Лучший стрелок и лучший учитель НВП

Рустам Мерзин – талантливый и дальновидный педагог. Преподаватель начальной военной подготовки Жайсанского многопрофильного колледжа обучил основам военного дела сотни учащихся. Дети сравнивают его с Солнцем, на котором бывают вспышки, но оно всегда дарит окружающим душевное тепло.

– Рустам Наилович, кем вы хотели стать в детстве?
– Я родился, вырос и выучился в Жайсане. Это моя замечательная малая родина. Учеба давалась легко, так как все было интересно. В нашей школе работали сильные учителя – представители ленинградской интеллигенции, сосланные сюда в годы репрессий, потому она славилась выпускниками. Мечтал работать в сфере музыкального предпринимательства, тогда был расцвет магнитофонов и первых компакт-дисков.
– Детство у вас прошло в советской семье. Какие уроки вы вынесли из той поры?
– Мой отец проживал в Казахстане в третьем поколении, а мама приехала из Татарстана в голодные годы прошлого века. В Жайсане они встретились, создали семью. В школе мне очень нравилась математика, тягу к точным наукам я унаследовал от мамы. В нашей семье пятеро детей, я младший. Примерным мальчиком не был, но и жутким хулиганом тоже. Огромная благодарность родителям, что они не мешали нам познавать мир. Дверь дома не запиралась, ко мне могли прийти друзья, и мама с папой не возражали. Вечерами мы собирались, качали железо, тренировали выносливость – бегали по три километра до Илека и обратно. Моя юность пришлась на девяностые. Именно тогда улица взяла свое. Но так вышло, что улица научила говорить правду. Нельзя было обижать младших, жаловаться и доносить. За это наказывали старшие. Улица дала свое воспитание, я эту школу прошел. Малые победы и обидные поражения закалили характер, научили важной истине, что нет ситуации для отчаяния, выход есть всегда. Так как родители были на пенсии, я имел возможность не служить в армии, достигнув призывного возраста. Но принял решение отдать долг, отец и мама поддержали меня. Служил в воинской части № 6655. Когда проходили курс молодого бойца, командир роты присматривался ко всем, из 160 новобранцев отобрал 15 лучших, я тоже оказался в этом списке. Впоследствии мы были назначены командирами отделений. Затем пять из пятнадцати стали сержантами, должность именовалась заместитель командира взвода. Когда срочная служба подходила к концу, командир части предложил мне военную службу по контракту. Я согласился и с 1997 по 2002 годы служил в этой части. Потом по семейным обстоятельствам уволился. Уход из армии дался нелегко, но нужно было находиться рядом с родителями.
– Вы добросовестно проработали в Жайсанском многопрофильном колледже почти двадцать лет. Помните момент, когда стали педагогом?
– В колледж меня пригласил на место воспитателя директор Виталий Константинович Долгов. Узнав про воинскую службу, настоял, чтобы я стал преподавателем начальной военной подготовки. Третьего сентября 2002 года провел свой первый урок. И сразу понял, насколько это специфическое занятие. Уяснил, что нужно забыть обо всех затеях и приниматься штудировать память, понять, насколько она способна запоминать тексты и массу важных вещей. В стенах колледжа работали такие уважаемые учителя, как Медихат Мухамадиевич Халиулин, Алтын Шаубаевна Шандыбасова, Кульсум Шулембаевна Муртазина, Виталий Константинович Долгов, Мусагали Избасович Избасов, Акдары Жумабаевна Надырканова и многие другие. Чтобы достичь их уровня, нужно было делать себя, развиваться, при этом быть ни на кого не похожим. Я был одержим желанием освоить профессию на отлично. Работать с детьми очень непросто, но интересно. Первые два года старался перестроиться, уйти от профессиональной военной строгости. Учащимся доносил материал где-то убеждением, где-то личным примером.
– Зачем нужна новая методика преподавания НВП, разве не подходит старая?
– Как минимум не подходит. Я сторонник классического метода преподавания начальной военной подготовки, где есть строевая, огневая, тактическая подготовка, но, чтобы зажечь интерес у аудитории, чтобы молодежь сама думала и приходила к мотивации получения нужной им информации и практических навыков, необходима современная учебно-материальная база. У нас она именно такая. Скажу больше, директора, понимая актуальность, всегда уделяли предмету внимание и не жалели средств. И второе, сегодня нужно владеть информационно-коммуникационными средствами, знать компьютер, новые программы, чтобы увлекательно доносить учебный материал. Еще Плутарх говорил, что ученик – это не сосуд, который надо наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь. А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. Тут вспоминаются мои первые учебно-полевые сборы с воином-афганцем Гани Султановичем Жулмаганбетовым. Про этого человека ходили легенды. Он был очень сильным, добрым, открытым, честным. Я поначалу немного растерялся, что пришлось работать с ним в одном взводе, но вскоре понял, что это близкий мне по духу человек, и между нами завязалась настоящая дружба. Говоря об УПС, не могу не отметить неравнодушного человека, одного из лучших специалистов в своем деле Ертоса Маженовича Абдрахманова. Он сплачивает наш коллектив. У преподавателей НВП своя специфика работы, благодаря деятельности Ертоса Маженовича мы с коллегами из Мартукского района очень дружны между собой. По области по методике преподавания военной дисциплины находимся в числе первых.
– Каким образом воспитываете молодежь в духе патриотизма, как готовите их к военной службе?
– Всю работу коллектив нашего колледжа во главе с директором старается строить на патриотизме, который начинается с места, где ты живешь и трудишься. Улучшай малую родину не словами, а делами. Доказывай успехами, мастерством, своим неравнодушием, любовью к родному краю. Подростки тонко чувствуют, когда слова педагога совпадают с действиями. Любовь к родине – это и знание истории края. Поэтому преподаватели НВП активно сотрудничают с краеведами района. Работа по военно-патриотическому воспитанию многогранна. Основа ее – правильно составленный план. К сожалению, сейчас не осталось ветеранов Великой Отечественной войны, но мы приглашаем на встречи воинов-интернационалистов, на их примере показываем, что значит воинский долг. Жайсанский многопрофильный колледж носит имя Алии Молдагуловой, у нас есть музей бесстрашной девушки-батыра, Героя Советского Союза.
В 2018 году Елбасы Нурсултан Абишевич Назарбаев призвал создать детско-юношеское объединение «Жас сарбаз». Посыл Лидера нации мы подхватили сразу. Директором колледжа был подписан приказ о создании военно-патриотического клуба «Жас сарбаз шекарашы», и началась работа. Ввиду того, что мы находимся в приграничной зоне, у нас несут службу военнослужащие пограничной службы. Мы решили с ними активно взаимодействовать. Я разработал и выпустил в Актюбинском учебно-методическом центре авторскую программу «Жас сарбаз шекарашы». Кстати, она была рекомендована как учебное пособие другим военно-патриотическим клубам. По ней мы начали заниматься. Это положительный опыт, потому что программа реально действует. Рецензентами стали действующие военнослужащие, они конкретно указывали, что лишнее, что включить, а что доработать. В нашем клубе занимаются ребята, которым интересна военная тема, они с удовольствием ходят на занятия. Получают навыки и умения, необходимые для прохождения дальнейшей военной службы в рядах казахстанской армии, их уже не пугают ни физические тяготы службы, ни моральный дискомфорт на новом месте. Регулярное общение с военнослужащими позволяет заранее выработать линию поведения и легко освоиться в коллективе после призыва.
Результаты деятельности клуба отражаются в успешных достижениях. Мы неоднократно занимали командные, личные места в районных и областных соревнованиях. В возрасте 15-16 лет психология подростка такова, что ему необходимо самоутверждаться, вырабатывать уверенность в себе, доказывать, что он может. Эти качества – основа его дальнейшей службы. Соревнования как нельзя лучше помогают ребятам испытать себя в армейских буднях, продемонстрировать навыки стрельбы, проявить сноровку в разборке-сборке автомата, выстраивать взаимоотношения с военнослужащими.
Я заметил тенденцию: наш клуб, как семья, если ты воспитал первых учеников успешно, они хорошо освоили навыки, победили в состязаниях, то младшие, смотря на них, будут стремиться к этому уровню. Преемственность облегчает работу. Важно также правильное понимание слова «победа». Оно военное. Люди, которые учатся преодолевать свои страхи не только в армейских, но и гражданских специальностях, становятся успешными.
– Рустам Наилович, вы дважды на уровне области признавались лучшим преподавателем НВП. Недавно разработали новую программу «Безопасность и гражданская защита». Расскажите об этом.
– Лучшим преподавателем начальной военной подготовки меня признавали в 2013 и 2019 годах. Также в конкурсе «Мерген мұғалім», проводимом федерацией военно-патриотических клубов, я занял первое место среди преподавателей колледжей. Факт, когда ты не просто рассказываешь, а показываешь личным примером, благотворно влияет на учащихся, они верят тебе. Это очень важно. Наш клуб «Жас сарбаз» в 2017 и 2019 годах принимал участие в областном сборе военного института. Замечу, это уже не уровень студентов и учеников, а уровень действующих военнослужащих, потому я отбирал лучших воспитанников колледжа. Там насыщенная трехдневная программа, ребята жили в палатках, как в армии, соблюдался распорядок дня, выполнялись нормативы. Наш клуб дважды становился победителем. Мечтаю, что когда-нибудь мы выедем на республиканский сбор.
С начала этого года в связи с пандемией активно начали взаимодействовать с отделом по ЧС. Авторская программа «Безопасность и гражданская защита» нужна, чтобы сформировать и расширить у студентов базовый уровень культуры безопасной жизнедеятельности, выработать мышление по распознаванию угроз, умение избегать опасности, привить сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих. Ну а если чрезвычайная ситуация все-таки случилась, то научить правильно и максимально быстро действовать в опасности. Программа направлена на воспитание таких качеств, как дисциплинированность, внимательность, собранность, ответственность, осторожность, уверенность, поскольку их отсутствие становится причиной трагических происшествий.
Рецензентами программы выступили сотрудники ОЧС во главе с капитаном гражданской защиты Тарасом Коваленко. Занятия проводятся раз в месяц с охватом нескольких тем. Из-за эпидемиологической обстановки и невозможности присутствия на занятиях всех учащихся осуществляется видеосъемка, создаются видеоуроки занятий. Они размещаются в соцсетях и на платформе YouTube Жайсанского многопрофильного колледжа, это позволяет стопроцентно охватить весь контингент учащихся.


Елена ОНИСЬКОВА,
Мартукский район

Фото автора

0
® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель