Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Госслужба: новая Концепция

Профессионализация государственной службы – важнейший фактор конкурентоспособности системы госуправления и качественного оказания гос-услуг населению.

Обозначенные в Стратегии «Казахстан – 2030» такие приоритеты, как «система найма, подготовки и продвижения кадров», «госслужба как служение нации», «репутация государственной службы» заложены в основу Концепции новой модели государственной службы Республики Казахстан, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан за № 119 от 21 июля 2011 года.

О новой модели государственной службы страны мы беседуем с заместителем начальника управления Агентства РК по делам государственной службы по Актюбинской области Ераманом Хайруллиным.

— Ераман Каримович, какие задачи стоят перед Агентством по делам государственной службы и его территориальными управлениями в рамках исполнения Указа Главы государства?

— В настоящей Концепции представлен анализ текущей ситуации в системе государственной службы, определены основные направления формирования новой модели и ключевые механизмы реализации.

Концепция станет основой для разработки законодательных и иных нормативных правовых актов.

Новая модель в первую очередь предполагает модернизацию понятия «государственная служба», которое должно стать синонимом понятия «служение нации» (обществу).

Исходя из положений Стратегии «Казахстан — 2030», триединой целью формирования новой модели становится эффективная кадровая политика и система управления человеческим капиталом в системе госслужбы; высокое качество оказания государственных услуг и эффективность деятельности госорганов; положительный имидж и этическое поведение госслужащих.

— Указ Президента подписан в июле нынешнего года. В какие сроки планируется реализация данной Концепции?

— Ее реализация рассчитана на период с 2011 года до 2015 года. На первом этапе (2011 — 2012 годы) предполагается реализация мер, направленных на достижение целевых индикаторов Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года. На втором этапе (2013 — 2015 годы) будут осуществлены долгосрочные меры по профессионализации государственной службы.

— Известно, что во многих эффективных моделях государственной службы, к примеру, в Нидерландах, Сингапуре, США и Италии, действует институт старшей государственной службы, что направлено на разграничение процессов принятия политических решений и их реализации. Какая модель государственной службы будет в РК?

— Новая модель государственной службы Республики Казахстан будет оставаться смешанной, включая в себя элементы карьерной и позиционной моделей государственной службы. К 2012 году будет утвержден реестр государственных должностей, где будет четко прослеживаться карьерная вертикаль: политические государственные служащие, управленческий корпус «А» и исполнительный корпус «Б» административной госслужбы.

В реестр политических государственных должностей будут включены следующие должности: первые руководители центральных госорганов, органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики Казахстан, их заместители, акимы областей, столицы и городов республиканского значения и их заместители, а также ряд государственных должностей, перечень которых будет определяться Президентом Республики Казахстан.

Отбор в управленческий корпус «А» административной государственной службы будет проводиться на основе постоянного рекрутинга из числа государственных служащих, отнесенных к исполнительному корпусу «Б», зарекомендовавших себя в качестве профессионально компетентных и эффективно работающих сотрудников.

В исполнительный корпус «Б» государственной административной службы будут включены государственные служащие, занимающие исполнительные должности (должности, не отнесенные к корпусу «А»).

— Практика отбора на госслужбу порой вызывает сомнение со стороны граждан в объективности конкурсных процедур. В этой связи что будет предпринято для совершенствования этого процесса?

— В настоящее время уполномоченным органом по делам государственной службы проводится пилотный проект по двухэтапному конкурсному отбору, по результатам которого будет проведена соответствующая нормотворческая работа.

В новой модели государственной службы на первом этапе конкурсного отбора уполномоченным органом и его территориальными управлениями будет проводиться отбор в кадровый резерв административной государственной службы. Иными словами, будет формироваться единая база данных кандидатов для поступления на государственную службу.

На втором этапе конкурсного отбора для назначения на вакантную должность государственный орган проводит отбор только из числа лиц, зачисленных в кадровый резерв административной государственной службы в результате тестирования первого этапа.

Для объективности и прозрачности собеседований с кандидатами будут нормативно определены вопросы аудио- и видеонаблюдения, обязательность оповещения о проведении конкурсных процедур и право участия общественно-политических объединений, неправительственных организаций и СМИ в заседаниях конкурсных комиссий государственных органов.

— В настоящее время в системе государственной службы сформирована инфраструктура обучения, включающая в себя Академию государственного управления при Президенте РК, региональные центры переподготовки и повышения квалификации госслужащих. Будут ли внесены изменения в систему обучения?

— В мировой практике вопросы профессионального развития и обучения являются приоритетными.

С учетом положений стратегического плана развития страны до 2020 года будет значительно усилен статус Академии государственного управления при Президенте РК как базового образовательного центра по подготовке высококвалифицированных государственных служащих.

Ключевую роль в профессиональном развитии служащих корпуса «А» будет играть Национальная школа государственной политики, призванная обеспечить подготовку национальной управленческой элиты.

В целях повышения уровня профессионализма кадров на региональном уровне для государственных служащих местных исполнительных органов будет выделена квота на обучение в магистратуре Академии государственного управления при Президенте РК.

Таким образом, Академия госуправления при Президенте РК станет единым учебным, методическим, научным и кадровым центром обучения государственных служащих.

— Какие изменения намечены в оплате труда госслужащих?

— Несмотря на стабильность, оплата труда государственных служащих остается недостаточно конкурентоспособной в сравнении с частным сектором. Кроме того, отсутствие оценки качества деятельности государственного служащего ведет к слабой взаимосвязи между его трудовым вкладом и системой материальной, карьерной и моральной мотивации. Это приводит к оттоку профессиональных кадров, в том числе с зарубежным образованием, в частный сектор, а также ведет к восприятию государственной службы как недостаточно престижного места для трудоустройства.

В мировой практике применяется оценка конечных результатов работы госслужащих, основанная на сравнении заданных целей и задач, должностной инструкции, выполняемой работы и достигнутых результатов.

В новой модели будет усовершенствована система оценки деятельности государственных служащих, где эффективность деятельности работы государственных служащих будет ориентирована на конечный результат и станет основанием для принятия кадровых решений о премировании и поощрении государственных служащих, определения потребности в переподготовке и повышении квалификации, их карьерном продвижении по службе. Оплата труда будет зависеть как от занимаемой должности, стажа госслужбы, так и от оценки качества работы.

Система оплаты труда будет учитывать профессиональную подготовку государственных служащих, навыки, трудовую нагрузку (интенсивность работы), а также уровень ответственности за выполняемую работу и принимаемые решения.

Необходимо отметить, что в новой модели государственной службы приоритетным показателем эффективности работы государственных служащих станет качество оказания государственных услуг, иными словами, государственная служба будет ориентирована на население как на потребителя государственных услуг.

В формировании положительного имиджа государственной службы основными направлениями являются повышение качества оказания государственных услуг и налаживание связей с общественностью.

Профессионализм, оперативность, открытость и доступность госслужащих станут основными принципами работы государственных органов.

— Спасибо за беседу.

Мир БАЛМУХАНОВ

Колонка "Взгляд"