Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Драгоценное молоко и золотые яйца

%d0%bc%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%ba%d0%be_reswm_1

Компания «Айс-плюс» за два осенних месяца этого года поднимала цену на молоко 2,5-процентной жирности дважды. Теперь уже пройдена психологическая отметка в 200 тенге за литр. А куриные яйца за это время успели подорожать в полтора раза.

Было бы сказано
Только неделю назад прошло очередное заседание областного штаба по стабилизации цен на потребительском рынке, где отмечалось, что 10 сентября местный производитель ТОО «Айс-плюс» повысил отпускные цены на молоко 2,5-процентное (упаковка «финпак») со 180 до 190 тенге за литровый пакет и кефир 2,5-процентный (упаковка «финпак») с 225 до 240 тенге за литровый пакет («Запас по осени считают»//«АВ» от 21.10.2016 г.).
Также говорилось о том, что куриные яйца ТОО «Рамазан» в октябре дорожали два раза. В общем итоге с 200 до 220 тенге за десяток (первая категория). Мука высшего сорта поднялась в цене на 20 процентов. По этому факту городской отдел предпринимательства направил письмо в департамент Комитета по регулированию деятельности естественных монополий и защите конкуренции (ДКРЕМ и ЗК).
Кстати, ТОО «Айс-плюс» довольно ощутимо в начале месяца подняло цену на сметану 20-процентной жирности с 270 до 335 тенге (пол-литровый пластиковый стакан). То есть сметана стала потребителю обходиться на четверть дороже.
Однако вся ирония происходящего заключается в том, что уже в минувший понедельник и молоко 2,5-процентной жирности, и яйца опять подскочили в цене. Хочется напомнить, что они входят в список социально значимых продуктов.
Теперь молоко 2,5-процентной жирности в литровом «финпаке» реализуется в сетях супермаркетов по 221 тенге. Правда, в фирменных киосках предприятия молоко реализуется по 190 тенге за литр.
Яйца первой категории в фирменных магазинах ТОО «Рамазан» отпускаются по 260 тенге за десяток. В крупных торговых сетях цена этого продукта – 264 тенге за десяток.

Во всем виновата сезонность?
Одинаковое подорожание этих продуктов в сетях магазинов «Анвар» и «Дина» наводит на вопрос о ценовом сговоре. Чего греха таить, кое-кого в прошлом году ДКРЕМ и ЗК на чистую воду выводил по поводу ценового сговора по сахару-песку.
— Компания «Айс-плюс» подняла отпускные цены на молоко 2,5-процентное в упаковке «финпак». Мы подписали с местной исполнительной властью меморандум о стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары, согласно которому не имеем права делать торговую наценку на эту группу продуктов более 10 процентов. Если я не ошибаюсь, компания-производитель мотивирует поднятие цен сезонностью – в этот период коровы дают меньше молока, — высказал свое мнение директор ТОО «Лучшее решение» Алмас Елеуов.
— Поставщики подняли цену, и мы подняли цену. По-другому не можем: мы подписали меморандум. Наша наценка на социально-значимую группу продовольственных товаров не более 10 процентов, — заверил учредитель ТОО «Анвар» Андрей Текебаев.
Обратимся к производителю.
— Да, мы подняли цены на молоко 2,5-процентной жирности в «финпаке». Теперь отпускная цена этого продукта для сетей супермаркетов – 205 тенге за пакет. А с 1 ноября столько же стоить будет молоко и в наших фирменных киосках. Подорожали ГСМ (дизтопливо), упаковка, корма. В связи с этим мы вынуждены поднять цену на свою продукцию, — ответил директор ТОО «Айс-плюс» Куаныш Ищанов.
На запрос «АВ» от молочной компании «Айс-плюс» пришел более подробный ответ, хотя неполный и не на все поставленные вопросы.
Итак, вот что сообщил производитель: «…Подорожание данного вида продукции произошло в связи с увеличением цены на сырье и ингредиенты для молочного производства; коммунальные услуги, а именно услуги АПФ АО «КазтрансГаз Аймақ»; накладные расходы; транспортные расходы…
Модернизация технологических линий (около 1 миллиарда тенге), дополнительные расходы по банковскому вознаграждению за кредит, увеличение амортизационных расходов оказали существенное влияние на изменение цены…
Сложившаяся экономическая ситуация для нашей компании не дает возможности оставить цену на продукцию прежней, и удержание ее на прежнем уровне для предприятия нерентабельно».
А вот что ответили в другой компании.
— Это сезонное подорожание. Каждый год в осенне-зимний период цены на куриное яйцо растут. А в весенне-летнее, наоборот, падают. Почему-то, когда у нас резко падает цена ниже себестоимости, никто не интересуется этим вопросом. Кроме того, мы в этом году в 2,5 раза дороже покупаем шрот для кур. Покупаем вакцину для птицы – без нее никак нельзя в нашем производстве. Она тоже подорожала. Существенно повысились тарифы на газ, свет и воду. Вот это почему-то никого не интересует.
Если говорить о муке, то наша доля на актюбинском рынке всего 10 процентов. Например, в этом году собрали рекордный урожай пшеницы. А ее не купишь. Все сидят и выжидают, говорят, что меньше чем по 60 тысяч тенге за тонну продавать не намерены. Поэтому и мы сидим и ждем.
И еще важный момент. Государство говорит, что с будущего года больше не будет субсидировать производство яиц (сейчас субсидия — 3 тенге за яйцо). Все это отразится на конечной цене для потребителя, — пояснил директор ТОО «Рамазан» Орынбасар Мусин.

Будем разбираться!
— Компания «Айс-плюс» нас в известность о повышении цен на молоко не ставила. У нас с ними заключен меморандум, согласно которому каждый местный производитель должен заранее ставить в известность местные исполнительные органы о повышении цен на свою продукцию. С ними тогда будет отдельный разговор, — заверил руководитель городского отдела предпринимательства Руслан Ажниязов. – Они нам пока только пообещали написать письмо, где обоснуют причины повышения цен. Теперь мы обязательно напишем соответствующее письмо в ДКРЕМ и ЗК. Антимонопольщики проверят обоснованность повышения цены на социально значимый продукт.
И последняя инстанция, куда «АВ» обратился за разъяснениями, – это непосредственно департамент КРЕМ и ЗК.
— Мы не регулируем цены на продукты питания. Основная наша цель – обеспечение развития конкурентной среды, чтобы между субъектами предпринимательства существовала состязательность. Повышение цен на молоко и яйца, на котором вы заостряете внимание, мы сейчас рассматриваем, изучаем и исследуем. Если в действиях субъектов рынка будут выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, мы будем принимать меры реагирования, — заверил заместитель ДКРЕМ и ЗК Сагындык Иргалиев.
Владимир БУРЬЯНОВ

Колонка "Взгляд"