Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Денежный интерес

Режим ЧП каждый день порождает новые вопросы. На некоторые из них отвечают руководитель областного филиала Национального Банка Перизат Асимбетова и начальник управления региональных представителей в Актобе Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Жанар Айтбай.

Банки в новом режиме

Диалог с читателями «АВ» начала Перизат Асимбетова.

  – Как проходит финансовое обслуживание населения в новых условиях?

– В Актюбинской области действует 17 филиалов банков второго уровня, они имеют 74 отделения, из них 17 – в районах. Сюда же можно добавить 165 отделений связи АО «Казпочта»: 134 – в районах, 31 – в областном центре, но в условиях режима ЧП в Актобе обслуживают население 15 отделений. Также добавлю, приостановили работу терминалы Жилстройсбербанка. Для обслуживания предоставлены мобильный банкинг, личные кабинеты и другие альтернативные возможности.

Нужно помнить, что во время карантина многие банки изменили график, одни работают с 9.00 до 16.00, другие – с 10.00 до 17.00, изменили время обслуживания и в выходные дни. Временно не работают частные обменные пункты, те, что открыты при банках – только в рабочие дни.

 – Что сделано для поддержки финансового состояния населения в связи с пандемией КВИ?

– Национальным Банком РК для поддержки финансового состояния населения внесены изменения в жилищную программу «7-20-25» и «Баспана-хит». Дополнения в программу пре-
дусматривают отсрочку по платежам основного долга и вознаграждения. Срок отсрочки – 90 календарных дней без начисления штрафов и пени для заемщиков, которые пострадали в результате пандемии коронавирусной инфекции и введения чрезвычайного положения. Заемщики, оказавшиеся в трудной ситуации, механизм по оплате своих обязательств вырабатывают совместно с БВУ напрямую. Получить отсрочку ежемесячных платежей заемщики жилищных программ смогут с даты введения в стране режима ЧП, то есть с 16 марта.

 – Какая поддержка для малого и среднего бизнеса предусмотрена со стороны Национального Банка?

– Для поддержки предпринимателей Нацбанк совместно с Агентством по регулированию и развитию финансового рынка разработал Программу льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, она утверждена постановлением № 39 правления Нацбанка от 19 марта 2020 года. Для поддержки МСБ и индивидуальных предпринимателей выделено 600 миллиардов тенге. Механизм поддержки бизнеса реализуется путем предоставления банками второго уровня льготных кредитов на пополнение оборотных средств, в том числе для осуществления платежей в оплату товаров, работ, услуг, налогов и других платежей в бюджет, заработной платы безналичным способом. Эти кредиты предоставляются сроком до 12 месяцев по ставке не более 8 процентов годовых всем субъектам малого и среднего бизнеса и индивидуальным предпринимателям. За исключением лиц, имеющих просроченную ссудную задолженность свыше 90 календарных дней, являющихся лицами, связанными с банками особыми отношениями, или нерезидентами РК, либо дочерними структурами государственных и квазигосударственных учреждений. БВУ на освоение этих средств дается три месяца.

Оператором программы определен АО «Казахстанский фонд устойчивости». Требования к банкам – выделенные средства распределяются только по целевому назначению. При этом лимит на одного заемщика для юридических лиц не должен превышать 3 миллиардов тенге, для индивидуальных предпринимателей – 50 миллионов тенге. Агентство по регулированию и развитию финансового рынка вместе с Казахстанским фондом устойчивости будет еженедельно мониторить целевое использование выделенных средств, так как банкам запрещено использовать их на приобретение государственных и негосударственных ценных бумаг, размещение на депозитах в других банках, приобретение иностранной валюты и так далее.

Участниками программы являются 12 БВУ по стране, в Актобе представлены филиалы 11 банков. Такой широкий охват дает определенное облегчение нашим предпринимателям.

[box type=»shadow» ]
Риск заражения вирусом через наличные деньги минимален, поскольку банкноты и монеты менее подвержены воздействию вируса, чем другие физические объекты, потому что они всегда хранятся в кошельках, карманах или других закрытых предметах. Риск прикосновения к монетам и банкнотам не превышает риска прикосновения к другим объектам. К примеру, к перилам, поручням, дверным ручкам, кредитным картам.
Что касается монет и банкнот, которые выпускаются в обращение, риск также небольшой благодаря их длительному сроку хранения после инкассации. Но при этом отдельные меры предосторожности должны соблюдаться всегда и везде как работающими с наличностью, так и простыми гражданами.
[/box]

Повод перечитать законы

Эстафету ответов на вопросы актюбинцев подхватила Жанар Айтбай.

Она дополнила информацию по льготному кредитованию.

– На сегодня подано 118 заявок на льготное кредитование на 12 990 500 тысяч тенге. Банками одобрено 59 заявок на 2 миллиарда 954 миллиона тенге. Это хороший показатель. В текущих условиях фокус работы Агентства по регулированию и развитию финансового рынка состоит в том, чтобы смягчить негативное влияние режима чрезвычайного положения на заемщиков банков и финансовый сектор в целом.

 – Почему в период отсрочки начисляется вознаграждение?

– Требования банков, кредитных организаций по поводу вознаграждения за период отсрочки не противоречат действующему законодательству. Нужно исходить из того, что при сделке, согласно Гражданскому кодексу, возникают правовые отношения между сторонами, когда кредитор передает деньги, а заемщик принимает их на условиях платности, срочности и возвратности. Соответственно, выдавая деньги, кредитор имеет право требовать вознаграждение за период пользования займом. Поэтому нужно детально изучать условия договора как гражданско-правовой сделки.

Мы готовы рассмотреть условия конкретного займа в индивидуальном порядке, для этого достаточно позвонить по номеру горячей линии: 70-39-16.

 – Куда можно обратиться, если call-центр банка не отвечает?

– В условиях пандемии банками создаются условия для дистанционного общения, некоторые банки предоставляют услуги персонального менеджера. Если вы не дозваниваетесь, то можно написать жалобу на официальный сайт того или иного банка второго уровня. На сайте нашего агентства finreg.kz или fingramota.kz можно найти перечень всех банков второго уровня с указанием их электронных адресов. Кстати, письменное обращение будет более эффективным, вы получите официальный ответ.

 – Какие документы могут подтвердить ухудшение финансового положения и где можно их собрать?

– Начнем с того, что Агентством по регулированию и развитию финансового рынка во исполнение поручения Главы государства приняты два основополагающих документа о мерах поддержки населения и субъектов МСБ, индивидуальных предпринимателей в период ЧП. Они содержат три меры: запрет на начисление штрафов, пени, неустойки, запрет на начисление вознаграждения по беззалоговым потребительским займам физических лиц, просрочка по которым составляет свыше 90 дней, а также предоставление отсрочки по всем видам займов.

Касательно документов, подтверждающих ухудшение финансового положения. Согласно порядку, физические лица подобные документы кредитным организациям не предоставляют, их предоставляют предприниматели, относящиеся к малому и среднему бизнесу, и индивидуальные предприниматели. Как такового перечня на данный момент не существует, поэтому каждый предприниматель проговаривает с банком, какие документы необходимы.

Могу привести такой пример: к нам обратилась владелица бутика. До введения карантина она продавала вещи, затем у нее уменьшился поток клиентов, соответственно, в ее случае документом, доказывающим ухудшение финансового положения, стал отчет кассовой смены. Она показала банку отчет за предыдущий период, как у нее шла торговля и каким образом она снизилась на сегодняшний момент. 

– У моей бабушки-пенсионерки есть кредит в банке. Ей каждый день без конца звонят коллекторы с требованием оплатить долг. Причем даже не спрашивают, кто у телефона.

– Это еще один часто задаваемый вопрос. Ежедневно в нашу общественную приемную поступает множество жалоб именно на действия коллекторов. В 2017 году принят Закон РК «О коллекторской деятельности». В нем определены порядок и условия взаимодействия между коллекторами и должниками – физическими лицами, заемщиками. Сразу хотелось бы отметить, что коллекторы не имеют права звонить в любое время. По закону можно звонить в будни не более трех раз в день, с восьми утра до девяти вечера. В выходные дни беспокоить нельзя. Посещать клиента возможно только один раз в день.

Касательно разглашения сведений, есть такое понятие, как тайна коллекторской деятельности. Желательно не путать его с понятием банковская тайна. Дело в том, что любые сведения о должнике, его долге, сумме задолженности, какому банку или кредитной организации должен – все это составляет тайну коллекторской деятельности. И она не может быть разглашена никому, кроме самого должника. Она может быть разглашена третьим лицам только с письменного согласия должника, которое он дал либо самой коллекторской организации, либо банку второго уровня при заключении договора банковского займа.

Есть один нюанс, на который хотела бы обратить внимание. Перед тем как подавать обращение, по закону вы имеете право на аудио- и видеофиксацию процесса взаимодействия с коллекторами. За каждым коллекторским агентством закреплен определенный список сотрудников с определенными телефонными номерами, и выходить на связь с клиентами они могут только с них. То есть перед тем как подать заявление или говорить о факте угрозы, хотела бы предупредить, что нужно предоставлять доказательства этого. К примеру, в 2018 году рассмотрен случай, один из первых в стране, когда коллекторское агентство разгласило личные данные должника, выставив информацию о нем на сайте vk. Соответственно, это было доказано, по данному факту коллекторское агентство привлечено к административной ответственности. 

– Ломбарды закрыты в связи с введением режима ЧП, хочу забрать свое золото, с каждым днем нарастает процент. Связывалась с руководством ломбарда, который находится в торговом доме «Астана», мне ответили, что процент можно остановить, если сделаю перечисление через Kaspi Gold. Насколько законно такое требование?

– Требование по закрытию ломбардов указано в постановлении главного государственного санитарного врача области. Вознаграждение начисляться будет, потому что в пользование были выделены денежные средства. Касательно оплаты через приложение нужно переговорить лично с автором вопроса. 

– Сколько бизнесменов на сегодня обратилось в кредитные организации за получением отсрочки?

– По отсрочке выплат по основному долгу и вознаграждению в банки обратилось более 600 предпринимателей, а также более 12 тысяч физических лиц. 

– У меня есть кредит в банке, как его приостановить? Дозвониться не могу.

– Если человек относится к категории социально уязвимых слоев населения или является безработным, официально зарегистрирован в органах занятости либо является получателем адресной социальной помощи, в данном случае подачи заявления не требуется. Эта работа будет проведена банком второго уровня в одностороннем порядке, также любой кредитной организацией на основании списков Министерства труда и соцзащиты и по сведениям кредитного бюро.

Если автор данного вопроса не относится к указанным категориям, то, конечно, должен подать заявление. Но не-
обязательно ходить в банк, есть возможность подать заявление электронным способом. 

– Если отсрочку в банке вовремя не оформили, то будет наложен штраф, пеня?

– В период с 16 марта до 15 июня начисление штрафов, пени за просрочку запрещено.

Жанат СИСЕКЕНОВА

 

Колонка "Взгляд"