Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Худой мир лучше доброй ссоры

Как справиться с нервозностью и озлобленностью в условиях пандемии и не доводить конфликты до откровенной ненависти и злобы? Компетентным мнением делятся эксперты.

— В большинстве трудовых конфликтов между руководством и работниками виноват первый руководитель, — считает лидер общественного объединения «Совет медиаторов Актюбинской области», кандидат юридических наук, тренер-медиатор, нотариус Светлана Балпеисова.
Как пример медиатор приводит недавний случай, который произошел на актюбинском предприятии. С проблемой в областной профсоюз обратились почти три десятка вахтовиков. Суть их претензий была в том, что им не собираются оплачивать дни вынужденного отдыха. Конфликт решался с участием медиаторов, представителей суда № 3, профсоюза и конфликтующих сторон.
— Проблема заключалась в том, что юрист компании не досмотрел, и вместо слова «отдых» в документах прошло слово «прогул». То есть люди вынужденно сидели дома, а им, выходит, поставили прогул. Это была чистая формальность, но именно из-за одного слова возник ажиотаж. То есть люди решили, что за этой формулировкой стоят сокращения или увольнения. Найдя причину, что им не доплатили, они стали требовать выплат и возмущаться понятием «прогул». И доказывать, что выехать на вахту они не имели возможности по объективным причинам: были закрыты дороги. Возникло негодование, — рассказывает о сути конфликта Светлана Балпеисова.
— Этого накала можно было избежать?
— Конечно. Судя по возникшей ситуации, на данном предприятии просто не ведутся разъяснительные работы. Этим не занимаются ни работники юридической службы, ни заместители, которые должны владеть инструментами медиации, законами ведения переговоров. Даже если компьютер автоматически выставил слово «прогул», они могли оповестить работников, что это ошибка, в той же группе написать, что в данном случае подразумевается вынужденный отдых. О чем это говорит? О том, что руководство не берет во внимание человеческий фактор. А именно он важен в первую очередь. С людьми нужно разговаривать, общаться. Не надо возвышаться, чувствовать свое превосходство. Можно ведь собрать работников в удобное для них время и объяснить, что сложилась вот такая ситуация. Когда человек понимает, что с ним считаются, он не пойдет на конфликт. В этом случае возникнет понимание.
— В данном массовом трудовом конфликте удалось найти понимание?
— Ребята не только поблагодарили за решение своего вопроса, но и тут же обратились с другой проблемой. Они осознали, что можно просто сесть за стол переговоров и не доводить дело до острого конфликта. Я им объяснила, что, создав стрессовую ситуацию для себя, вы и семью лишаете покоя. Глядя в ваши разочарованные глаза, дети будут всего бояться. Конечно, об этом должно было подумать руководство. Руководитель каждого предприятия должен быть, прежде всего, переговорщиком и медиатором. Если он не знает принципов медиации, то он не руководитель. Если на предприятии конфликты, значит, руководитель зря получает зарплату. Думаю, что на сессиях облмаслихата не лишним будет принять решение, что если на предприятии возникает конфликт, то нужно увольнять руководителя. Значит, вовремя не предпринял меры, не научил сотрудников, в частности юристов, медиации. В качестве примера высокого уровня могу привести деятельность Елбасы. Благодаря его дипломатии о нашей стране с хорошей стороны знают и за рубежом. Это заслуга Первого Президента, что мы живем без войн и конфликтов. А люди на местах сами себя могут накрутить и устроить проблемы.
Кстати, по мнению Светланы Балпеисовой, благотворительность тоже способна снять напряжение между людьми.
— У нас в совете медиаторов при областной Ассамблее народа Казахстана 10 активных членов, которые постоянно помогают нуждающимся семьям. Это тоже медиация, потому что люди, попавшие в тяжелую ситуацию, озлобляются. А когда им помогаешь, они начинают верить в хорошее. Недавно после такой помощи многодетная мама сказала: «Я не знала, из чего завтра готовить обед своим детям. И вдруг, как по волшебству, приходят ребята и помогают продуктами». Мы всегда должны протягивать руку нуждающемуся, потому что это как бумеранг: что запустишь, то и вернется.

Алиса МАРИНЕЦ

Колонка "Взгляд"