Домашнее задание для мажилисмена

Пять депутатских запросов – о финансировании отечественного семеноводства, развитии субсидирования племенного животноводства, цифровизации сельского хозяйства, сохранении и укреплении ветеринарной безопасности, а также ход освоения Казводхозом и Комитетом водных ресурсов лиманных и орошаемых земель – направили Правительству члены комитета по аграрным вопросам Мажилиса. Одни из них решены, другие взяты в работу или рассматриваются соответствующими министерствами. В комитете есть и наш человек – экс-заместитель акима области, депутат парламентской фракции партии «Nur Otan» Амангалий БЕРДАЛИН.

Он курировал в регионе сферу АПК в сложное для сельхозпроизводителей время. Фермеры столкнулись с серьезными проблемами при закупе племенного поголовья по программе «Сыбаға», потому были вынуждены впервые в стране провести санкционированный митинг, давали сбои системы ИАС, ИСЖ и Qoldau.kz, размеры инвест- и субсидий не устраивали крестьян…
Потому он знает нюансы и особенности сельского хозяйства не понаслышке. Естественно, теперь с учетом своего опыта видит пути их решения шире и несколько иначе. Об этом и не только он прямо и откровенно говорил в ходе рабочей поездки с 7 по 15 июля. Напомним, по завершении первой парламентской сессии VII созыва Мажилиса депутаты выехали в свои регионы.

Путь перемен

– Председатель Мажилиса Парламента Нурлан Нигматулин акцентировал наше внимание на важности работы в регионах. Он нацелил нас проанализировать, как выполняются на местах задачи предвыборных программ партий, какие меры предпринимаются для повышения производственного и сельскохозяйственного потенциала областей, как решаются социальные вопросы, – рассказывает Амангалий Бердалин. – Чтобы увидеть это самим и узнать из первых уст, мы вместе с коллегами побывали на объектах промышленности, здравоохранения, образования, в крестьянских хозяйствах, встречались с коллективами, обсуждали актуальные для области вопросы, проводили прием граждан не только в Актобе, но и в отдаленных населенных пунктах, а также информировали о законодательных новшествах, которые были приняты за полгода, с 15 января по 30 июня.
Меня, как и других депутатов фракции «Nur Otan», в первую очередь интересовал ход выполнения Дорожной карты по реализации предвыборной программы партии «Путь перемен: достойную жизнь каждому!».
С 7 июля мы побывали в Айтекебийском, Алгинском, Иргизском, Темирском районах и Актобе. В ходе поездок смогли лично убедиться в том, как на местах претворяются в жизнь 364 пункта программы нашей партии. На их выполнение выделены огромные средства, потому необходимо контролировать качество и сроки.
Поверьте, если все они будут реализованы, а это зависит от всех нас – от фермера до депутата, путь перемен и достойная жизнь каждому обеспечена. Это не просто красивые слова или слоган, это программа реальных дел.
Вопреки расхожему мнению, мы, мажилисмены, не просто так едим свой хлеб. В недрах Парламента идет большая, серьезная и кропотливая работа. Законотворческая деятельность не приемлет суеты и шумихи, может, поэтому она незаметна, но жизненно важна для всех граждан страны. В чем мы смогли убедиться еще раз в ходе этой поездки, своеобразного домашнего задания.
Мы еще раз четко и ясно осознали, что зачастую тем, кто работает в реальном секторе экономики, мешают всякого рода объективные и субъективные причины и административные барьеры. Наша задача – помочь производителям и региону в целом исправить системные ошибки, нивелировать их и создать такое правовое поле, чтобы в его рамках было комфортно вести свой бизнес. Мы уже работаем над этим, ведь каждый из нас – не новичок в своей сфере.

Иностранцам – ни пяди

– В Мажилисе семь комитетов, я – в аграрном. Это не означает, что занимаемся только своими узкими вопросами, мы все работаем над принятием законопроектов – продолжает собеседник. – В этом году нашим комитетом приняты два закона. Первый инициирован Президентом и касается поправок в Закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам земельных отношений . 13 мая он был подписан Касым-Жомартом Токаевым и вступил в силу. С этого времени продажа и передача сельхозземель иностранным гражданам запрещена на законодательном уровне.
Это требование распространяется как на физических, так и юридических лиц с участием зарубежных компаний. Если их учредитель – гражданин иного государства, тоже.
Вторая поправка – об ужесточении контроля над неиспользуемыми землями – инициирована Правительством. 9 июня она нами одобрена и направлена в Сенат.
В связи с этим хочу заметить следующее. Если ранее вопросами выдачи участков, контроля над использованием и охраной занимались облуправления, теперь полномочия переданы на уровень республики – Комитету земельного контроля (вертикальное подчинение).
По словам Бердалина, внесены некоторые поправки и в актуальнейший для сельхозпроизводителей вопрос о пастбищах. Размытости или двоякого чтения больше нет: все предельно четко и ясно. Если площадь не используется по прямому назначению, ее можно изымать уже через год, а не через два, как раньше.
– Кроме принятия законов, нашим комитетом озвучено пять депутатских запросов. По цифровизации проблема такого плана: идентификацией сельхозживотных занимаются
НАНОЦ (информационно-аналитическая система) – институт кормопроизводства. Как показывает время, разрозненность усложняет работу. Поэтому мы рекомендовали МСХ определить единого оператора оказания услуг. Сейчас этот вопрос на стадии разработки, надеемся, до конца года он будет снят с повестки дня.
Согласно НПА для получения субсидий нужно ввести данные по закрепленной за вами земле в электронную карту. И вот здесь начинается несоответствие с ИИН и БИН. Те, кто столкнулся с этим, знают, о чем я говорю. Сейчас министерства сельского хозяйства, юстиции и цифрового развития занимаются этой проблемой.
С учетом сельхозтехники то же самое. В настоящее время МВД и МСХ совместно работают над тем, чтобы все вопросы – от получения номера до регистрации – были переданы спецЦОНу.
Заверяю вас, мы – практики, поэтому знаем ситуацию и проблемы родной отрасли изнутри и стремимся делать все от нас зависящее.

Ветбезопасность: вопрос number one

Говорить о том, что ветеринарная безопасность жизненна важна, наверное, излишне. Она напрямую связана с продовольственной, а значит, безопасностью здоровья людей. Доказательством тому – эпидемия птичьего гриппа, когда государству был нанесен миллиардный ущерб.
– Когда Министерство нацэкономики в связи с 25-процентным сокращением госаппарата предложило объединить в одно управление вопросы ветеринарии, сельского хозяйства и земельные отношения, мы однозначно заявили о неприемлемости такого варианта, – поясняет мажилисмен. – К тому же ветеринария – это отдельная особая сфера, связанная с вакцинацией. Мы вместе с сенаторами написали письмо на имя Премьер-министра, в котором привели веские аргументы и доводы за создание Агентства ветеринарии.
12 июля Президент страны в ходе расширенного заседания Правительства уделил большое внимание отрасли сельского хозяйства и подчеркнул: продбезопасность – самое важное для народа Казахстана. Глава государства озвучил прямые поручения Правительству и МСХ, в частности, принять оперативные меры и не допустить роста стоимости продуктов АПК. Мы, депутаты, восприняли это как призыв к действию.
Проблемы, связанные с обеспечением качественной питьевой водой, доступностью субсидий на корма, непомерностью утилизационного сбора, который влияет на дороговизну сельхозтехники, все еще злободневны и актуальны. Все они будут решены, так как поднимаются на всех уровнях – региональном и центральном. Обратил на это внимание и сам Президент.
Много было нареканий и претензий по доступности субсидий. Действительно, когда начали возмещать расходы производителям, ограничения были. К примеру, по количеству – только от 50 голов КРС, по срокам – только с 1 октября. Сегодня их сняли.
Теперь эти вопросы в юрисдикции облакиматов: все будет так, как решат МИО. В июне с учетом предложений внесены изменения в Правила субсидирования. Да, фермеры, правы: субсидии нужны раньше октября, но… Не надо забывать о том, что финансирование зависит от заготовки кормов. Dura lex, sed lex (закон суров, но это закон), с чем я как мажилисмен, согласен. Никто не будет перечислять деньги за то, чего нет. Крестьяне предлагают ввести поэтапное субсидирование, однако это будет решать уже облакимат.
Утилизационный сбор. Сумма этого сбора за сельхозтехнику, стоимость которой была установлена еще в 2017 году, до сих пор остается высокой – 25%. Крестьяне поднимали этот вопрос и в этом году при вмешательстве депутатов стоимость тракторов приведена к реальным ценам сего дня. Для поддержки отечественной экономики предпринят еще один шаг. Если сельхозтехника выпущена в Казахстане, например, в Костанае, производители получают не 25%, как раньше, а 30% в виде инвестсубсидий.
В этой связи хочу напомнить, что МИО нашей, Актюбинской, области во главе с акимом области после тщательного изучения этого вопроса в ноябре 2020 года заложили в облбюджет средства для выплаты сельхпроизводителям еще 10% в виде инвестсубсидий дополнительно к 25% из РБ.
На такой беспрецедентный шаг облакимат пошел для повышения эффективности и производительности труда, которые невозможны без перевооружения, модернизации и обновления сельхозтехники и оборудования.
Далее Амангалий Бердалин коснулся проблем с поливными и орошаемыми землями, решение которых расширит многие узкие места, в том числе и производство кормов. И уже не будет нужды косить площадь в две тысячи га для заготовки потребного количества, можно будет получить тот же объем с 300-400 га.
– В депутатском запросе на имя вице-премьера Романа Скляра мы отметили, что выделенные на нужды Казводхоза 2 миллиарда 400 миллионов тенге, остались неосвоенными. Такое бездействие не удовлетворяет никого. Мы предложили центру передать полномочия КазВодХоза в ведение МИО в связи с тем, что сегодня им управляет Комитет водных ресурсов при Министерстве экологии, геологии и природных ресурсов. Комитет находится в центре, потому не знает, что происходит на местах. Эффективность нулевая.
Например, в прошлом году КазВодХоз начал строительство лиманных и орошаемых площадей, и люди, которые решили этим заниматься, взяли кредиты (на закуп систем капельного орошения и дождевальных установок) под освоение этих 2,4 млрд тенге. Мы в курсе этой проблемы и выступаем за передачу КазВодХоза облакиматам.   
Фитосанитария в свете последних событий приобретает особое значение. За ней будущее, с этим трудно спорить. Мы уже столкнулись с тем, что не можем экспортировать свои томаты и перец. А это чревато серьезными и далеко идущими последствиями.
Производители жалуются, что терпят убытки, несмотря на усилия. Они добросовестно раз в неделю обрабатывают плодовые деревья против плодожорки на свои деньги, а результата нет. Шесть-семь раз обрабатывать нереально, не по силам частникам. Фитосанитарная служба – это совсем другой уровень и масштаб. Мы все это понимаем, но любая поправка в НПА должна быть подкреплена тенге и предусмотрена в бюджете, – считает спикер.

Респект акиму области

– Многие мои земляки обеспокоены низким травостоем и засухой, то есть заготовкой кормов и зернофуража для живности на предстоящую зимовку. Их тревоги понятны и близки. Однако со всей ответственностью заявляю: положение в нашей области намного лучше, чем в Мангыстау и Кызылорде. Я ездил туда и видел все сам, – отмечает народный избранник. – Преимуществом нашего региона стало то, что в прошлом году была проведена большая подготовительная работа по прямому поручению акима области. Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность Ондасыну Сеиловичу Уразалину за поддержку сельхозпроизводителей. Он принял к сведению наши предложения и выделил из облбюджета 5 миллиардов 200 миллионов тенге на субсидирование кормов для племенного маточного поголовья.
Вся проблема Мангыстау и Кызылорды в том, что МИО этих областей не провели подобную работу и не выделили финансы. Там действительно критическая ситуация. Так что мы должны ценить, что есть, и использовать все возможности для обеспечения кормами.
По мнению Бердалина, в этом деле в помощь и первые выборы местных акимов. Согласно Закону «О выборах» это предпринято для придания большей самостоятельности округам, жители которых в основном занимаются разведением скота.
– Специально для сельчан мы инициируем программу о подсеве пастбищ. Не секрет, что угодья давно износились: скот пасется здесь уже более 20-30 лет.
Естественно, работу будет проводить не аппарат округа. При наличии программы и четкого ее механизма акимат сможет перечислять средства крепкому хозяйству, которое специализируется на этом.
Также нужно субсидировать производителей, чтобы они могли привести свои пастбища в порядок. Никто не ждет, что сразу начнется стопроцентное финансирование, аул будет рад и поэтапной реализации. Тонна житняка стоит более 400 тысяч тенге. Куда уже дальше? Вот в чем вопрос, – резюмирует Бердалин.
Ляззат ЕГИБАЕВА

P.S. «Мы в курсе всех этих проблем и целенаправленно работаем над их решением, Москва не сразу строилась. У нас хорошие конструктивные отношения с министерствами: первый руководитель профильного ведомства раз в месяц отвечает на наши вопросы, вице-министры – каждую неделю. Все условия для полноценной работы с УСХ есть, нужна только тесная обратная взаимосвязь с самой главной фигурой отрасли – крестьянином. Если мы будем чувствовать друг друга, держать руку на пульсе, у нас все получится.
Вопросы, поднятые в ходе встреч предпринимателями в сфере АПК, обязательно будут обобщены, проработаны совместно с Правительством и учтены в нашей дальнейшей законодательной работе. Но уже сегодня можно сказать: для решения проблем и эффективности сельхозпроизводства необходим комплексный подход».

® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель