08.02.2023

Актюбинский Вестник

Главные новости Актобе

Девушка- пилот ломает стереотипы

Аэлита и Ернар в летной школе. Фото из личного архива Аэлиты ДОБРАШЕВОЙ

Когда речь заходит о капитане воздушного судна, мы представляем статного мужчину в униформе, не так ли? Привыкли, что самолетом управляет сильный пол. Но наша землячка доказывает: преграды и шаблоны легко преодолимы, девушкам покоряется даже небесная высь.

Небо Испании на ладонях Аэлиты

23-летняя Аэлита Добрашева – уроженка Кобдинского района, окончила Назарбаев интеллектуальную школу в Актобе. Сейчас работает вторым пилотом в авиакомпании Air Astana на самолетах Airbus.
– Помню, как с девочками оставались после уроков, чтобы выбрать специальность и вуз для поступления. Искали в интернете различные программы обучения. Тогда впервые узнала о программе «Ab-initio» от авиакомпании Air Astana, – вспоминает девушка. – Нам сказали, что у казахстанцев есть такая возможность. «Кто бы не хотел стать пилотом? Это же так интересно», – подумала я. Только во время учебы узнала, что это уникальная практика. иностранцы в основном оплачивают обучение, а у нас это совершенно бесплатно.
Так мечта маленькой девочки из провинциального городка потихоньку воплощалась в реальность. Маленькими, но уверенными шажками она шла к своей цели. Каждое желание требует подтверждения в виде конкретных действий, только благодаря упорству и терпению можно добиться желаемого результата. Это и доказала Аэлита, которая поверила в себя и свои силы.
– Я не сразу решилась подавать документы, но уже в тот момент где-то глубоко зародилась цель. Спустя пару лет, набравшись необходимых знаний, подала заявку на прохождение отбора, было сложно и не все получалось с первого раза, но я верила в себя. В такие моменты важно не опускать руки и идти до конца. В результате я полетела в Испанию за своей мечтой, – радуется она.
В общей сложности обучение заняло три года, два из которых молодой пилот училась в летной школе на юге Испании. Им сразу выдали необходимые принадлежности, и через пару дней начались учебные будни. С теплотой и особым трепетом вспоминает актюбинка о студенческих годах:
– Поначалу было нелегко: большой поток информации, обучение на английском языке, непривычная, незнакомая обстановка. Но когда привыкаешь к такому режиму, это становится нормой. Так и пролетели два года интенсивной летной и теоретической подготовки, со всеми успешными экзаменами и проверками. Обучение было насыщенным, мы учились на славу, но и для досуга, отдыха находили время. Сейчас с большой благодарностью и теплотой вспоминаю то время. Повторила бы я этот опыт? Однозначно, да!
Так и началась новая глава в ее жизни, о которой можно рассказывать много, но особое место в ней занимает первый самостоятельный полет.
Необходимо помнить, что полеты – не просто романтика, будто ты птица и у тебя есть крылья, чтобы порхать и чувствовать себя свободной, но и ответственная работа. Прежде чем сесть за штурвал самолета, кадеты проходят серьезную теоретическую и практическую подготовку.
– Во время учебы в летной школе наступает момент, когда каждый кадет должен самостоятельно отлетать на одномоторном самолете сложный маршрут, включающий в себя посадки на нескольких аэродромах. В кабине я была одна, выбрала среди прочих горный аэродром Гранады, в этом городе я еще не была. Общее время полета – более четырех часов. Это был один из самых сложных полетов, – вспоминает собеседница. – Уже взлетев в воздух, ты понимаешь, что необходимо делать все шаг за шагом, полностью погружаешься в свои ощущения: тебя переполняют чувство свободы и детская радость. Ты словно птица в небе. Но самое важное приходит после посадки – осознание того, что твой труд приносит первые плоды. Это придает уверенности в себе и мотивацию идти дальше, к новым вершинам.

[box type=»shadow» ]По данным Международного сообщества женщин-пилотов (ISA), доля представительниц прекрасного пола составляет лишь 3% от общего количества пилотов, которых по всему миру около 130 тысяч человек. Лишь 12 из 248 мировых авиакомпаний управляются женщинами. В Казахстане это число тоже невелико. [/box]

За штурвалом – красавица

В эпоху расцвета гражданской авиации в качестве бортпроводников принимали только женщин. Считалось, что именно они могут помочь пассажирам успокоиться и привлекают клиентов внешними данными.
Стереотип о том, что в авиации девушки могут быть только стюардессами, но никак не пилотами, закрепился еще во времена Золотого века авиации.
– Там, где я училась и сейчас работаю в профессиональной среде, это нормальная практика, в небе нет гендерного неравенства. Когда садишься за штурвал самолета – ты профессиональный пилот, а не представитель слабого пола.
Безусловно, тренировочные полеты во время обучения и настоящие рейсы, когда на борту находятся сотни человек, отличаются. Работу пилота можно сравнить с работой врача. Если последний во время операции несет ответственность за жизнь одного человека, то пилот – за жизни многих.
– После успешного окончания летной школы и по возращении на родину мы проходили тренинги и курсы в авиакомпании. Тут-то и начинается этот трепет, когда впервые по-настоящему начинаешь себя чувствовать частью дружной семьи, деталью большого механизма. Ведь ты больше не студент зарубежной летной школы, ты сотрудник национального авиаперевозчика, – рассказывает Аэлита. – Пройдя курсы, мы отправились во Францию для переобучения на тип воздушного судна. Там впервые познакомилась с техникой, на которой сейчас и летаю. Иногда, оглядываясь назад, не верю, что прошла через это. Ведь путь становления пилота довольно длинный и непростой. Я всегда стараюсь помнить: быть пилотом – это учиться и совершенствоваться постоянно. У меня еще много работы впереди.

[box type=»shadow» ]Ab-initio – программа подготовки пилотов и возможность получить высокооплачиваемую профессию в престижной авиакомпании. Она существует с 2008 года, обучение прошли более 300 человек. Обучаются от 16 до 18 месяцев в лучших летных школах Европы. Расходы на обучение полностью покрываются авиакомпанией, 75% стоимости необходимо возместить в течение 15 лет работы в авиакомпании. [/box]

История любви

Наша землячка понимает, как быстротечно время в авиации, поэтому свободные часы старается посвящать семье. Благодаря любви к небу и полетам она обрела свое счастье, недавно Аэлита вышла замуж. С будущим супругом Ернаром Калиевым они познакомились во время учебы в Испании: были одногруппниками, вместе готовились к экзаменам, поддерживали друг друга в сложные моменты.
– Наша история любви связана с авиацией. Помимо учебы, у нас совпадали увлечения, в свободное время старались отдыхать активно, посещать соседние города, ездить на велосипедах, выезжать на море. А после успешных экзаменов, получив неделю отпуска, решились съездить в Барселону и Мадрид. За это время мы хорошо узнали друг друга и поняли, что родные души. Авиацию и вообще жизнь мне есть за что благодарить, но особенно за такого человека рядом, который делит со мной самые непростые и счастливые моменты, – признается девушка-пилот. – Без поддержки и любви близких я бы не была там, где сейчас. Родные меня поддерживают, гордятся мной. Для меня самое главное, когда есть их вера в то, что в жизни нет ничего невозможного. Также отдельная благодарность моим любимым пассажирам. Есть такое мнение, что люди относятся к девушкам-пилотам скептически и смотрят косо, но в моем случае это не так. Обратная связь в основном положительная, при личной встрече пассажиры выказывают большую поддержку. Неважно, женщина ты или мужчина – мы все равны. Главное, быть влюбленным в выбранную профессию, и тогда обязательно все получится.
Нурдана КАНИЕВА

Колонка "Взгляд"