Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Ловко расставленные сети

Интернет-мошенники активизировались. Их обманные схемы постоянно модернизируются, становясь с каждым разом изощреннее. И самое удивительное – несмотря на многочисленные предупреждения полицейских и публикации в СМИ, люди продолжают попадаться на уловки аферистов.

Стражи порядка обеспокоены участившимися случаями интернет-мошенничества. С начала года в области зарегистрировано почти 600 подобных фактов. И с каждым днем статистика растет. Сложность заключается в том, что найти преступников, которые зачастую хорошо ориентируются в просторах всемирной сети, весьма проблематично.
По словам начальника ГОП № 1 Астанинского района городского управления полиции Берика Бисекенова, жертвами аферистов становятся не только пожилые люди, но и молодежь. Попадаются на их удочки и предприниматели.

[box type=»shadow» ]С начала этого года в РК задержан 571 интернет-мошенник, пресечена деятельность 17 преступных групп.[/box]
– Классика интернет-мошенничества – звонки актюбинцам якобы от сотрудников органов правопорядка, прокуратуры, банков. Аферисты пользуются эффектом неожиданности, заявляя о попытках посторонних снять деньги со счетов, оформить кредит и т.д. Они не дают времени на обдумывание, осмысление, очень убедительно предлагают обезопасить денежные средства, – раскрыл излюбленные методы мошенников полковник полиции.
Не меньше жертв среди любителей совершать онлайн-покупки через сайты. Как правило, горожане, надеясь купить желаемое по низкой цене, теряют свои кровные. Предложения быстрого обогащения путем вложений в биржевые фонды, поздравления с выигрышем в лотерее, где нужно заплатить комиссию для его получения, – на какие только ухищрения не идут преступники, чтобы вытянуть деньги с доверчивых жителей региона.

[box type=»shadow» ]Почти 12 тысяч случаев интернет-мошенничества выявлено в Казахстане с начала года.[/box]
Чтобы обезопасить свои деньги, начальник отдела полиции дал актюбинцам несколько советов.
Ни в коем случае нельзя следовать инструкциям, если пришло смс-уведомление из банка о блокировке карты, нельзя перезванивать и отправлять ответное смс. Единственно правильным действием будет звонок в банк, выпустивший и обслуживающий вашу карту.
– Никогда не переводите деньги на электронные кошельки и счета мобильных телефонов при совершении покупки в интернете. Если вас просят оплатить товар через терминалы экспресс-оплаты или перевести деньги на электронный кошелек, шансы столкнуться с обманщиками крайне высоки.
Последние годы остается распространенной мошенническая схема под предлогом предоставления кредита. Зачастую жертвами мошенников становятся люди, безуспешно пытавшиеся получить кредит в нескольких финансовых учреждениях. Для них телефонный звонок об одобрении кредита не вызывает сомнений, – предупреждает
Бисекенов.
Кстати, набирает обороты новый вид аферы – предоставление поддельных чеков. Сценарий таков: покупатель оплачивает покупку с помощью мобильного банкинга, показывая квитанцию продавцу. Однако на самом деле эта квитанция фальшивая, сделана в специальном приложении. Аферист в нем создает чек, вбивает имя получателя, сумму и указание об отправлении средств. О мошенничестве продавцы узнают позже, так и не дождавшись поступления средств.
Со слов начальника горотдела полиции № 1, каждый день полицейские сводки пополняются заявлениями горожан, ставших жертвами мошенников и лишившихся своих сбережений. Для тех, кто не хочет попасть в ряды жертв, достаточно следовать правилам – никому ни при каких условиях не сообщать полные реквизиты банковских карт, PIN-код,
CVC/CVV-коды и одноразовые пароли для подтверждения операций.

[box type=»shadow» ]Причиненный ущерб составил 7 миллиардов тенге. Наибольшее число таких случаев отмечено в Нур-Султане, Алматы и Карагандинской области.[/box]
– Если вы или ваши близкие стали жертвой мошенников, сразу же свяжитесь с банком и постарайтесь заблокировать все банковские карты, счета и операции. Сохраните всю переписку с мошенниками, а также информацию, которая может помочь раскрыть преступление. Обратитесь в подразделение полиции по месту жительства, – пояснил Берик Бисекенов.
Между тем Министерство внутренних дел Казахстана начало рассылку населению СМС-сообщений предупредительного характера для профилактики интернет-мошенничества.
В настоящее время разосланы сообщения абонентам Kcell с текстами следующего содержания: «Не устанавливайте приложения AnyDesk и Teamviewer по указке», «Вам сообщили о попытке залога имущества? Срочно созвонитесь с банком!», «Вам сообщили о попытке оформления кредита? Срочно созвонитесь с банком!», «Вас просят оформить онлайн-кредит? Положите трубку! Это мошенники!», «Вас просят назвать свои данные, номер карты, смс-коды? Это мошенники!».
Из-за ограничений системы рассылок операторов связи количество символов в тексте сообщений лимитировано, поэтому при отправке содержание текста
сократилось.
Баян САРИЕВА

Иллюстрированное фото из открытых интернет-источников

Колонка "Взгляд"