Возвращение к обычной жизни

Местные предприниматели поэтапно начинают восстанавливать прежнюю деятельность. И хотя карантин еще не снят, идет планомерное смягчение ограничительных мер для бизнеса.

11 мая наступил третий этап послаблений для бизнеса в регионе. С этого дня заработали гостиницы, хостелы, придорожные кемпинги (с доставкой питания в номер), бани, сауны (с 10.00 до 18.00). Международный аэропорт областного центра начал принимать первые рейсы внутренних авиалиний из Нур-Султана и Алматы.
Ранее, на втором этапе, с 4 мая, открылись салоны красоты (только услуги стрижки) и парикмахерские, а также стоматологические клиники (кабинеты) при условии обслуживания клиентов по записи. Впереди еще два этапа возвращения бизнеса к нормальному функционированию, если будет стабильной эпидемиологическая ситуация.
В сфере услуг работают пока не все объекты. Это объясняется санитарными требованиями. Пока табу на все, где предполагается массовое скопление людей.

Парикмахерские и салоны красоты
– Мы закрылись 31 марта этого года. 4 мая работу возобновили по записи. Конечно, простой ударил по доходам. После открытия клиентов не особо много. Был небольшой наплыв дня три, и все. Сэкономили на коммунальных услугах – отключили отопление, не пользовались водой и электроэнергией. Здание является нашей собственностью. Труднее пришлось тем, кто в аренде, – говорит директор парикмахерской «Алтыншаш» Галина Кучук.
– Являемся самозанятыми, поэтому живем своей работой. Да, 42 500 тенге я получила, но по сравнению с зарплатой в 70-100 тысяч тенге, это не так много. Почти у всех у нас кредиты. Отсрочку получили, но их придется все равно платить. Еще коммунальные услуги дома за два месяца нужно будет оплатить. Так что придется работать без выходных, зарабатывать. Но повышать стоимость за услуги не будем. Потихоньку наращиваем обороты, – добавляет мастер-универсал Айна Мамбетова.
Салоны красоты тоже начали работать, но пока оказывают только услуги стрижки. И здесь особого ажиотажа не наблюдается.
– Наверное, наш бизнес пострадал, как и любой другой. Мы не работали больше месяца и не получали дохода. Ситуация практически для всего МСБ одинаковая. С 4 мая принимаем только на стрижки и работаем по записи при соблюдении всех предписанных санитарных норм. Ждем с нетерпением, когда появится возможность оказывать другие виды услуг. У меня в салоне, кроме парикмахеров, есть мастера маникюра, визажисты, массажисты. И вот они продолжают сидеть дома в настоящее время, – рассказывает председатель ОО «Ассоциация индустрии красоты Актюбинской области», владелица сети салонов красоты «Для себя» Татьяна Гаврилова.
По словам многих представителей данного бизнеса, их проблемой во время карантина стало то, что большинство клиентов получали услуги на дому. Так называемые надомники были, есть и, наверное, еще будут.
Но Татьяна Гаврилова считает, что свои клиенты вернутся.
– С 18 мая мы уже должны выйти на полную мощность. Сложно будет наверстывать упущенное, но уже большой плюс, что бизнес начинает работать. А постоянные клиенты обязательно вернутся. Мы даже за это не переживаем. Я дорожу своим бизнесом и уважаю своих клиентов, – подчеркивает председатель ассоциации.

Стоматологические услуги
Также с 4 мая заработали частные стоматологические клиники.
– Мы закрылись 31 марта и открылись в первый понедельник мая. Работаем только по записи. Конечно же, вынужденный перерыв сильно ударил по доходам. Получила один раз 42 500 тенге. А это даже не половина обычной зарплаты. Но то, что работать начали – это здорово! Постепенно войдем в нормальный ритм, – рассказывает терапевт-стоматолог стоматологической клиники «Назерке дент» Мархабат Каракулова.
По словам врача, особого наплыва пациентов нет. Тем более что сейчас идет ораза. И это касается не только данной клиники. Многие стоматологические кабинеты до сих пор закрыты. Либо еще не получили разрешение на открытие, либо не считают нужным начинать работу.
По словам медиков, немаловажную роль играют еще два момента. Первый – город пока закрыт. Жители районов не могут просто так попасть в областной центр. А они составляют немалую часть пациентов. И второй момент – финансовый. У людей снизилась покупательская способность. И в первую очередь народ приобретает продукты питания. Кстати, во время строгих ограничительных мер в Актобе работали четыре стоматологии для экстренных случаев: две частные и две государственные.

Строительные магазины
С 11 мая открыл двери строительный магазин «Шебер». До этого он работал только на доставку.
– Если так можно сказать, то народ соскучился по посещению строительного магазина. Наши покупатели очень довольны. Наступил сезон ремонта. Ведь еще до карантина многие его начали делать, и кому-то чего-то не хватило по мелочи: рулона обоев, несколько багетов и так далее. Я сегодня выходила в зал и наблюдала, как покупатели во многих случаях докупали недостающее.
Мы закрылись с 31 марта, как только вышло соответствующее предписание главного санитарного врача области, ведь здоровье людей всегда в приоритете. И тогда стали работать на онлайн-доставку. Разместили в Instagram номера телефонов девяти наших отделов по направлениям с подробной информацией, – поясняет директор ТОО «Шебер Профи» Гульнара Утегенова.
Но, по ее словам, никакая онлайн-покупка не может сравниться с посещением магазина офлайн. Самим покупателям неудобно. Хочется посмотреть товар, как он выглядит в реальности, пощупать, визуально сравнить с чем-то.
– Например, взять обои, поднести к ламинату и сделать для себя определенные выводы по цветовой гамме. Или выбрать кафель и напольную плитку для ванной комнаты. Так что открытие магазина произошло вовремя. Конечно, хотелось бы и раньше, но безопасность людей превыше всего, – рассуждает Гульнара Утегенова.
Пока на работу вышел не весь штат. Но никто уволен не был. Постепенно, с ростом оборота магазина, на рабочие места вернется и весь персонал. Пока торгуют товаром, который есть в стратегическом запасе. Как только откроют границу для свободного перемещения товара, будет поступление. Поставщики из СНГ и дальнего зарубежья тоже ждут этого момента. Контракты приостановлены, но не отменены.

Самолеты и поезда
Авиакомпания «Qazaq Air» с понедельника, 11 мая, вновь запустила рейс Нур-Султан – Актобе с периодичностью шесть раз в неделю. «Air Astana» с 12 мая возобновила авиарейсы Нур-Султан – Актобе и Алматы – Актобе. Вылеты авиакомпании будут осуществляться через день.
– Официально аэропорт закрылся с 29 марта, после выполнения рейсов Актобе – Актау и Актау – Актобе авиакомпанией SCAT. До этого, 20 марта, прекратила полеты в Актобе компания «Air Astana», а 22 марта компания «Аэрофлот» выполнила последний рейс из Москвы и обратно. После этого аэропорт работал в режиме ожидания. Кто-то ушел в очередной трудовой отпуск, кто-то – без содержания. Но штат остался без сокращения. По рабочему графику распределили так, что 15 дней одна часть сотрудников работала, а следующие 15 дней – другая. Служба авиационной безопасности, аварийно-спасательная служба работали в штатном режиме на полную мощность, – комментирует председатель правления АО «Международный аэропорт «Актобе» Ерлан Кусман.
7 мая аэропорт проинспектировал аким области Ондасын Уразалин. Он убедился, что все санитарные требования выполнены и воздушная гавань готова к приему внутренних рейсов.
Пока расписание рейсов составлено с 11 по 17 мая включительно.
– Авиакомпания SCAT определится с выполнением полетов после 15 мая. Но, скорее всего, это будут рейсы в Нур-Султан, потому что Актау и Атырау у нас пока закрыты. «Аэрофлот» по международным рейсам (Москва) дает отмену до 3 июня. «FlyArystan» не будет выполнять полеты в Актобе до 10 июня, – информирует Ерлан Кусман, поясняя, что могут появиться коррективы по ситуации.
Что касается железнодорожного сообщения, то пассажирские перевозки в Нур-Султан и обратно начнутся не ранее 1 июня. Свой вердикт в этом вопросе вынесет аким области после инспектирования вокзала. В одном составе единовременно в область прибывает около 400 пассажиров. Это считается большой угрозой, поэтому нужно тщательно подготовиться к возобновлению рейсов.
Владимир БУРЬЯНОВ

0
® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель