Мечеть оказалась комплексом

Рядом с мечетью Досжана хазрета погребен и сам религиозный деятель. Здесь же располагалось медресе с общежитием. К такому выводу пришел археологический отряд Института археологии имени А.Х. Маргулана, который исследовал разрушающуюся мечеть XIX века и место погребения известного религиозного деятеля Западного Казахстана в Темирском районе. В экспедиции участвовали сотрудники Актюбинского центра исследования, реставрации и охраны историко-культурного наследия.

Говорят артефакты
Комплекс Досжана Кашакулы хазрета расположен в 4 километрах юго-западнее районного центра Шубаркудук. Для его исследования разбиты три раскопочные траншеи вдоль северной и южной коротких стен. А также вдоль длинной, сильно разрушенной западной стены, внешние признаки которой на сегодняшний день практически не прослеживаются. Как отметил руководитель экспедиции, представитель Института археологии имени А.Х. Маргулана по Западному Казахстану Арман Бисембаев, севернее объекта находится большое современное кладбище. Есть предположение, что на его месте когда-то было большое поселение. Часть могил середины второй половины XX века попала внутрь ограды комплекса.
Вокруг комплекса, самой мечети и места погребения прослеживаются остатки первичной металлической ограды, охватывавшей гораздо меньшую площадь, при которой могилы середины второй половины ХХ века находились за ней. Погребение приходится на самый конец XIX века, а мечеть — второй половины XIX века. Кстати, это не первая мечеть, построенная религиозным просветителем.
Со стороны северного входа мечети П-образным порталом располагаются так называемые гостевые домики. По мнению ученого, в период существования мечети люди приезжали сюда издалека помолиться. Здесь же, с восточной стороны, рядом, где захоронен святой, есть колодец. Северо-восточнее располагалось общежитие для студентов медресе.
Западная траншея показала наличие пристроек советского времени к мечети.
— Саманные стены со следами обмазки и побелки, а также остатки печного отопления, обожженный кирпич, трубы встречались по всей длине западной траншеи. Похоже, здесь был винно-водочный магазин. Отсюда мы вынесли огромное количество стеклянных бутылок, что удивляло местных жителей, которых наняли для раскопок. Есть также сведения, что в 50-х годах прошлого века здесь даже строили конюшню, — рассказывает археолог.
Интересен один факт: с южной стороны мечети исследователи нашли небольшой арочный свод слухового окна, которое выполняло вентиляционную функцию в нижней части.
— То есть мечеть строили мастера со знанием, — говорит кандидат исторических наук. — В Казахстане наблюдается два типа мечетей того периода, например, кавказско-татарский стиль, где используется колотый камень. Примером служит мечеть в Сарытогае по кобдинской трассе. Специфика постройки мечети Досжан хазрета относится к среднеазиатской традиции. Каменная кладка прослежена изредка, что позволяет говорить об отсутствии сплошного каменного фундамента. Фундамент, вероятнее всего, был глинобитный, выполненный в строительных традициях юга Казахстана. Кирпичи при кладке скреплялись раствором из глины (шым).
Проведены раскопки вокруг места погребения религиозного просветителя и его ближайших родственников. В то же время было принято решение не вести исследовательские работы внутри самой мечети, так как руинированные остатки стен, упавшие вовнутрь, являются естественным консервирующим слоем, задерживающим процесс разрушения глинобитных стен.
Поднятые в большом количестве обломки железных предметов — остатки кованой ограды, обломки механизмов, медная трубочка астрагал-асык с отверстиями для заливки свинцом — детская игрушка-бита для игры в асыки, монета царского периода — переданы в Темирский районный музей.

Геомагнитное сканирование
В результате появления приборов для исследования строения земли (магнитометры, георадары) археологи начали применять геомагнитное сканирование для выявления погребенных объектов бесконтактными методами. В мировой практике на протяжении многих лет метод георадиолокации входит в стандартный комплекс полевых археологических исследований. Традиционные археологические методы не позволяют гарантировать выявление объекта на больших площадях из-за значительных трудозатрат и ограничения по времени. Сегодня основным направлением в мировой археологии стало изучение археологических памятников без нарушения их структуры и целостности. В таких условиях георадарная съемка помогает археологам быстро выполнить исследования и картирование захороненных археологических объектов, которые не проявляются на поверхности земли (остатки фундаментов, распаханные курганы и т.д.).
Для выполнения геомагнитного сканирования в Шубаркудуке использован георадар, позволяющий проводить сканирование на глубине до пяти метров.
— Для геомагнитного сканирования вызвали специалиста с аппаратом, который с помощью магнитного эха вылавливает пустоты. Дело в том, что среди местных жителей бытует легенда о подземных ходах. Какие-то полости, пустоты небольшого количества есть, но километровые ходы, которые якобы доходят до реки, не обнаружены. Благодаря послойному анализу удалось выявить, что на данном участке не обнаружено археологических конструкций, — пояснил Арман Бисембаев. — Также жители говорили, что в детстве видели яму. По моему личному мнению, возможно, деятель-суфий выкопал себе подобие кельи, чтобы побыть в одиночестве, отрешиться на время от суеты. В целом сама архитектура мечети весьма интересна для науки.

Справка «АВ»

Мечеть Досжан ишана является историческим памятником XIX века. По словам его современника, акына Кердери Абубакира, культовое здание построено приблизительно в 1868-69 годах и расположено вдоль реки Шили (русло реки Уил).
Вследствие неподчинения казахов Младшего жуза «Временным правилам» и противостояния русским колонизаторам Досжан ишан в 1868-69 гг. перебирается в данную местность из Донызтау. Табын Досжан ишан — религиозный деятель, который занимает важное место в истории казахов, несколько раз совершил паломничество в Мекку, построил там дом, где останавливались казахи во время паломничества, открыл мечети и обучал детей. В 1881 году он подал прошение царскому правительству о необходимости отдельного муфтиата для казахов, вследствие чего был подвергнут гонениям. Мечеть Тасастау в Донызтау является второй мечетью Досжан ишана Кашакулы после мечети в Кайнаре.
На сегодняшний день стены мечети разрушены, кирпичи рассыпаются. На ее территории прослеживаются следы таких сооружений, как общежитие (худжра), склад, столовая, колодец и другие. Центром культово-жилищного комплекса являлась мечеть, а остальные сооружения пристраивались друг к другу. Они составляют группу строений, которые расположились вокруг мечети. В культово-жилищном комплексе, названном среди народа Ишан ата, кроме мечети, обнаружено двенадцать других сооружений.
Мечеть имеет прямоугольную форму, вытянутую с запада на восток. На сегодняшний день сохранилась восточная сторона фасада, а также южная и северная части стен. На восточной стороне – только одна сторона комнаты, остальные разрушены. На фасадной стороне – места от двух больших арочных окон. В верхней части окон прослеживаются рельефные изображения, а также обнаружены слабо заметные арабские цифры. Археологи предполагают, что цифры могут означать год постройки мечети.
В целом мечеть построена из необожженных кирпичей. Приблизительно употреблялось два их вида: утолщенные, которые встречаются на нижнем уровне строения, и тонкие – на среднем и верхнем уровнях.
Стены внутренних сооружений смазывались глиной, далее покрывались раствором из глины и песка и сверху белились мелом. Стены были расписаны узорами (акын Кердери Абубакир пишет, что это слова сур из Корана). Узоры нанесены красиво и изящно. Интерьер разукрашен красной, зеленой, синей и черной красками. В узорах присутствует национальный орнамент.
По словам внучки Досжана ишана Жанат, верхушка мечети была сводчатой. А по информации другого родственника, дедушки Тайпаласа Урпакулы, там было шесть комнат с окнами в человеческий рост. Мечеть была сооружением квадратного типа, с шестью куполами (в источниках говорится, что они были в виде полумесяца).
Таким образом, учитывая все строения, расположенные возле мечети Досжан ишан, жилой дом, следы учебных заведений, сад, есть основание отнести называемую в народе мечеть Ишан ата к культово-жилищному комплексу. Наряду с этим она является продолжением традиционных памятников мусульманского изобразительного искусства, развитого в Западном Казахстане. Мечети такого типа в этом регионе распространены широко. Расположенная в нижнем течении реки Эмба (Жылыой) мечеть религиозного деятеля, выходца из рода таз Дуйсеке Дандыкулы и расположенная в Желтау мечеть религиозного деятеля, выходца из рода адай Шерлигул ишан Сатигулулы имеют сходства.

Абат КАРАТАЕВ

Фото предоставлено Институтом археологии имени А.Х. Маргулана