Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Дорожный просвет

Ремонт городских дорог остается самой Главной темой для актюбинцев. Соцсети заполнены видео- и фотоматериалами, демонстрирующими разбитые автомагистрали областного центра. Горожане не скупятся на нелестные комментарии. Начавшийся ремонт дорог тоже набил оскомину. Люди рассуждают, успеют ли городские власти привести проезжую часть в порядок в этом году? Да так, чтоб обновленный асфальт не поплыл после таяния снега? Какие меры предпринимаются, чтобы заставить подрядчиков строить качественно и надолго?

Миллиарды в асфальт
В отделе ЖКХ, автодорог и пассажирского транспорта отмечают, что в этом году на ремонт городских дорог из республиканского бюджета выделены рекордные 13,9 миллиарда тенге. На эти деньги планируется отремонтировать 97 улиц. Причем в жилых массивах «Заречный-3» и «-4» построят новые дороги. Капитально отремонтируют 19 улиц, в том числе в Пригородном-1, Белогорке, Курашасае, Акшате, Ясном-1. В целом капитальный ремонт коснется 30 километров дорог. Средний ремонт проведут на 70 улицах, или 80 километрах. Фронт работ предстоит обширный.
– В Актобе общая протяженность автомобильных дорог составляет 651 километр. Из них только на 300 километрах есть асфальтобетонное покрытие. Изношенность составляет примерно 30 процентов. Мы приведем их в порядок в старой части города, во многих жилых массивах, в застраивающемся массиве Батыс-2, в Авиагородке, на Шанхае, в 8 микрорайоне. Несмотря на карантин, дорожные работы были начаты по графику. Ремонт идет уже на 30 улицах, – отметил в ходе прямого эфира на телеканале «Aqtóbe» руководитель отдела ЖКХ Бекбулат Нурашев.
Работы ведутся в жилом массиве «Заречный-3», на проспекте Санкибай батыра, по улице Тауелсиздик в Батыс-2, по улицам Бокенбай батыра, Ж. Досмухамедова, Заводская, Зинченко, Арынова, Жанкожа батыра и другим участкам.
– Намечена реконструкция полотна по проспекту Санкибай батыра. Участок от кольца 12 микрорайона до проспекта Алии Молдагуловой перекрыт. Подрядчики приступили к работам. По проекту там предусмотрено расширение проезжей части до шести полос. Однако жители близлежащих домов выступили против этого. Проезжая часть имеет интенсивное движение, из-за чего здесь часто происходят аварии. Жители считают, что при расширении дороги увеличится и аварийность. Сейчас этот вопрос рассматривается комиссионно с участием общественности и депутатов. О принятом решении мы сообщим, – заверил Бекбулат Нурашев.

[box type=»shadow» ] Свыше 300 км дорог в Актобе не имеют асфальта[/box]
Тем временем в жилом массиве «Заречный-3» строят дорогу протяженностью 1 700 метров. Подрядчиком выступило ТОО «Актобе Кап­­РемСтрой». Проект стоимостью 169 миллионов тенге предусматривает пешеходный тротуар и велодорожку. Стройка завершится осенью.
Кипит работа и на одной из основных городских улиц – Арынова. Ее планируют расширить до четырех полос. Здесь заново проложат асфальтобетонное покрытие, предусмотрены водоотводы, каналы, светодиодное освещение. Подрядная организация ТОО «Ерхат жолдары» приводит в порядок улицу Бокенбай батыра. Помимо ремонта проезжей части, обустроят тротуары. Вдоль дороги появится зеленый пояс. Что примечательно, при ремонте используют щебеночно-мастичный асфальтобетон для прочности покрытия и увеличения срока эксплуатации. На работы выделено свыше 590 миллионов тенге. Запланировано отремонтировать 1 490 метров, начиная от кольцевой до проспекта Абилкайыр хана.
К концу лета, в августе, откроют движение на втором путепроводе на Сельмаше. Строительство нового моста обошлось бюджету почти в 3 миллиарда тенге.
Кроме этого, до осени будут отремонтированы дороги по улицам Акимжанова, Берсиева, Атырау (Краснощекова), Бурабай (Кобозева), Жиенбаева, Некрасова, 30 лет Казахстана от улицы Нариманова до Спецавтобазы, по улицам Интернациональная, начиная от Заводской до Шернияза, а также по Смагулова, Ряхова, Герцена, Гришина, Братьев Жубановых и др. Здесь запланирован средний ремонт дорожного покрытия.
Средний ремонт центральных дорог проведут также в массивах «Каргалинское», «Сатпаева», «Кызылжар», «Магаджанское лесничество», «Кирпичный». На эти цели выделено 7 миллиардов тенге. Капитально отремонтируют дороги по улицам Ерназарова, Жанибек хана (Жуковского), Жамбыла, Керей хана (Братьев Коростылевых), Гоголя, Айбергенова, Турксиба, Промышленная и др.
Руководитель отдела ЖКХ Бекбулат Нурашев не преминул напомнить, что на каждый вид ремонта установлены гарантийные сроки. Так, на капремонт срок гарантии определен три года, на средний – два года. В случае нарушений подрядчик восстанавливает недоделки за свой счет.
В настоящее время ремонтные работы ведутся подрядными организациями ТОО «Прогресс KZ», «Актобе КапРемСтрой», «Ассана-ДорСтрой», «Ерхат жолдары», «Интехцентр ЛТД», «Aqtobe Qurylys Engineering». Позже определятся с полным их списком. Конкурс на участие в ремонтных работах еще продолжается.

[box type=»shadow» ]13,9 миллиарда тенге выделено на ремонт 170 км дорог[/box]

Кто в ответе за качество?
В областном филиале Национального центра качества дорожных активов разъяснили, почему новый асфальт служит не дольше года.

По словам директора учреждения Тельмана Малаева, подрядные организации используют некачественные стройматериалы и зачастую нарушают требования ГОСТа при укладке конструктивных слоев дорожного и асфальтобетонного покрытия. Что и приводит к быстрому разрушению автодороги.
– Сейчас в Актобе проводится капитальный ремонт и реконструкция проезжей части на восьми улицах. Мы проверяем качество выполняемых работ подрядными организациями. По результатам экспертизы выявлены нарушения при ремонте дороги на улице Жанкожа батыра и строительстве новой автодороги в жилом массиве «Заречный-3». Подрядным организациям выданы предписания по устранению недоделок в установленные сроки, а также направлено письмо заказчику – отделу ЖКХ, – отметил Тельман Малаев.
Когда работники центра приехали на участок по улице Жанкожа батыра, чтобы взять пробу пористого асфальтобетонного покрытия, там уже укладывали мелкозернистую асфальтобетонную смесь. На месте выяснилось, что толщина покрытия не соответствует требованиям проекта. Возник риск, что асфальт начнет проседать при эксплуатации. Мало того, на момент проверки по нему уже пошли продольные трещины, что свидетельствовало о несоблюдении технологий производства работ.

[box type=»shadow» ]В рамках Дорожной карты занятости на ремонт дорог набирают свыше 2 000 человек. Это временные рабочие места с зарплатой в 85 000 тенге. Заявки принимаются через cаll-центр городского центра занятости по номеру телефона: 445-754. Также можно обратиться через их страницу в Инстаграме – ozsp_aktobe либо через портал электронного правительства egov.kz.[/box]
В Заречном-3 строят дорогу. Подрядчики решили сэкономить при укладке основания С-4 на пешеходном тротуаре: вместо положенных 15 сантиметров там насчитывалось всего 7,5. Это приведет к тому, что тротуар не выдержит нагрузки и быстро просядет. Лишь на этих двух объектах выявлено 16 нарушений.
– Раньше, как только приступали к ремонтным работам, на участках присутствовали сотрудники технадзора. По правилам ими осуществлялись ежедневные проверки. К примеру, технадзор следил за качеством асфальтобетонной смеси, замерял ее температуру, проверял ширину и толщину укладываемого дорожного покрытия, угол наклона для стока воды непосредственно во время процесса работы. У тех компаний, которые сейчас выполняют функции технадзора, нет соответствующих приборов, с помощью которых они могли бы контролировать действия подрядчиков, – посетовал Тельман Малаев.
Как отметил директор, центр осуществляет проверку на основании гарантийного письма, выданного отделом ЖКХ, но пока работают без договора.
– Почему-то в этом вопросе столкнулись с препятствиями со стороны отдела жилищно-коммунального хозяйства. Если бы составили договор, то работа подрядных организаций находилась бы на постоянном контроле. Это позволило бы избежать некачественного ремонта, – заключил Тельман Малаев.
А ведь у филиала Национального центра есть все возможности для анализа. Имеются стационарная и передвижная лаборатории, есть квалифицированные специалисты. С помощью оборудования определяются точные показатели уплотнения и упругости асфальтобетонного покрытия, выявляются причины дефектов. По видеодиагностике передвижной стационарной лаборатории выдаются заключения, проводится паспортизация объекта.

[box type=»shadow» ]Филиал Национального центра качества дорожных активов работает с июня 2019 года. Образовался на базе областной дорожной лаборатории. На центр возложены функции по проведению экспертизы качества работ и материалов при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог республиканского и областного значения. С 20 апреля его работники приступили к экспертизе качества работ и стройматериалов ремонтируемых дорог в Актобе.[/box]
Сейчас работники центра проверяют и асфальтобетонные заводы, их в городе пять. Как правило, стройматериалы у нас используют именно этих заводов. В лабораторию были взяты пробы щебеночной и песчано-гравийной смеси, битума, щебня.
– Щебень завозится из ближайших к городу карьеров. По прочности он не соответствует нормам. Поэтому и асфальт получается худшего качества. Укладываемое асфальтобетонное покрытие не выдержит интенсивного движения транспорта и быстро придет в негодность. Учитывая, что этот щебень заводы применяют уже давно, ясна и причина недолговечности ремонта на автодорогах, – высказал свое мнение директор Наццентра.

В результате экспертизы претензии возникли к щебеночному заводу ТОО «Нур-Тас Актобе». Проверки качества стройматериалов продолжаются и на других заводах.
– Щебень хорошего качества – марки М-1 200. По характеристикам он высокой прочности, лещадности (то есть формы зерен) и морозостойкий. Таким параметрам соответствует бершогырский щебень, который добывают в карьерах Мугалжарского района. Кстати, именно его используют при ремонте дорог в Атырауской, Мангыстауской, Западно-Казахстанской областях. У нас же, экономя на транспортных расходах, подрядные организации предпочитают брать щебень неподалеку. К примеру, марки М-600, его обычно применяют при укладке нижнего асфальта. Для верхнего он не подходит из-за своей непрочности, – высказал свою точку зрения Тельман Малаев.
Получается, что в рабочий проект закладывается незначительная сумма на транспортировку инертных материалов, что в итоге отрицательно сказывается на качестве работ.
Как продлить срок эксплуатации дороги?
– Есть такое понятие, как старение битума, того же щебня. Поэтому при реконструкции лучше начинать работы с земляного полотна и прочных конструктивных слоев, тогда дорога прослужит дольше. Возьмем, к примеру, дорогу по улице Маншук Маметовой. Ее ремонтировали пять месяцев, но зато какой эффект! Там поменяли грунт, при укладке трехслойного асфальта использовали геотекстиль, не пропускающий влагу. Сейчас проехаться по ней – одно удовольствие.
Новые конструктивные методы укладки асфальта применялись и на проспектах Алии Молдагуловой и Абилкайыр хана. Там уложили щебеночно-мастичный асфальтобетон с геосеткой, что увеличило срок эксплуатации дороги. Соглашусь, что это дорогие методы, но зато более практичные. Сейчас проводится реконструкция проезжей части на проспекте Санкибай батыра. После того, как срежут старый слой асфальтобетонного покрытия, сверху планируется уложить в два слоя новый асфальт. Как долго прослужит эта дорога, тем более при интенсивном движении автотранспорта? Чтобы увеличить срок эксплуатации проезжей части, лучше применять на ней новые методы с современными стройматериалами. Конечно, дорого, но зато прочно и надолго, – посоветовал эксперт.

Над Главной темой работала Айжан ШАУКУЛОВА
Фото Аслана МУСЕНОВА

Колонка "Взгляд"