Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Где гостям рады?

Насколько соответствует сервис на трассе международного значения европейским стандартам, выясняли корреспонденты «АВ». Для этого они проехались от областного центра до Хромтау. Выбор участка был обоснован тем, что эта часть трассы сдана достаточно давно. Следовательно, и интенсивность движения здесь более высокая, и наладить сервисное обслуживание было время.

 

На Хромтауской трассе без перемен

При въезде в Хромтау со стороны Актобе возле небольшого здания, напоминающего пост ГАИ, стояли несколько КамАЗов. Выяснилось, что это строение является общественным туалетом. Вдоль дороги, огибающей город, есть несколько автоза-правочных станций. В черте Хромтау увидели столовую, магазин автозапчастей, кафе с соседствующим продуктовым магазином, СТО, шиномонтажную мастерскую. Но ни на один объект заезжать не стали, так как искали все эти точки обслуживания в комплексе. Да возле них и не наблюдалось скопления автомашин. У выезда из Хромтау на Карабутак обратили внимание на «карман» с эстакадой и туалетом, построенными еще дорожниками.

В селе Дон, которое находится недалеко от райцентра, имеется небольшая чайхана «Дастархан». Возле нее стояли несколько пустых автовозов с иностранными номерами.

При пункте общественного питания работает шиномонтажная мастерская для грузовых и легковых автомобилей. К ее услугам обращаются и местные водители. Спускаясь к чайхане с главной дороги, понимаешь, что в дождливую погоду придется туговато не только пешему. Спуск был не заасфальтирован.

В чайхане расположены четыре топчана в восточном стиле. Само заведение, рассчитанное на 20-30 человек, уютное, но чистотой не отличается. Меню, судя по его виду, не менялось несколько дней. Но цены на основные блюда вполне приемлемые. Первое стоит 300-350 тенге, второе — от трехсот тенге. Самым дорогим оказался куырдак из чистого мяса, который стоил 800 тенге. Туалет без удобств находится на улице, рядом с автостоянкой.

Чуть поодаль от «Дастархана» с противоположной стороны дороги виднелось двухэтажное здание с мансардой. Возле него стояла одна фура с украинскими номерами. Здание оказалось кафе «Аманат» с гостиницей. Но новое заведение пока не работает. Как нам объяснили, пункт придорожного сервиса откроет свои двери, как только к нему подключат газ.

На обратном пути в Актобе обследовали несколько населенных пунктов, расположенных вдоль трассы. Но ни в одном из них мы не увидели ни чайханы, ни магазина, ни, на худой конец, указателя, который бы приглашал гостей (клиентов) в подобные заведения поблизости.

Приятным исключением стало село Акжар, которое находится почти на середине пути от Хромтау до Актобе. Придорожные знаки гласили, что здесь можно поесть, помыться и переночевать. Действительно, тут мы обнаружили гостиницу, кафе, душевую. Возле круглосуточной столовой «У девчат» стояли несколько машин. В точке общественного питания, рассчитанной на 30 посетителей, было чисто и уютно. Обедали несколько человек, двое из которых представились гостями из Гудермеса.

Меню разнообразное, и в отличие от чайханы, ценники с фотографиями блюд дополнительно были вывешены по всей стене возле бара. Тот же куырдак стоил на сто тенге дешевле, чем в «Дастархане». Туалет, куда подведена вода, находился рядом, и, в принципе, им может пользоваться и инвалид.

Кроме машин, припарковавшихся перед кафе, три фуры разместились на платной автостоянке. Цена парковки для легковых авто — 250 тенге, для грузовиков — 400. Автостоянка без твердого покрытия, но за машинами ведется видеонаблюдение.

 

Водители

в роли экспертов

Удалось переговорить с несколькими дальнобойщиками, которые уже не раз пересекали территорию Актюбинской области. Водитель автомашины «Вольво» Сергей живет в Шымкенте, но шутит, что дома бывает всего два дня в месяц. Он исколесил почти все страны бывшего Союза и часть Европы. С юга он везет фрукты в Россию, обратно — медикаменты, иногда едет порожняком. Только за один рейс Сергей может намотать несколько тысяч километров. Обычно старается останавливаться три раза в день. При этом, конечно, учитываются расстояние от одного города до следующего и сохранность груза.

— Существуют определенные правила при дальней поездке, согласно которым мы должны ехать не более 4,5 часа и после этого отдыхать минимум час, — признается дальнобойщик. — Но в Казахстане такого нет, хотя эти стандарты соблюдаются не только в Европе, но даже в России. Да и их кемпинги и сервис, конечно, с нашим не сравнишь. Только на одной автостоянке стоят до двухсот фур. Там можно без проблем пожить несколько дней, и за это время твою машину полностью починят и, главное, такой полный сервис не только в больших городах.

Сергей и его спутники утром выехали из Иргиза, где поели в стареньких кафе. Обслуживание водители просто не стали комментировать. По словам Сергея, на перекрестке возле Карабутака он заметил строящийся двухэтажный пункт придорожного сервиса, где стояли несколько машин, но решили после Иргиза передохнуть в Хромтауском районе.

— Остановились здесь, чтобы покушать и помыться, — рассказывает Сергей. — В столовой «У девчат» — отличная еда и в душе чисто. Было бы великолепно, если бы заасфальтировали автостоянку. Помимо данной точки знаем неплохое место при въезде в Хромтау, где есть кафе и вулканизация, но сегодня там полно бензовозов и самосвалов. Все ведь знают, где кормят хорошо. Могли бы проехать еще 50 километров и попасть в Актобе, но знаем, что выбор там неважный. Раньше туда рвались, так как в кемпинге при въезде было неплохое кафе, но сейчас там делать нечего. После Акжара «пролетим» Актобе и сразу в Уральск. В Кобде останавливаемся редко, так как сервис там тоже не блещет.

— Если честно, у нас Шымкент тоже не супер, но там велик выбор кафе, и цены в них намного ниже. Работают кафе круглосуточно и по принципу «клиент всегда прав», — продолжает водитель. — У вас во многих точках после 12 часов ночи не везде покушаешь. Не скрою, кто-то питается в кабинах, потому что во многих столовых кормят безобразно, а кто-то жалеет денег. Однажды остановились возле Жосалы в Кызылординской области, и я лег спать. А коллеги поели там и мучались животом целые сутки. Хочется верить, что в новых крутых кафе цены не будут заоблачными. Ведь не все водители заедут в них: есть хозяева, которые дают мало денег на питание.

Кстати, путника не совсем устраивает качество новой дороги на отрезке Иргиз-Кызылорда.

— Я 10 лет строил дороги и знаю эту сферу не понаслышке. Вроде сдали недавно, но в темноте, когда включаешь фары, появляются «верблюды», — говорит Сергей.

По мнению водителя автомашины марки «DAF» Александра (на фото), самый лучший придорожный сервис по Казахстану в Алматы и Шымкенте.

— В Алматы очень жесткая конкуренция, — говорит Александр. — Там при покупке масла его заменят бесплатно. Намного дешевле автомойки, которые встречаются практически через каждые 100 метров. В Шымкенте тоже не ахти, но можно найти запчасти и специалистов.

По его словам, в Актюбинской области запчасти на КамАЗ дороже на 20 процентов, чем у них, хотя область находится ближе к России.

— Почему-то вы являетесь одним из самых дорогих городов. Может все из-за нефти и газа. Возможно, у вас нет конкуренции, поэтому высокие цены, — считает водитель-дальнобойщик. — Покупал у вас баллоны — цены просто нереальные. По запчастям дорогим городом является еще Костанай. Другие услуги там тоже недешевые. К примеру, чтобы принять душ за 10-15 минут, надо отдать 300-400 тенге, а в Кокшетау за эти деньги можно в бане попариться.

 

От коровы до мотеля

Владелица столовой «У девчат» Алена Энглер начинала свой бизнес в лихие 90-ые. Первоначальный капитал воспитательницы детского сада состоял из денег, вырученных от продажи единственной коровы. На эти средства она поставила небольшой вагончик рядом с трассой.

— Сначала выручка составляла 300, 500 тенге в день, — вспоминает частный предприниматель. – Тогда были рады любым наличным деньгам.

Сейчас у Алены Энглер в Акжаре работают 10 человек. Хозяйка гордится своим трудолюбивым коллективом. Именно на людях держится ее бизнес — обслуживание населения. Часть работников из самого Акжара, а некоторые приезжают из Хромтау и работают вахтовым методом. На следующий год бизнесвумен планирует построить рядом со столовой двухэтажный мотель. Существующая гостиница предназначена лишь на летний период.

– Чтобы расширить бизнес, искала проекты по интернету, но ничего меня не устраивало, — рассказывает предприниматель. — Поэтому мотель будет строиться по моему оригинальному плану. Рядом с ней открою шиномонтажную мастерскую. Сейчас готовим место под нее.

По ее словам, к ним часто наведываются чиновники и разъясняют новшества, касающиеся придорожного сервиса. Также расспрашивают о проблемах, но единственное, о чем просит предприниматель местную власть — помочь в улучшении коммунальных сетей. Точнее, повысить давление газа и стабильно подавать электроэнергию.

 

Справка «АВ»

Общая протяженность международного транзитного коридора «Западная Европа — Западный Китай» по маршруту Санкт-Петербург — Москва — Нижний Новгород — Казань — Оренбург — Актобе — Кызылорда — Шымкент — Тараз — Кордай — Алматы — Хоргос — Урумчи — Ланьчжоу — Чжэнчжоу — Ляньюньгань составляет 8 445 км.

Из них 2 233 километра проходят по территории Российской Федерации, 3 425 км – Китайской Народной Республики.

По Казахстану пройдут 2 787 километров, 2,5 тысячи из них будут реконструированы. Почти половина магистрали (1 390 км) после реконструкции станет четырехполосной, остальная часть — двухполосной.

Магистраль охватит пять областей страны (Алматинскую, Жамбылскую, Южно-Казахстанскую, Кызылординскую и Актюбинскую).

 

 

Кстати

Основными преимуществами данного проекта по сравнению с существующими альтернативными коридорами (автодорожный Транссиб, морской через Суэцкий канал) являются его протяженность и время нахождения в пути. Если при использовании морского коридора время нахождения в пути доходит до 45 суток, а по Транссибу — 14 суток, то поездка по коридору «Западная Европа — Западный Китай», от порта Ляньюньгань до границы с европейскими государствами, займет порядка 10 суток. Проект обеспечит грузоперевозки по трем основным направлениям: Китай — Казахстан, Китай — Центральная Азия, Китай — Казахстан — Россия — Западная Европа.

 

620 километров МТК «Западная Европа — Западный Китай» пройдет по территории нашей области

 

Сервис на обочине

 

Областной акимат ищет бизнесменов, готовых инвестировать в развитие придорожного сервиса на актюбинском участке международной трассы «Западная Европа — Западный Китай». Между тем государственные мужи уже утвердили нормативы придорожных объектов — они не должны выходить за рамки, определенные категориями — «А», «В», «С».

 

Правительство утвердило нормативы объектов придорожного сервиса, которые будут строиться вдоль международного транзитного коридора (МТК) «Западная Европа — Западный Китай».

В рабочую группу, созданную Министерством транспорта и коммуникаций, также входят представители Министерства индустрии и новых технологий, Агентства по делам строительства и ЖКХ и других ведомств. Как пояснили в областном управлении туризма, физкультуры и спорта, данные нормативные документы являются методическим пособием для разработки проектов.

— Для тех, кто хочет инвестировать в эту сферу, теперь открыты все дороги, — отметил главный специалист отдела туризма Даурен Базаров. — Правда, на данный момент реальных инвесторов нет. Если есть желающие, они могут прийти к нам или позвонить (областной акимат, каб. 628, тел.: 55-26-36 — Прим. авт.) и получить интересующую информацию.

Все объекты придорожного сервиса соответственно этим документам поделены на три категории: «А», «В» и «С».

Первая категория должна быть привязана к туризму, поэтому в комплекс должны входить мотель, бюро туристического обслуживания с информационным центром, маршруты к местам отдыха и развлечений, рестораны и кафе, АЗС, автостоянка и авторемонтные мастерские.

Категория «В» включает в себя центр отдыха, туристический информационный пункт и другие объекты, но пониже классом.

В категорию «С» входят объекты, располагающие минимумом того, что необходимо в первую очередь дальнобойщику — магазин, туалет, стоянка, СТО. Здесь не предусматриваются места для ночлега, но обязательно наличие не менее трех душевых кабин. Заправка должна быть минимум на четыре колонки, площадь торговой точки — не менее 30 квадратных метров, общественный пункт питания — на 15 посадочных мест и более. Автостоянка с эстакадой одновременно должна вмещать 10 легковых и пять большегрузных авто, а также два автобуса.

— Кстати, составить ТЭО проекта можно по образцу, размещенному на сайте фонда «Даму», — пояснил Даурен Базаров.

Во сколько обойдется строительство таких пунктов придорожного сервиса, в отделе туризма сказать затруднились. По предварительным расчетам, для кемпинга класса «С» потребуется 50 миллионов тенге и более. Все зависит от качества, расстояния от крупных населенных пунктов и многих других факторов. Пока интенсивного грузопотока нет, бизнесмены не спешат вкладывать свои средства в придорожный сервис.

— Каждый инвестор сам решает, какой объект ему возводить. Все зависит от его возможностей. Главное — при разработке типовых проектов придерживаться вышеназванных технических заданий, — говорит Даурен Базаров.

Из высококлассных объектов придорожного сервиса в отделе туризма отметили центр отдыха «Green land» в поселке Кирпичный. Комплекс обошелся владельцам в 750 миллионов тенге. Из них 128 миллионов тенге субсидированы государством для проведения коммуникаций и асфальтирования дороги по программе «ДКБ-2020».

— Он находится в семи километрах от Северного обхода. Уже оказываемые услуги относятся к категории «А». Здесь есть развлекательный центр, пирс, мини-зоопарк и многое другое. До конца года появятся еще гостиница и ресторан. АЗС строить здесь нет необходимости, так как комплекс находится в черте города, — уточнил Базаров.

По словам специалиста, не все земли вдоль автобана имеют своих владельцев. А те участки, хозяева которых известны, предназначены для сельхозугодий и не поменяли статус. Для получения земельных наделов инвесторам нужно обратиться в местные акиматы.

 

Место отдыха

изменить нельзя

Придорожный сервис в Актюбинской области всегда оставлял желать лучшего. К сожалению, мы не можем похвастать местами, где усталый путешественник с дороги смог бы не только вкусно поесть в кафе, но и с комфортом отдохнуть в гостинице, получить при необходимости медицинскую или техническую помощь.

Новый импульс развитию придорожного сервиса даст строительство автобана «Западная Европа — Западный Китай». Корреспонденты «АВ» решили сравнить условия нынешнего сервиса с теми, что предстоит увидеть нам в ближайшей перспективе.

 

Айтекебийский район

 

Что есть. У поселка Карабутак действуют три кафе — «Керуен», «Дальнобойщик» и «Ак жол». В них можно только подкрепиться, комнат отдыха нет.

Что будет. В перспективе предприниматели планируют расширить сферу услуг. В «Дальнобойщике» сейчас завершаются работы по реконструкции второго этажа, где будут размещены спальные комнаты. Откроется банкетный зал. На прилегающей к кафе территории в перспективе намечается строительство здания под СТО и открытие стоянки. Рабочие проекты современных объектов сервиса разработали и владельцы двух других кафе.

Помимо этого, в районе Карабутака ТОО «Караша серен» возводит кемпинг. В нем будут кафе, гостиница с прачечной, также предусмотрено место под охраняемую парковку для легкового и грузового транспорта и СТО.

«Real Газ Центр» в перспективе намечает строительство газовой заправочной станции в районе Карабутака.

 

Мартукский район

 

Что есть. Работают три кафе: в районе Хлебодаровки с одноименным названием, кафе «Нур» возле Саржансая и «Горец» у моста по дороге в Мартук. Есть и три АЗС возле Мартука.

Что будет. Современные объекты придорожного сервиса появятся сразу в нескольких местах. У Жайсана намечено строительство АЗС «Гелиос». На территории заправочной станции откроется минимаркет, пункт замены масла, автомойка и гостиничный комплекс на 15 мест. Также возле населенного пункта появится кафе.

Грандиозный по своей задумке проект «Мартук Керуен Сарайы» планирует осуществить ИП «Коркытбай». Кемпинг, состоящий из гостиничного комплекса, кафе, минимаркета, бани, кинозала и других видов услуг, появится возле Мартука. Рядом расположатся СТО, автомойка и стоянка, рассчитанная на 30 грузовых и 32 легковых авто. При въезде в Мартук ИП «Кусниязов» возводит кемпинг с кафе, гостиницей и прилегающей стоянкой. Для удобства автолюбителей будет работать шиномонтажка и магазин запчастей.

Кроме того реконструируется и действующее кафе «Нур». Уже к концу года здесь откроется гостиница с уютными комнатами отдыха. Начнут действовать станция техобслуживания и автомойка. А транспорт можно будет оставить на охраняемой стоянке.

 

Иргизский район

 

Что есть. Три небольших кафе работают вдоль трассы Самара — Шымкент. Строится еще одна чайхана. В действующих кафе есть комнаты отдыха для посетителей, в которых можно и переночевать. В районе поселка Калыбай в ста метрах от трассы расположен медпункт. Открыта одна АЗС.

Что будет. В Кызылжаре на 1 132 километре трассы началось строительство кемпинга. Завершить его планируют в следующем году. По задумке предпринимателя здесь будут не только гостиница со столовой, но и теплые гаражи, продовольственный магазин, СТО. На перекрестке республиканской трассы и дороги Иргиз-Шалкар в будущем году АО «КазМунайГаз» и ТОО «Гелиос» планируют построить автозаправочные станции.

 

Хромтауский район

 

Что есть. На 843 километре трассы действует чайхана и шиномонтажная станция. В будущем владелец планирует пристроить баню и прачечную. Сауна и магазин по продаже автозапчастей откроются у села Акжар. Сейчас там действуют гостиница и столовая. В нынешнем году завершится строительство двухэтажной придорожной кафе-гостиницы на 845-м километре трассы.

Что будет. У села Богетсай намечено строительство кемпинга с комнатами отдыха, баром и прачечной, гостиницы со столовой, баней и автостоянкой. В сервис войдет и СТО.

Над Главной темой работали Абат КАРАТАЕВ и Айжан ШАУКУЛОВА

 

Колонка "Взгляд"