Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Каждый в душе эколог

Актюбинцы обсуждают проект нового Экологического кодекса страны.
Участниками большой актуальной дискуссии стали все те, кто вчера пришел на встречу с вице-министром экологии, геологии и природных ресурсов Ахметжаном Примкуловым, чтобы высказать свою точку зрения по содержанию проекта нового Экологического кодекса РК. Вице-министр убедился в том, что охрана окружающей среды одинаково волнует как недропользователей, так и простых граждан региона. Разница только в позиции: одни отстаивают интересы только своих компаний, другие глубоко озабочены состоянием природы, вплоть до сруб­ленного деревца в соседнем дворе.


– Работа над новой редакцией Кодекса была начата в прошлом году по поручению Елбасы. Сейчас идет процесс обсуждения новых инициатив. Рабочая группа, куда вошли представители более двухсот общественных экологических организаций, промышленных компаний и других заинтересованных органов, работает с февраля этого года. В декабре проект будет внесен на рассмотрение Парламента страны. Это третья область, где организована встреча с общественностью и представителями предприятий, – отметил Ахметжан Примкулов, открывая встречу.
При этом он сразу отметил, что проект Кодекса и сопутствующий ему законопроект размещены на официальном сайте министерства, а также в социальных сетях (Twitter, Facebook). Отрадно то, что в ответ поступает большое количество предложений и замечаний.
– При разработке проекта нового Экологического кодекса был учтен международный опыт. Одним из основных направлений экологического законодательства является реализация экологического принципа «загрязнитель платит». Данное направление предполагает отказ от тотального экологического регулирования огромного количества природопользователей, взамен предлагается сфокусироваться на крупнейших предприятиях-загрязнителях. Ни для кого не секрет, что предприятия первой и второй категорий дают 85-90 процентов всех выбросов в стране. В связи с чем считаем, что необходимо ужесточать требования по прохождению ОВОСа и государственного экологического контроля, но прежде предстоит более точно определить данную категорию, чтобы охватить всех крупнейших загрязнителей, – отметил Примкулов.
Как было сказано, в отношении предприятий первой категории также будет обеспечен переход на комплексное экологическое разрешение. В действующем Экологическом кодексе эта норма действует с 2007 года, однако новая редакция предусматривает учет наилучших доступных технологий. Требование о прохождении процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) применяется практически ко всем предприятиям, вне зависимости от уровня воздействия на окружающую среду. Подобный подход считается малоэффективным и нецелесообразным. Поэтому в новом Экологическом кодексе предлагается такое требование применять только в отношении предприятий первой категории. Таким образом, внимание будет сконцентрировано на действительно экологически опасных объектах, что позволит повысить качество ОВОС.
В отношении первой категории будет также обеспечен переход на комплексные экологические разрешения (КЭР). И главным отличительным признаком комплексного экологического разрешения является необходимость внедрения наилучших доступных технологий (НДТ).
Для поддержки предприятий к переходу на НДТ предлагается также пересмотреть систему взимания и ставок платежей за эмиссии. В частности, в соответствии с передовым опытом стран ОЭСР полагаем, что для предприятий, перешедших на систему комплексных экологических разрешений, необходимо разработать меры стимулирования (в том числе налоговые) для внедрения наилучших доступных технологий.
– Мы планируем разработку справочников с созданием национального справочника наилучших доступных технологий, экологически безопасных, для крупных предприятий.
Государством предусматривается ряд мер, которые будут стимулировать существенное снижение воздействия на окружающую среду. Также есть норма об автоматизированном мониторинге на источнике – предприятии первой категории. В новом Экологическом кодексе мы подразумеваем, что она будет не добровольной как сейчас, а обязательной. Будут разработаны подзаконные акты, специальная инструкция с указанием где, на каких источниках, какие ингредиенты предприятия будут обязаны мониторить и направлять полученную информацию в режиме онлайн уполномоченному органу, – продолжил заместитель министра экологии.
Такое сейчас практикуется в Павлодаре, Усть-Каменогорске. Крупные предприятия в специальных приложениях, на лэд-экранах показывают свои выбросы в режиме онлайн. И этот опыт станет обязательным для того, чтобы и общественность, и уполномоченные органы были в курсе происходящего и могли своевременно реагировать.
В числе приоритетов решение проблем, связанных с твердыми бытовыми и промышленными отходами. Вопрос назрел повсеместно, потому планируется ужесточение государственного регулирования рынка по обращению с отходами.
– Мы предполагаем, что компании, вывозящие мусор, будут переведены в уведомительный порядок, потому что не знаем, в каком регионе кто, каким способом и куда эти отходы вывозит. Вторая сторона вопроса: переработка отходов. Предполагаем, что в рамках Экологического кодекса перейти на лицензирование, потому что много вопросов по переработке опасных отходов, медицинских отходов. Зачастую предприятия, которые берутся за такую работу, не имеют ни материальной базы, ни квалификации, ни специалистов, – коснулся следующего направления Примкулов.


Также проект предусматривает практику внезапных посещений предприятий без предварительного согласования при наличии обращения неправительственной организации или физического лица.
Руководитель областного департамента экологии Жаксыгали Иманкулов предложил собравшимся воспользоваться моментом и изложить свою точку зрения на те или иные моменты, связанные с решением накопившихся экологических проблем, в рамках проекта нового документа.
– Все кроется в деталях. Экологический кодекс касается каждого из нас, и потому прежде всего важна гласность с тем, чтобы соблюсти общественные интересы. Куда, к примеру, уходят экологические платежи? Государство штрафует предприятия-загрязнители, но платежи нецелевые и уходят в основном на решение социальных проблем, а не на природоохранные мероприятия. Я предлагаю: оштрафовали предприятие, хотя бы один процент переведите на развитие аграрной науки, на сферу, возобновляющую жизнь. Другой аспект: участие общественности в решении вопросов охраны окружающей среды. Красной линией через проект Кодекса проходит мысль о правах общественного объединения. Но эта формулировка ограничивает участие других общественных организаций. Обратите внимание на то, что у нас редко проводится общественная экспертиза, недостаточно учитывается мнение народа. Нам могут отказать в экспертизе, сославшись на то, что объект содержит сведения, которые составляют государственную (это еще полбеды), коммерческую (а они все коммерческие) и иную (непонятно, что подразумевается под этим) охраняемую законом тайну, – высказала ряд замечаний Марина Цыганкова, руководитель общественного фонда «Элит-Агро».
– На сегодня система устроена так, что плата за эмиссии в окружающую среду поступают в местный бюджет, все административные штрафы за ущерб в рамках госконтроля – в республиканский бюджет. Проект нового Кодекса предлагает все 100 процентов платы за эмиссию в окружающую среду, за выбросы и сбросы направлять на природоохранные мероприятия региона. На сегодня в регионах только 35-40 процентов тратится так, – заметил в ответ Ахметжан Примкулов. И добавил: – По поводу сотрудничества с общественными организациями для полноценного диалога и правильного результата считаем, что в этих организациях должны быть профессионалы, знатоки дела. Те люди, которые не только переживают, но и знают, какие вопросы задавать, а также могут дать предприятиям правильные рекомендации.
В обсуждении содержания проекта Экологического кодекса приняли участие директор департамента охраны окружающей среды АО «ТНК «Казхром» Светлана Мащенко и заместитель директора департамента охраны окружающей среды и ЧС АО «СНПС-Актобемунайгаз» Айбек Акимов, которые подробно и основательно остановились на проблемах своих предприятий.
– Мне бы не хотелось обсуждать здесь отдельные проблемы отдельных предприятий, то есть не решать их проблемы. Получение КЭР предполагает, что по истечении определенного времени должны быть достигнуты определенные нормативы, в ином случае всю сумму, которую вы недоплатили в бюджет, вместе с пеней будем довзыскивать. То, что вы не достигли в своей деятельности каких-то параметров, это ваша ответственность, и говорить, что за что-то готовы, за что-то не готовы платить, считаем, это неправильно, – резюмировал вице-министр.
Обстоятельным было выступление Александра Мандрыкина, представлявшего общественный фонд «Медет-АТК». Комментируя услышанное, Примкулов заметил:
– Вопрос экологического образования, экологической культуры стоит очень остро. Приоткрою небольшой секрет: с начала октября совместно с Министерством образования вводим практику проведения экологических часов в школах страны, чтобы со школьной скамьи формировать в гражданах правильный, бережный подход к окружающей среде. Это и вопросы бережного отношения к водным ресурсам, сортировки бытового мусора. Акция «Бірге – таза Қазақстан» показала, что у нас очень много мусора, который гражданами выбрасывается в неположенных местах.
В ходе двухчасовой встречи свои вопросы наряду с представителями различных компаний задали и студенты местных вузов. По каждому обращению прозвучал обстоятельный ответ. Диалог получился эффективным. Есть надежда, что замечания и предложения актюбинцев будут отражены в новой редакции Экологического кодекса.
Жанат СИСЕКЕНОВА

Фото Аслана МУСЕНОВА

Колонка "Взгляд"