Ассамблея народа Казахстана как залог стабильности межэтнических отношений

Дмитрий МАЦЮК, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры Ассамблеи народа Казахстана и социально-политических дисциплин Актюбинского регионального университета имени К. Жубанова.

Гуманизм на протяжении всей истории человеческой цивилизации был и остается важнейшей социальной ценностью. На рубеже II-III тысячелетий – периоде, когда казалось, что времена войн, расовых, национальных дискриминаций и иных социальных потрясений остались в прошлом, гуманизм с новой силой дал о себе знать. Ценность гуманизма весьма актуальна и в условиях развития современной внутриполитической жизни Казахстана. Так, в Послании Президента РК – Лидера нации Нурсултана Назарбаева «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» в 7-м приоритете «Новый казахстанский патриотизм – основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества» большое внимание уделяется разделу «Равенство прав граждан всех этносов». И это не случайно, поскольку республика является многонациональным государством.

Спектр внутренних межнациональных вопросов явился объектом пристального внимания со стороны руководства страны еще с 1991 года. После обретения независимости Казахстан стал новым субъектом международных отношений, одновременно получив возможность выстраивания собственного внутриполитического курса. Наряду с Казахстаном эта возможность оказалась в руках других 14 республик бывшего Советского Союза.

Эйфория первых лет независимости новых республик быстро сменилась поиском решения первых проблем, связанных с межэтническими конфликтами. Особо это затронуло республики Центральной Азии. Еще свежи следы кровопролитной гражданской войны в Таджикистане (1992-1997), межэтнических конфликтов в Узбекистане (1990), плачевные события розовых революций в Кыргызстане (2005, 2010) и т.д. В Казахстане, к счастью, не наблюдались столь ожесточенные проявления межэтнической жизни, однако его географическая близость к центрально-азиатскому региону на протяжении долгих лет создавала угрозы возможного развития подобных сценариев и у нас. В этой связи перед Президентом Н.А. Назарбаевым и его политической командой стала цель не только предотвращения межнациональных конфликтов, но и усилиями самих граждан создать условия для развития межэтнического диалога.

Исторически сложилось, что территорию Казахстана испокон веков населяли различные союзы племен и народы. Это было обусловлено тем, что географически современный Казахстан находится в центре Евразии. Именно поэтому в течение длительного времени на его территории происходили бурные этнические процессы. Сделав экскурс в глубь веков, мы увидим, что территория Казахстана являлась буферной зоной, соединявшей Европу с Азией. Соседняя Монголия представляла собой своеобразный котел, откуда вели происхождение кочевые племена. В этой связи соседствующие казахские степи испытали на себе целую волну миграций гуннов, тюрков, монголо-татар, джунгар. В итоге интенсивные этнические процессы породили смену одних народов другими, образование конгломератов племен, которые создавали свою уникальную цивилизацию.

Однако истоки возникновения многонационального Казахстана в современном понимании термина восходят к XVIII веку, когда казахские земли оказались в поле пристального внимания северного соседа – России. Еще Петр I рассматривал Казахстан в качестве важного стратегического плацдарма, назвав его ключом к вратам Азии. 1731 год, невзирая на критиков и сторонников процесса присоединения Казахстана к России, стал важной вехой отечественной истории, положившей начало многовековой дружбы двух великих народов.  В течение последующих 130 лет в ходе военного, экономического и политического освоения казахских земель в степь хлынул поток переселенцев из центральных районов России, главным образом русские и украинские малоземельные крестьяне. Указами Александра II (1881) Казахстан явился новой территорией расселения уйгурских и дунганских мигрантов. Татаро-башкирские купцы, осуществляя в Казахстане торговлю, внесли вклад в формирование их диаспор. Столыпинская реформа (1906) усилила многонациональный состав населения Казахстана, привнеся новую волну переселенцев из европейских губерний России. Невзирая на перегибы царской политики, многонациональные труженики Казахстана совместными усилиями переживали и радости, и невзгоды. Ярким примером явилось выступление рабочих на Успенском руднике в 1905 году, которым руководил забастовочный комитет «Русско-киргизский союз против капитала». Это было самым крупным интернациональным выступлением рабочих дореволюционной истории.

Период советской истории (1917-1991) осуществил свои коррективы в этнические процессы республики. Исследователи истории советского периода также неоднозначны в оценке: жертвы гражданской войны, ужасы сталинских репрессий, негативные проявления коммунистической политической системы переплетаются с прогрессивными веяниями в образовании, науке, медицине, промышленном и сельскохозяйственном развитии. Тем не менее объективные законы советской истории способствовали развитию новой фазы, в результате чего Казахстан стал второй родиной крупных депортированных народов: чеченцев, ингушей, немцев Поволжья, украинцев, болгар, чехов, балкарцев и др.

Краткий исторический экскурс позволяет представить основные хронологические этапы становления и развития многонационального состава республики. Современный же период отечественной истории в условиях первостепенной роли защиты прав человека ставит перед казахстанским руководством достижение задач по сохранению и укреплению межнационального согласия.

Важным элементом политической системы Казахстана, скрепившим интересы всех этносов, обеспечивающим неукоснительное соблюдение прав и свобод граждан независимо от их национальной принадлежности, стала Ассамблея народа Казахстана, созданная 1 марта 1995 года по инициативе Президента страны Н.А. Назарбаева.

Первоначально институт АНК задумывался в качестве совещательно-консультативного органа при Президенте. Ежегодно Ассамблея объединяет под своим крылом делегатов — представителей крупных этнических, культурных, политических кругов — для обмена мнениями, опытом, обсуждения актуальных межнациональных вопросов, определения рациональных путей их решения.

В области культурного развития Ассамблее предоставлялись большие полномочия, включавшие в себя организацию национально-культурных центров, проведение культурно-массовых мероприятий, покровительство функционированию национальных школ, театров, библиотек. Подобные шаги позволили представителям любой нации и народности заявить о себе, внести вклад в развитие новой казахстанской культуры. В сфере политики Ассамблея не имела достаточно широких полномочий. Только начиная с 2007 года, АНК стала полноправным политическим субъектом, получив реальные возможности осуществления законотворческого процесса в рамках работы Парламента.

Проведение политики предоставления равных прав и возможностей  представителям той или иной национальности посредством деятельности Ассамблеи народов Казахстана стало важным условием для практической реализации ценности межнационального согласия. Профессор А.Н. Нысанбаев в свете данных событий писал: «Для нас согласие – не формализованный и вынужденный договор, предписывающий «терпеть» друг друга, а искреннее видение и принятия общности целей и задач».

Поэтому межнациональное согласие не следует ассоциировать лишь с искусственным сохранением ныне существующего национального многообразия. Единство – это прежде всего связь многообразных элементов при одновременном наличии между ними гармонии как целого. «Ведь развитие только и может осуществляться благодаря творческому взаимодействию, взаимообогащению, взаимовлиянию многообразных сторон целого, в противном случае многообразие будет не развиваться, а распадаться. Именно мультикультурализм является адекватной моделью межэтнического и межконфессионального диалога и взаимодействия в Республике Казахстан».

В этой связи современное казахстанское общество становится носителем новой философии жизни, которая перекликается с евразийской: достижения жизненного успеха и гармоничного сосуществования на основе мудрости. Мы живем в эпоху новых процессов и новых возможностей. Происходит процесс обновления социокультурной и психологической жизни народов. Их предшественники испокон веков вели поиск приемлемого духовного идеала, который именуется мудростью. Именно мудрость лежала и лежит в основе культуры всех народов Земли. Глубинная мудрость и в наше время не потеряла значения. Она пронизывает систему взглядов всех мировых религий и религиозных конфессий, функционирующих в нашей стране. Таким образом, в Казахстане идет процесс формирования нового гражданского общества на базе евразийской философии. Народы осознают свое подлинное духовное братство и единство, поймут, что у них единая судьба в будущем развитии казахстанской государственности. Недаром в 2007 году Указом Президента страны Ассамблея народов Казахстана была переименована в Ассамблею народа Казахстана.

Развитию национальных культур также способствует наличие такого чувства, как национальная гордость, которая позволяет сохранить самобытные традиции той или иной культуры вдали от исторической родины. Отечественный философ Д.К. Кшибеков довольно тонко отметил: «… национальная гордость, любовь к своей нации должны быть свободны от национализма и шовинизма, т.е. национального высокомерия, кичливости, эгоизма, и в той же мере от трайбализма, т.е. патриархальных, родоплеменных, узконациональных привычек, обычаев и традиций».

В целом, политика мультикультурализма имеет цель достижения национального согласия в рамках полиэтнического и поликультурного поля, каковым является современный Казахстан. Подобная политика достаточно планомерно нашла свое отражение у нас за годы независимости. Недаром на IV сессии АНК (1997) Н.А. Назарбаев официально заявил: «Мы стремимся к политическому, гражданскому единству, и народ Казахстана должен стать общностью граждан разных национальностей, а не некой новой этнической общностью».

Таким образом, создание Ассамблеи народа Казахстана явилось важной вехой внутриполитической жизни независимой страны. За годы работы Ассамблея из совещательно-консультативного органа трансформировалась в реальный субъект законотворческой власти. Идеи, озвученные с трибун съездов Ассамблеи, были положены в основу реализации межэтнической и межконфессиональной политики. Важно отметить, что на политической карте мира не так уж и много государств, в которых права национальных меньшинств в равной степени защищены, как и интересы этнического большинства. Республика Казахстан является одной из таковых. Государственная политика в рамках регулирования межнациональных отношений является рациональной, продуманной и отвечает основным принципам Всеобщей декларации прав человека (1948). Данное обстоятельство признается не только представителями тех или иных наций республики, но и международными наблюдателями, мировым сообществом.

В то же время следует помнить, что подобного рода ситуация, к сожалению, не является постоянной. Существуют определенные угрозы, способствующие дестабилизации межнационального согласия: низкая правовая грамотность населения, вспышки бытового национализма, проникновение нетрадиционных религиозных сект, снижение уровня экономического развития, рост коррупции, разведывательная деятельность иностранных государств и т.д. Поэтому межнациональный диалог и стабильность – это результат огромной и усердной работы государства, представителей властей на местах и гражданского общества. Только работа совместными усилиями позволит снизить риск напряженности межнациональных отношений в стране, укрепить ценность межнациональной дружбы как важнейшей составляющей современного гуманизма.

 

..............................................................®За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель................................................................