Начинают строители — выигрывают водители

Дороги региона продолжают интенсивно обновляться. Строятся новые, ремонтируются имеющиеся. Многострадальная трасса Актобе – Кандыагаш обретает совершенно новые очертания. Реконструкция производится с учетом мнения населения. Требует вложений участок мегапроекта «Западная Европа – Западный Китай», и первый транш уже выделен. В Главной теме – дороги Независимости.

34 миллиона в пользу жителей Аккемира

В реконструкцию республиканской автодороги Актобе – Кандыагаш вносятся коррективы по просьбе сельчан.

Участок республиканской трассы поделен на две части: первую строит ТОО «Сине Мидас Строй», вторую – актюбинская компания «Ассана-ДорСтрой». Начатые в этом году работы должны завершиться в конце 2023 года, при этом водители начали пользоваться первыми отремонтированными десятью километрами. К концу сезона к ним прибавится еще 8 км. Дорожники открыли этот отрезок до укладки верхнего слоя – щебеночно-мастичного асфальта.
– В следующем году сдадим дорогу в одном направлении, одновременно будет строиться вторая половина, – пояснил руководитель областного филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Марат Махамбетов.
Жители села Аккемир Мугалжарского района попросили дорожников построить скотопрогон недалеко от их аула, а не в двух километрах, как предусмотрено проектом. Это, во-первых, далеко, а во-вторых, смена привычного маршрута скажется на поведении скота, доставит сложности животноводам. Ежедневно пастухи гонят от аула через оживленную дорогу 250 коров и 300 овец.
– С началом реконструкции мы подняли проблему скотопрогона, – рассказывает председатель совета ветеранов Аккемира Марат Карибаев. – Подрядчики вняли нашей просьбе, теперь место для прогона скота находится рядом с аулом. Оно довольно просторное, высокое, широкое, скот не будет скапливаться, что вполне соответствует нашей просьбе. В целом мы довольны строительством дороги.
Стоимость только этого прогона оценивается в 34 миллиона тенге: помимо подземного прохода, сюда входит также установка ограждения с обеих сторон длиною в 40 метров. Барьер предусмотрен для того, чтобы скот не разбегался вдоль дороги. Как сообщил представитель Нацкомпании Марат Махамбетов, проект финансируется Азиатским банком развития, этот финансовый институт – социально ориентированная компания, ставит во главу интересы населения. Кстати, дорожники также оставляют близлежащим аулам старые водопропускные трубы для хозяйственных нужд.
Как сообщил аким села Дамир Кожаниязов, на реконструкции трассы трудоустроено 25 жителей из Аккемирского сельского округа.

По просьбе бестамакцев

Подрядчики разрабатывают еще один вопрос в пользу жителей села Бестамак. Дело в том, что по нормативам запрещено прокладывать через населенные пункты трассу со скоростным режимом 120 км/час, для этого строятся объездные пути. К примеру, чтобы обойти Алгу, построят два моста через Илек при въезде и выезде, а также путепровод через железную дорогу. Однако по проекту трасса проходит внутри Бестамака, поэтому предусмотрены все меры безопасности: в трех местах будет действовать светофорная регулировка, установят ограничивающие знаки скорости – до 60 км/час. Разделительная полоса, шумозащитные стены, второстепенные местные дороги с каждой стороны по 4,5 метра, – все это направлено на заботу о населении. Вдоль дороги будет прокладываться тротуар, в целом охват составит 38 метров. Несмотря на все меры безопасности, утвержденной проектной документацией, жители просят внести еще ряд корректив. К примеру, продумать достаточное количество пешеходных дорожек и съездов от основной дороги. В противном случае жители одного села могут быть разделены на две части, пострадают субъекты малого и среднего бизнеса. Вдоль центральной улицы расположены торговые точки, которые оказывают услуги путникам.
– Мы часто проводим встречи с населением. Нельзя не прислушиваться к мнению сельчан и не учитывать их просьбы. Делаем все возможное, чтобы найти компромисс, – говорит Марат Махамбетов.

Дорожный пирог

Напомним, дорога Актобе – Кандыагаш будет первой технической категории с четырьмя полосами, разделительным барьером. Среди технических параметров, предъявляемых подрядным организациям, можно выделить толщину дорожного покрытия. Если толщина асфальта старой дороги была всего 6 сантиметров, а нижний слой едва доходил до 15, то по нынешним меркам только асфальтовое покрытие состоит из трех слоев – 12, 10 и 5 см. Добавится также нижний слой (щебеночное основание и другие насыпи), что в итоге составит 68 см.
– Получается, как слоеный пирог, – сравнивает Марат Махамбетов.
Кстати, существующие мосты на протяжении всей автотрассы относятся к третьей категории грузоподъемности – до 8 тонн на ось. После реконструкции этот показатель достигнет 13 тонн. Всего от Актобе до Кандыагаша насчитывается 18 мостов и 66 водопропускных сооружений. Для улучшения видимости будут выравниваться низины и подъемы.

Инфографика Нурданы КАНИЕВОЙ

Пятиступенчатый контроль

Качество строительства отслеживают несколько организаций. У каждого подрядчика имеются свои лаборатории и служба технического надзора. Проходят испытания не только выполненные работы, но и их процессы, а также строительные материалы. Этим занимается корейская компания, нанятая Азиатским банком развития.
К тому же в любое время на стройплощадках могут появиться проверяющие из Национального центра качества дорожных активов, уполномоченные проводить экспертизы, мониторинг и диагностику. За нынешний сезон специалисты этого центра проверили 189 объектов, 29 из них относятся к республиканским сетям. Как сообщил директор Актюбинского филиала центра Тельман Мамаев, в ходе выездов они сделали 471 замечание, 431 нарушение уже устранено.
– Держать на контроле качество строительства – это наша задача, – говорит руководитель филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Марат Махамбетов. – К примеру, один из подрядчиков хотел использовать некачественную щебенку, которая при транспортировке обходилась дешевле. Понимаем, хотел сэкономить. Однако трассой будут пользоваться в первую очередь актюбинцы. Подрядные организации после сдачи объекта уедут, а я останусь здесь. Зорко следить за качеством – это мой долг.

Кормилица

С появлением качественных автодорог в регионе интенсивно развивается малый и средний бизнес в сфере предоставления услуг путникам. По данным филиала Каз
АвтоЖол, на территории региона действует 110 объектов придорожного сервиса, из них требованиям Национального стандарта соответствуют 82, или 75%. А по стратегическому плану этот показатель равнялся 66%. Всего в придорожном сервисе трудоустроено около 1,5 тысячи человек.
Только в этом году построено 7 новых придорожных объектов, соответствующих стандартам, до конца года заработают еще два кемпинга – «Нурсая» и «Автогаз Трэйд». С начала года 8 земельных участков отведено под строительство подобных объектов, выдано 17 технических условий на строительство подъездных дорог.
– Всего по Казахстану 14 объектов придорожного сервиса соответствуют категории А, из них пять действуют на территории Актобе, – не без гордости отмечает Марат Махамбетов. – Это «Батыс жер», «Алем», «Аманат», «Нұрлы жол» и «Маяк».

К сведению предпринимателей

Вдоль республиканских автодорог, проходящих по области, предусмотрено 40 площадок для отдыха. 11 из них уже действуют, на
4 отведены земельные участки для объектов придорожного сервиса. Остальные 25 свободны.

Мегапроект

Участок трассы «Западная Европа – Западный Китай» от Актобе до села Карабутак будет обновлен и расширен.
Реконструкции подлежало 2 452 км дорог, в том числе 358 км – в нашей области. В октябре 2011 года в Иргизском районе был сдан первый казахстанский участок транзитного коридора протяженностью 215 км. В 2013 году – участок Актобе – Мартук – граница РФ. Ширина дороги после реконструкции составила 9 метров, что на метр больше существовавшей. Была усилена конструкция дорожной одежды, рассчитанной до 13 тонн на ось. Помимо этого, в рамках проекта водители начали пользоваться новой трассой – Северный обход города Актобе. Она позволяет проехать в направлении Нур-Султана, Алматы, а также России, не заезжая в областной центр.
Первый сданный отрезок, построенный иностранной компанией, – Актобе – Карабутак – Улгайсын уже требует реконструкции. За 16 лет эксплуатации трасса износилась, а с возросшей интенсивностью грузопотока требует расширения. Правительством выделен первый транш на эти цели.
– Вопрос поднимался год назад. Добились включения участка в программу «Нұрлы жол» на 2021-2025 годы, – пояснил Марат Махамбетов. – На сто миллионов тенге в течение полутора лет инженеры разработают проектно-сметную документацию. После этого определится подрядчик и начнется работа.
Участок от областного центра до села Улгайсын относится к третьей категории, хотя входит в МТК «Западная Европа – Западный Китай». После обновления дорога от Актобе до Карабутака будет первой технической категории с четырьмя полосами. От Карабутака до Улгайсына планируется переход с третьей категории на вторую. Помимо этого, повысится грузоподъемность с 8 тонн на ось до 13 тонн. Все это скажется на безопасности участников дорожного движения и увеличении транспортного потока.

Над Главной темой работал Абат КАРАТАЕВ.
Фото автора

® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель