Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Брак — дело тонкое

Неполных семей меньше всего в Актюбинской области. Для жителей нашего региона также характерно почитание старшего поколения, соблюдение национальных брачных традиций и позитивное отношение к смешанным бракам.

К таким результатам привели исследования этнических процессов, семьи и брака в Казахстане нашего земляка, заведующего кафедрой археологии, этнологии и музеологии Казахского национального университета им. аль-Фараби Аманжола Калыша. Многие годы ученый посвятил изучению вопросов происхождения и этнической истории казахов. Его труды представлены в многочисленных публикациях, книгах и монографиях.

В преддверии Наурыз мейрамы ученый поделился с читателями «АВ» своими размышлениями.

 

— Как вы можете охарактеризовать большинство актюбинских семей?

— В Западном Казахстане превалирующей является малая форма семьи. Она состоит из одной брачной пары с неженатыми детьми или без них. Кроме того, в районах области, где преобладает коренное население, отмечены самые низкие показатели неполных семей. Неполных семей больше в городах и райцентрах, меньше — в сельских местностях. И это, как правило, семьи одиноких матерей, вдов (вдовцов) и разведенных женщин. Значительное влияние на форму и тип семьи оказывает численный состав поколения. Он образуется из представителей следующих трех поколений: старшее (дедушка и бабушка), среднее (отец и мать), младшее (дети среднего, а внуки — старшего поколений).

— Какова роль бабушек и дедушек в семьях?

— В недалеком прошлом, по сложившейся традиции, у многих этносов старшее поколение пользовалось уважением и большим авторитетом. Это выражалось в том, что родителям обеспечивалась достойная старость, всесторонняя помощь. Им отводится роль воспитателей, хранителей традиций и обычаев народа.

Как правило, при наличии нескольких сыновей, младший со своей семьей проживает с родителями. Остальные женатые и отделившиеся сыновья, исходя из своего материального положения, считают своим долгом оказывать помощь родителям, особенно пенсионного возраста. Например, на это ориентировано свыше 90 процентов опрошенных казахов Хромтауского района.

— Кто сегодня является главой семьи? Сильно ли изменились роли жены и мужа?

— Одним из главных показателей реальных отношений в семье является вопрос о главенстве и авторитете взрослых членов семьи. Наши материалы свидетельствуют, что в отличие от прошлого в современный период имеется определенное противоречие между реальным положением мужчины и женщины в семье и формальным (официальным) лидерством. В этом сказывается влияние традиций и сила воздействия общественного мнения. Особо отметим, что при этом главным и принципиально иным стало содержание понятия «глава семьи». Теперь оно не означает беспрекословного подчинения остальных членов семьи. Вместе с тем по форме лидерства можно условно выделить два типа семей — авторитарный и эгалитарный.

Традиционную казахскую семью почти всегда возглавлял мужчина. В основном старший по возрасту. Хотя под влиянием различных социально-экономических факторов бывало и так, что он нередко делил свою власть с тем, кто становился основным добытчиком средств к существованию.

— Кто занимается воспитанием детей?

— Во всех исследованных нами казахских семьях наблюдается четко выраженное разграничение функций родителей в воспитании детей. Эти роли различны уже потому, что личный родительский пример, как ведущий и основополагающий фактор семейного воспитания, легче усваивается и быстрее прививается в рамках одного пола. Отцы меньше говорят о воспитании, но больше воздействуют примером.

— Зависит ли количество членов семьи от региона проживания?

— Области с преобладающим казахским населением — Южно-Казахстанская, Жамбылская, Атырауская, Кызылординская и Мангыстауская — намного опережают остальные области по численному составу семьи. В этом, естественно, сказывается и традиционная ориентация среди них на средне- и многодетность. Насколько позволяет судить совокупность анализа анкетного и визуального материала, количество детей в казахских семьях пока не проявляет до конца заметной связи с уровнем образования и квалификацией труда родителей, доходами семьи, условиями ее быта. Это еще в значительной степени регулируется традиционными репродуктивными установками.

В западной части, в частности, Актюбинской области, семьи состоят из 3-4 человек, редко — из 5-6.

— В каких частях Казахстана продолжают придерживаться национальных брачных традиций?

— В Южном и Западном Казахстане, где преобладает казахское население, наблюдается значительное сохранение национальных брачных традиций. Соблюдаются все полагающиеся обычаи. Кроме того, жители западной части придерживаются и других традиций, касающихся рождения ребенка, сватовства, поминок и т.д.

Вместе с тем нельзя исключать случаи насильственного воровства невест, родителям которых бывает тяжело смириться с этим фактом. Совершаются кражи порой без согласия девушки, но с одобрения ее родителей или близких родственников.

— Все чаще стали заключаться смешанные браки. Каково отношение к ним в Казахстане и конкретно в нашей области?

— Позитивно к смешанным бракам относятся в Актюбинской и Костанайской областях. В то же время и здесь представители старшего поколения, включая родителей молодоженов, придерживаются обратного мнения.

Так, из зарегистрированных в 1999 году 112 357 актюбинских семей 91 634 приходится на однонациональные. Из 20 723 этнически неоднородных семей 3 670 созданы с участием казахского этноса. В последнем случае обладают брачные пары, в которых один из супругов — русский. Последующие места занимают казахско-татарские и казахско-украинские семьи. В национально-смешанных семьях области также доминируют русские. С их участием создана 15 041 смешанная семья, куда вошли представители 26 этносов. И здесь присутствует сильно выраженная избирательность в отношении лиц иной национальности, с представителями которых создаются семьи.

— Казахский народ всегда славился своим гостеприимством. Вместе с тем притчей во языцех стало то, что казахи не могут не опаздывать на торжества. Это тоже отличительная черта наших граждан?

— Главными признаками этикета казахского народа являются госте-приимство, почтительное отношение к старшим и родителям, любовь к детям, толерантность, скромность, вежливость, а также честь, долг, ответственность, дружба. Нарушение указанных выше норм этикета и поведения осуждается общественностью.

В настоящее время в отличие от прошлого гостей приглашают или извещают заранее — от одной недели до нескольких. Сценарий принятия гостей и устройства торжества у казахов не бывает жестким в отличие от русских и других контактирующих этносов, преимущественно европейских, которые не приходят раньше назначенного времени и не опаздывают.

У казахов, как и у других восточных народов, в большинстве случаев принято другое отношение ко времени нанесения визита и приема гостей. Поэтому приходится учитывать то обстоятельство, что часть гостей придет с опозданием, так как они воспринимают время приглашения по-своему. Существуют значительные отличия в городской и сельской среде при нанесении визита. Так, в отличие от первой, во второй — в связи с особым ритмом и системой жизнедеятельности — не соблюдают определенного времени нанесения визита в приглашенный дом или семью.

Кстати, у казахов существует особая культура потребления чая. В Актюбинской области и ряде других регионов страны чай подают в маленьких пиалах, а в остальных — в средних или больших. Такая специфика напрямую связана с природно-климатическими условиями этих регионов. Там, где жаркий климат, посредством маленьких глотков чая из наполовину наполненной пиалы можно в определенной степени утолить жажду.

— Существуют ли особенности празднования Наурыз мейрамы у казахов на западе, востоке, юге и севере?

— Первыми на территории Казахстана Наурыз отмечают западные казахи. К примеру, в Актюбинской области его приход знаменует так называемый «көрісу күн», когда люди пожимают друг другу руки, обнимаются и желают благоденствия.

Это праздник в первую очередь земледельческих народов, оседлого населения. В эпоху бронзы на территории Казахстана в силу специфики природных условий существовали разные типы хозяйственных культур. Жители западной и центральной части занимались кочевым скотоводством. На севере и востоке было развито полукочевое скотоводство, а на юге — земледельческие культуры. И из-за этого существовали небольшие отличия в праздновании, в частности, в перечне представленных на праздник блюд. Но в общей канве его празднование было единым.

Кстати, в Южном Казахстане существует своя легенда о появлении этого праздника. По словам аксакала, с которым я беседовал в 50-е годы, в давние времена жили два брата — Наурыз и Созак. У младшего, Созака, была большая семья, дети, были потомки. А у старшего дети умирали во младенчестве. Когда Наурыз состарился и готовился отойти в иной мир, то призвал брата и попросил, чтобы в день его смерти люди справляли поминки. Но без плача и горестей, а с играми и весельем. Наурыз скончался с 21 на 22 марта. И с тех времен казахи празднуют Наурыз мейрамы.

Записала Баян САРИЕВА

Колонка "Взгляд"