кран, который может поднять 75 тонн, но он в другом цехе.

Как только заканчивается отопительный сезон, в конце весны начинается подготовка к сезону следующего года: снимаются бойлера, ремонтируются турбины.

Лето – самый жаркий период у крановщиков, и в прямом и переносном смысле. Температура в цехе на высоте может достигать 60 градусов по Цельсию. Самый высокий кран находится в котельном цехе, его высота – 27 метров.

Незаметно подошло время обеда. Перекусить можно в столовой, но женщины обед приносят с собой. Немного блинов Айсулу захватила и на работу, угостить коллег.

Всего на участке работает 8 человек: начальник кранового участка, 5 крановщиков и 2 уборщицы. Два сотрудника сейчас в отпуске.

Так и проходит день крановщицы: между комнатой крановщиков и цехами.

Рабочий день подошел к концу, можно собираться домой.

 

Летом после работы Айсулу бежит на дачу. Любит копаться в земле, сажать цветы, ухаживать за плодовыми деревьями. Зимой же старается заглянуть ненадолго к внукам. Их у нее четверо.

Бабушка никогда не приходит с пустыми руками. Сегодня, например, принесла книгу: купила на выходных.

 

А вот и гости, к приходу которых Айсулу готовилась утром. Правда, не все захотели попасть в кадр: постеснялись.

 

После ухода гостей, наша героиня прибирается на кухне и идет спать. Завтра рано вставать.

 

Редакция выражает огромную благодарность АО «Актобе ТЭЦ» за возможность проведения съемки на своей территории и Айсулу Хамзину за познавательный день и вкусный чай с блинами.

Венера ТОТИКБАЙ

Фото Аслана МУСЕНОВА

+8
® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель