Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

МОНОзащита от АРЕМ

Формирование законодательства о естественных монополиях и регулируемых рынках стало одним из действенных регуляторов экономической жизни и основой цивилизованных форм госрегулирования в рыночной экономике.
В отраслях, где задействованы субъекты естественных монополий, генерируются ресурсы по производству товаров и услуг для экономики и жизнеобеспечения населения. Предприятия, поставляющие воду и тепло, передающие и распределяющие электроэнергию, транспортирующие нефть и газ, оказывающие транспортные услуги, как правило, являются монополистами.
А потому они хотят играть по своим правилам. Но свое мнение на их счет имеет и потребитель. Может, стоит отпустить вожжи и, как говорится, куда кривая рынка выведет? Есть и другие варианты – государственно-частное партнерство, или «шоковая терапия». Как когда-то в Польше: для всех, у кого есть деньги, тепло и светло, у кого нет — …ничего не поделаешь, рынок.

Но пока есть регулятор и сторонник «золотой середины» — АРЕМ, похоже, игрокам рынка и потребителям его услуг и товаров придется соблюдать паритет интересов и диету, четко прописанную нормативно-правовыми актами страны.
Правда, законы пишутся для идеальных условий, реалии жизни далеки от совершенства. Об этом и многом другом наш откровенный разговор с директором департамента Агентства РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ) по Актюбинской области Александром  ДУБОВЕНКО.
— В любом серьезном вопросе всегда и везде надо знать не только причину той или иной проблемы, но и предвидеть последствия. Я не сторонник шоковых мер, но по роду своей работы обязан думать о перспективе. Чтобы стало понятно, приведу простой пример.
Последствия порыва (2009 год) канализационных сетей в районе ресторана «Корона» могли бы быть непредсказуемыми, если бы аварию вовремя не устранили. Это могло привести к разжижению почвы, вследствие попадания в нее канализационной смеси, а в воздухе, естественно, установился бы неприятный запах серы.
Из 380 километров городских канализационных сетей 250, или 67 процентов требуют замены. Из 635 километров водопровода 465 нуждаются в замене.
Износ основных средств на предприятиях почти всех сфер естественных монополий составляет сегодня 60-65 процентов.
Разве эти факты – не серьезный повод для размышления и откровенного разговора с потребителями о повышении тарифов? — рассуждает директор департамента. — 37 субъектов естественных монополий оказывают сегодня 68 видов, регулируемых агентством услуг. Это акционерные общества  «Акбулак» и «Трансэнерго», товарищества с ограниченной ответственностью  «Энергосистема», «Игилик» и  «Актобе су арнасы», а также коммунальные государственные предприятия «Алга-жылу», «Бадамша-Сервис», «Жемжылу», «Улы Борсык» и «Коммунальщик».
— Откровенность за откровенность. У моих коллег, журналистов, после встреч с вами складывается впечатление, что вы за повышение тарифов. Они и так медленно, но верно растут. С 1 ноября за один кубометр воды мы стали платить 28,9 тенге.
— Заметьте, вместе с налогом на добавленную стоимость, — уточняет собеседник. – Хочу обратить внимание на то, что среди предприятий республики, поставляющих питьевую воду, расценки нашего «Акбулака» — одни из самых низких.
Если брать среднереспубликанские показатели, наша область по размерам тарифов на восьмом месте на холодную воду, на девятом — по теплу и двенадцатом — на горячую воду и газ.
Если еще конкретнее о тарифах АО «Акбулак», то для населения они повысились на 16,8 процента по водохозяйственной деятельности (25,8 тенге за кубометр без НДС) и на 24,2 процента по канализационной (26 тенге за кубометр без НДС).
С 1 января 2011 года планируется увеличение среднего тарифа вдвое, в том числе для населения Актобе на 5 процентов. Это плюс еще 25 тенге в месяц на каждую среднюю семью. Среднесрочный тариф вводится на срок действия «Инвестиционной программы предприятия, рассчитанной на 2011-2012 годы». Направлена она, в первую очередь, на то, чтобы привести в рабочее состояние сети. Это позволит субъекту в будущем  увеличить объемы и улучшить качество поставляемой для потребителей воды и своих услуг.
— Вы же знаете позицию потребителей: пусть монополист вначале улучшит качество своих услуг, а потом уже увеличивает их стоимость…
— Хоть и говорим об этом постоянно, скажу еще раз. Департаментом разъяснения по поводу причин повышения тарифов, в частности АО «Акбулак», давались неоднократно. Но хочу еще раз на страницах вашей газеты более подробно остановиться на данном вопросе.
С 2006 года уровень жизни жителей нашей страны благодаря здоровой политике государства, безусловно, улучшился. Рынок услуг развивается согласно правилам, диктуемым требованием времени, которое вносит свои коррективы в производственный цикл. Разумное повышение тарифа в таких условиях считаю естественным процессом.
Тем более, что многие из предприятий, в частности, оказывающие услуги по производству, распределению и снабжению тепловой энергии и  воде, являются убыточными.
Главная их проблема — в изношенности и технологической отсталости производства. Как следствие, низкая эффективность работы и высокие потери продукции. Износ основных средств по всем сферам естественных монополий равен 60-65 процентам.
Замена одного километра водопроводных и канализационных сетей требует в среднем 70 миллионов тенге, чтобы заменить весь объем, необходимо более 50 миллиардов тенге. Устаревшая техника и механизмы не позволяют оперативно устранять порывы и ликвидировать аварии.
Конечно, отраслевая программа тарифной политики гласит, что основными источниками капиталовложений на модернизацию производства являются собственные оборотные средства. Откуда же им взяться, если убытки АО «Акбулак» на 1 ноября уже превысили 400 миллионов тенге?
— Но повышение тарифов – не панацея от семи недуг. Почему опять и снова за все должен платить потребитель, интересы которого призван защищать возглавляемый вами департамент?
— А никто не собирается и не вправе, извиняюсь за выражение, «вешать» все на потребителя. Чтобы все было законно, и работает наш департамент. Коллектив, к слову, высокопрофессиональный.
Мы умеряем аппетиты монополистов, мы корпим над каждой сотой единицей тарифа, чтобы все и вся было согласно букве закона. Так, АО «Акбулак» вышло с предложением увеличить средний тариф на 360 процентов, мы же снизили его до 200.
В своих действиях опираемся на программу по тарифной политике. Именно она является основой для обеспечения баланса интересов как субъектов естественных монополий, так и потребителей их услуг.
В течение пяти лет должны быть утверждены дифференцированные тарифы, а все субъекты начать работать по инвестпрограммам. Их реализация позволит субъектам естественных монополий не только укрепить хозяйственно-финансовую деятельность, но и оказывать потребителям более качественные услуги, а также развиваться на перспективу.
Напомню, что отраслевая программа по тарифной политике в РК  разработана в соответствии с Указом Президента РК от 19 марта 2010 года за номером 958 «О государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию РК на 2010-2014 годы».
Проблемы же АО «Трансэнерго», «ТЭЦ», ТОО «Энергосистема»,  «Игилик», «Актобе су арнасы», КГП «Алга-жылу», «Бадамша-Сервис», «Жемжылу», «Улы Борсык», «Коммунальщик» и других предприятий необходимо решать посредством ведения взвешенной плановой тарифной политики, реализации инвестпрограмм, ужесточения трудовой и производственной дисциплин, мобилизации финансового и кадрового потенциала.
— Может, все дело в неверном менеджменте?
— И в нем тоже. Но провести независимый аудит, чтобы выявить слабые места и определить точки роста и развития для субъектов, в частности, для предприятий, не по карману.
Потому мы точечно ведем большую разъяснительную работу с поставщиками и потребителями. Ведь действующее законодательство  обязывает субъектов естественных монополий утверждать инвестпрограммы посредством реализации применяемых тарифов.
— Приведите, пожалуйста, конкретные примеры.
— По «Инвестиционной программе развития, реконструкции и модернизации системы теплоснабжения города Актобе на  2010-2012 годы» на сумму 791 миллион тенге работает АО «Трансэнерго».
В 2010 году на ее реализацию предусмотрено направить 195 миллионов  тенге. До 1 ноября уже освоено 156 миллионов тенге: внедрена информационно-управляющая система подачи тепла (ИУСПТ) и теплоносителя. Система автоматически контролирует подачу объемов тепла на конкретные участки.
По АО «Акбулак» я уже говорил чуть раньше.
Планируется изменение тарифов ТОО «Энергосистема» на 30 тиын согласно «Инвестпрограмме на 2011-2012 годы по техническому перевооружению, модернизации, восстановлению и вводу новых основных средств» на сумму 1,4 миллиарда тенге.
В соответствии с Законом РК «Об электроэнергетике», начиная с января 2009 года, электростанции работают в свободном режиме. То есть тарифы изменяются самостоятельно  в рамках тех пределов, которые установило Правительство. Повышение тарифов на электроэнергию связано с ростом цен и тарифов электростанций. Увеличение размера предельных тарифов энергопроизводящих организаций, естественно, повлечет,    предположительно в начале 2011 года, изменение тарифов и ТОО «Актобеэнергоснаб» на 6 процентов.
— Насколько они эффективны?
— Значение принятия и реализации инвестпрограммы, к примеру, ТОО «Энергосистема», на практике можно оценить уже по результатам этого года. Наблюдается увеличение объемов транспортировки электроэнергии. Из-за  повышения надежности схем электроснабжения уменьшился риск аварийных ситуаций в сети, снизились затраты на аварийно-восстановительные работы.
При реализации программы тарифной политики необходимо учитывать ценовую нагрузку на граждан. Поэтому в норму вводится понятие дифференцированности тарифов по категориям потребителей. В дальнейшем тарифы будут определяться и по объемам потребления услуг. Такой подход позволяет малоимущей части населения сэкономить бюджет семьи, а гражданам со средним и высоким достатком придется относиться к потребляемой продукции более экономно.
Вы прекрасно знаете, что решением облмаслихата «О предоставлении льгот» от 12 декабря 2006 года за номером 317 определенной категории населения установлены льготы за комуслуги. На 1 января 2011 года в среднем на одну семью из трех человек расходы за месяц на комуслуги составят: на воду — 273,06 тенге и на  электроэнергию – 1 254 тенге.
Полагаю, что с учетом предоставленных льгот определенной категории граждан и постоянной помощи предполагаемые тарифы на коммунальные услуги не лягут тяжким бременем на население.
В результате реализации программы ожидается формирование комплексной сбалансированной системы регулирования деятельности монополистов. Она позволит обеспечить повышение прозрачности, обоснованности и стабильности уровней тарифов, эффективность функционирования и объемов инвестиций в обновление и модернизацию основных производственных фондов регулируемых субъектов.
Только при этом надо всегда помнить, что забота о природных ресурсах — это долг каждого гражданина. А вносимая оплата – не только оплата предоставляемых услуг, но и вклад в будущее, в первую очередь на непрерывность получения услуг и сохранения ресурсов.
Смею вас заверить: в нашей области такая работа ведется.
Беседовала Ляззат ЕГИБАЕВА

Колонка "Взгляд"