Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Көрісу мейрамы — предвестник Наурыза

За неделю до Наурыз мейрамы, 14 марта, на западе Казахстана люди поздравляют друг друга с Новым годом и… днем рождения.
В чем особенность көрісу, попытался выяснить корреспондент «АВ».
— В древности многие народы Новый год праздновали в марте, в том числе и в Казахстане. Но в западной части страны Наурыз мейрамы имеет свои особенности, — рассказывает кандидат исторических наук, доцент АРГУ имени К. Жубанова Даулет Абенов. — В 1918 году Ленин подписал декрет, согласно которому следующий день после 31 января считался 14 февраля. Тем самым на территории будущего СССР был внедрен григорианский календарь. С тех пор 14 марта на западе Казахстана начинается Көрісу мейрамы.
По словам ученого, в каждой части страны у көрісу есть свои особенности. В отдельных регионах обряд совершался во время плача на похоронах (жоқтау), а где-то это традиция при проводах невесты (сыңсу). У нас же, на западе, здороваются друг с другом, прижимаясь грудью.
— В праздник Наурыз кочевники рады были видеть друг друга живыми-здоровыми после суровой зимы и могли угостить любого встречного свежим молочным продуктом. Вторая причина көрісу — просить прощения за прошлые обиды и прощать друг друга. На Наурыз люди становятся снисходительными. В древности в эти дни даже прекращались войны, — утверждает историк.
Помимо этого, люди поздравляли друг друга с очередным днем рождения: прошел год, и человек прожил еще один год. Радуются, что в добром здравии прожили от Наурыза до Наурыза, а чтобы наступивший год был благополучным, звали гостей.
Праздник с особым трепетом ждет детвора. Она спозаранку спешит поздороваться со взрослыми и поздравить их. Во всех домах накрывается дастархан, детям достаются сладости. В целом праздник имеет всенародный характер. Стоит учесть, что нельзя говорить «остаток согыма», а нужно — самое вкусное, сохраненное для этого дня.
В современном мире Наурыз мейрамы празднуется с 21 числа. Это дата весеннего равноденствия, то есть астрономическое явление. При СССР праздник народов Востока был под запретом с 1926-го до 1988 года.

Праздник действия
В последнее время в АРГУ имени К. Жубанова 14 марта отмечается как Амал мерекесі, это другое название көрісу. С утра члены коллектива университета поздравляют друг друга, желая благополучия. В этот же день в стенах вуза проводятся различные мероприятия под названием «Амалдан амалға аман жетейік!», куда приглашаются в качестве гостей ректоры других вузов и руководители предприятий, а также родители студентов. Организовываются соревнования по народным видам спорта и конкурсы «Бауырсақ рarty», «Наурыз көже», национальных песен между студентами и факультетами.
По словам Даулета Абенова, традиция хорошо сохранилась в первоначальном виде на западе, а именно в Мангыстау, где празднуется на Отпан тау или Адай ата во всем величии. С некоторых пор она начала распространяться и на другие регионы страны.
Как пояснил этнограф, амал — это название и порядок народных предсказаний, основанный на природных явлениях за 12 месяцев, которые были особенно важны для скотоводства и ведения хозяйства. Историк называет 7 видов амал, которые начинаются с месяца наурыз.

Жасың кұтты болсын!
О том, как проводится обряд көрісу 14 марта в Уиле, поведал наш коллега, журналист газеты «Ақтөбе» Амангос Орынгалиулы.
— В последнее время слышу, что его стоит отмечать накануне, то есть 13 марта. Но с этим я в корне не согласен. Ведь по старому календарю весна приходится именно на 14 марта, — говорит аксакал журналистики. — Честно скажу, обряд көрісу сейчас стал более популярным во всем Казахстане. В наше время он был присущ западным регионам, даже на территории Актюбинской области почему-то не во всех районах придерживались традиции. Сам я уроженец местности Караой Уилского района и, насколько помню день көрісу отмечают соседние Кобда, Байганин, Темир, граничащие с Атырау, и ЗКО. В этих районах принято встречать Наурыз 14 марта, в остальных — 22 марта.
По его словам, в советское время Великий день Улуса никак не отмечали в госучреждениях, но каждая семья встречала новую весну по-своему, исходя из имеющихся возможностей.
— Мама рассказывала, что Наурыз широко праздновали до Великой Отечественной войны, а потом все затихло, — продолжает Амангос Орынгалиулы. — Мое детство выпало на послевоенные годы, помню, что 13 марта поздно вечером взрослые говорили нам, чтобы готовились к завтрашнему празднованию Наурыза. И загадочным образом появлялись обновы. На тот момент каждая женщина в доме — отдельная фабрика. Шили они все подряд: от белья до верхней одежды и головного убора. Все это делалось вручную, а если у кого был «Зингер», то разворачивался целый швейный комбинат. А спозаранку нас будил отменный запах, исходивший из наполненного казана.
По словам аксакала, в казан помещали все, что осталось от согыма. В этот же день в домах приступали к приготовлению наурыз коже. У каждой женщины был свой рецепт, который состоял из семи компонентов.
— Не было тогда широкого выбора. Наурыз коже готовили исходя из возможностей. Доходило до того, что женщины находили колоски ячменя, проса или пшеницы из-под полога кошмы, которые давали ростки из-за влаги. Об урюке, изюме и других сладостях не мечтали вовсе. Кстати, приготовить наурыз коже в послевоенные годы не всем удавалось, — вспоминает детство Амангос Орынгалиулы.
— В нашем ауле было 20-25 дворов. Детей непременно встречали с радушием, благословляли, желали долголетия и поздравляли… с очередным днем рождения («Жасың құтты болсын!»). Ведь летоисчисление у казахов начинается с месяца наурыз, и как такового дня рождения кочевники просто не справляли.
Дарили детям гостинцы тоже исходя из возможностей. Получить кусочек сахара было роскошью, а кто-то одаривал монетой. На худой конец угощали пиалой айрана и непременно бауырсаком. Вслед за детьми следовали и взрослые, которые в первую очередь здоровались с теми, кто старше. Не было случая, чтобы кто-то в ауле не участвовал в первом обряде нового года. Исполнение обряда көрісу означает, что обе стороны прощены, неважно, были ли до этого обиды или нет. А если человек не шел здороваться, тогда возникала обида, мол, не зашел тот или иной родственник (сосед). Кстати, Амангос Орынгалиулы не помнит, чтобы люди в этот день обнимались. Ограничивались рукопожатием. Здороваться и при этом биться грудь о грудь — это уже тенденция последних лет.
— Главное условие көрісу на Наурыз — это радушие от чистого сердца, — подчеркивает собеседник. — В этот день запросто могли поделиться тем скромным яством, что было у них на столе, без каких-либо стеснений и укоров. Многие ставили на дастархан последнее. Массового праздника на весь аул, как сейчас, на Наурыз не было, но принимали гостей в каждом доме без исключения. Если кто-то приехал на көрісу издалека, могли зарезать и барана, тогда весь аул собирался в этом доме. И, что немаловажно, хозяева умудрялись, чтобы небольшого угощения хватило на всех. К примеру, чтобы перебить аппетит перед свежим бешбармаком, в жирном наваре промокали просо и подавали до мяса.
В то же время в конце февраля-начале марта начинался отел, и на столе у некоторых сельчан появлялись молочные продукты. Отсюда пожелание на Наурыз: «Ақ мол болсын!» (Пусть белого, имеется в виду молочного, будет в достатке). Кто встречает Наурыз молозивом и угощает других, считался чуть ли не зажиточным, благополучным.
— Сам не раз был свидетелем, когда именно 14 марта появлялись первые насекомые. Также в этот день по-особенному чувствуешь, как согревает солнце, — вспоминает аксакал.
Абат КАРАТАЕВ

Фото из архива «АВ»

Колонка "Взгляд"