Колледжам дали свободу выбора

Колледжам предоставили академическую самостоятельность. Теперь совместно с работодателями они сами будут определять содержание образовательных программ, а также сроки обучения.

О преобразованиях в системе ТиПО в новом учебном году рассказали на республиканской августовской конференции педагогов, которая прошла в Академии творчества. Собравшиеся рассмотрели вопросы развития профессионального технического образования в реалиях современного рынка труда. В работе конференции приняли участие представители департамента технического и профессионального образования при министерстве просвещения Казахстана, НАО «Talap», руководители управлений образования Актюбинской, Западно-Казахстанской, Атырауской, Мангистауской, Кызылординской областей, представители методических кабинетов и центров, директора и педагоги колледжей.
Что дает академическая самостоятельность ссузам, разъяснила директор департамента технического и профессионального образования Насымжан Оспанова. Прежде всего, как ею было отмечено, колледжам предоставляется возможность корректировать содержание образовательных программ на основе профессиональных стандартов и с учетом региональных особенностей, определять сроки и траекторию обучения. При этом многие вопросы можно регулировать совместно с работодателями, которые готовы сотрудничать с учебными учреждениями для подготовки будущих кадров. До этого же обучение велось по типовым учебным планам и программам.
– Жесткая сетка учебного плана, привязанная к конкретному сроку, не позволяет учитывать результаты неформального обучения. Теперь же колледжи наделили правом менять объем учебного времени и содержание учебных программ, вводить дополнительные дисциплины. Рынок труда уже сейчас требует постоянно развивать навыки, внедрять новые профессии. Чем быстрее организации ТиПО начнут реагировать на любые изменения, тем конкурентоспособнее они станут. Соответственно улучшится и качество образования в ссузе, – конкретизировала Насымжан Оспанова.
Модернизация коснется 170 колледжей по стране с охватом в полмиллиона учащихся. Задача учебных учреждений — подготовить хорошую материальную базу, педагогический состав, разработать образовательные программы. Спикер заметила, что в конкурентной борьбе выживут самые сильные колледжи с лучшей программой и педагогами.
Определенная работа ведется по переводу учебных пособий для ссузов на государственный язык. В этом году подготовлено свыше 150 новых учебников для групп с казахским языком обучения. К следующему году планируют выпустить еще 180 новых пособий.
– Упростили порядок приема и зачисления в колледжи абитуриентов с ограниченными возможностями. Им достаточно пройти собеседование и выбрать специальность, по которой они хотели бы учиться, – пояснила спикер.
По поручению Президента страны значительно увеличен государственный заказ, что дало возможность большему числу абитуриентов поступить в колледжи на бесплатной основе. К примеру, в этом году предоставлено свыше 128 тысяч мест.
К 2025 году большая часть госзаказа будет направлена на технические и технологические специальности. Упор сделают на отрасли IT-технологий, машиностроения, строительство, инженерию, а также целевой госзаказ по заявкам предприятий.
– Мы нацелили колледжи усилить работу по профориентации школьников. Необходимо определять интерес молодежи к той или иной профессии с учетом потребностей региона в конкретных кадрах. С этой целью разрабатываются карты потребностей в кадрах в зависимости от карты развития региона. Учитывается, какие предприятия в перспективе откроются, сколько рабочих мест будет создано. Изучается рынок труда, какие вакансии появятся в ближайшие три-пять лет. Атлас новых профессий выявит, какие новые специальности появятся необходимые рынку труда, – обратила внимание аудитории на предстоящий фронт работ Насымжан Оспанова.
Особое внимание выступающая уделила вопросу подготовки преподавателей системы ТиПО. Так, внедрена аттестация педагогов. А для оценки их уровня знаний будет введен рейтинг. Руководству колледжей для стимулирования работы своего педсостава рекомендовали предусмотреть материальные поощрения. Кроме того, к процессу обучения могут привлекаться производственные мастера, которые смогут без прохождения комплексного тестирования устроиться работать педагогом в колледж. Стоит отметить, что педагоги ссузов проходят курсы повышения квалификации по обновленной программе с учетом академической самостоятельности в НАО «Talap».
Основной упор в этом году делается на развитие дуального обучения, которое позволяет учащимся работать без отрыва от учебы и при получении диплома уже иметь определенный профессиональный стаж. При этом спикер напомнила руководству колледжей: труд наставников, закрепленных за практикующими студентами, оплачивается.
Насымжан Оспанова также акцентировала внимание на возможности продвигать учащихся на чемпионат рабочих профессий WorldSkills. Победители состязания республиканского уровня смогут получить доступ к высококачественному образованию, а значит, и найти достойную работу. К примеру, в этом году двое учащихся автодорожного и Хромтауского горнотехнического колледжей в составе сборной страны примут участие в чемпионате WorldSkills в Шанхае. Ребята получат возможность узнать новое в своей профессии, попрактиковавшись с мастерами из разных стран мира.
Участники августовской конференции посетили ряд колледжей региона, ознакомились с их инновациями, побывали на мастер-классах педагогов, осмотрели выставки. В ходе таких встреч обсуждены вопросы цифровизации, социального и международного партнерства на диалоговых и дискуссионных площадках, были получены рекомендации по внедрению инновационного опыта в образовательный процесс, рассмотрены вопросы повышения профессионализма будущих специалистов.

Айжан ШАУКУЛОВА

Фото из архива «АВ»

..............................................................®За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель................................................................