30.01.2023

Запретить нельзя регистрировать

Министерство внутренних дел РК поручило выявлять автомобили с российскими номерами, снятые с учета в соседней стране, и ставить их на штрафстоянку. Это вызвало волну возмущения со стороны автовладельцев. В чем же корень проблемы и как найти пути ее решения?

Если не зарегистрирован в России

По Казахстану разъезжает 210 тысяч автомобилей с российскими номерными знаками, из них почти 90 тысяч не состоят на учете нигде. Около 12 тысяч машин, вошедших в эту статистику, колесят по нашей области, граничащей с РФ. По словам начальника отделения административной полиции УП Актобе Айбара Мендыбауйлы, это создает серьезную проблему:
– Конечно, не все автомобилисты из этой категории нарушители, но таковых не так уж и мало. Нам сложно установить владельцев незарегистрированных машин и наказать их за правонарушение или даже преступление. С начала года зафиксировано свыше 250 ДТП и скрытий с места происшествия. Все нарушители ездили на авто без регистрации.
Претензии властей адресованы именно водителям автомобилей, чьи прежние владельцы, граждане России, сняли их с учета в своей стране. Очевидно, делают они это с целью уйти от уплаты налогов. Кроме того, раньше штрафы могли адресовать прежнему владельцу, отчего многие россияне, не желающие иметь лишнюю головную боль, по старинке снимают с учета проданные автомобили. Еще одна причина: изначально угнанный транспорт с перебитым VIN-кодом или подделанным номером. Постоянно ездить по своей стране у хозяев не получится, угонщики знают, что все равно их поймают и накажут. Зарабатывают деньги на продаже, сбывая краденое в Казахстан.
В итоге получается, что машина фактически существует, но на бумагах ее нет. Юридически в России и Казахстане она не числится. При этом фактически беспрепятственно ездит по дорогам нашей страны, загрязняет атмосферу, а то и нарушает закон. Чтобы оштрафовать владельца автоневидимки, надо поймать его с поличным, так как по камере видеонаблюдения сделать это невозможно.

Автохлам по выгодной цене

Еще десять лет назад у нас не было засилия автомобилей с российским учетом. Из тех, что были, в глаза бросался регион 56 (Оренбургская область). Но это никого не удивляло, как-никак – соседи. По-настоящему наш авторынок начал заполняться машинами с российскими номерами в 2014-2015 годах, когда упал курс рубля по отношению к тенге (доходило до 2,5 рубля за тенге). Тогда десятки тысяч казахстанцев ринулись в Россию в надежде прикупить автомобиль по доступной цене. Немало было завезено популярных в то время разных моделей ВАЗа. Именно они сослужили плохую репутацию Росавтопрому. Спустя шесть-семь лет многие модели этой марки превратились в автохлам.
Справедливости ради стоит отметить, что пригнанных из России машин больше 210 тысяч. Просто в первые годы перегона поставить их на казахстанский учет проблем не составляло. Специалисты говорят о не менее 400 тысячах автороссиянах. Эта страна благодаря массовой скупке машин казахстанцами в какой-то мере обновила свой автопарк.
Тем не менее никто не запрещает эксплуатировать авто из России законным образом.
– Я купил Toyota Prado за восемь миллионов тенге. Джип этой марки на казахстанском учете стоит не менее девяти с половиной миллионов, а в хорошем состоянии – от десяти миллионов тенге. Нашел варианты зарегистрировать машину в России. жду разрешения на пересечение границы, – говорит актюбинец Максим Белик.

К соседям на эвакуаторе

Несколько дней казахстанские массмедиа, соцсети будоражили новости о запрете на передвижение по Казахстану подобных авто. Их владельцы начали требовать от властей уступки. Реакция на народное возмущение была адекватной: госорганы смягчили требования. По словам представителя управления полиции Айбара Мендыбайулы, будут останавливать только нарушителей ПДД. После этого составляются два протокола: о причине остановки, плюс за пользование транспортным средством без регистрации. Машина нарушителя направляется на коммунальную стоянку, водителю вручается уведомление. После уплаты штрафов автолюбитель имеет право вызволить железного коня посредством эвакуатора. Сесть за руль незарегистрированного авто уже не получится. Владельцу ТС остается либо сдать машину на разбор, либо везти в Россию на эвакуаторе и там регистрировать заново или на прежнего владельца.

ЕВРОловушка

Третий путь – поставить машину на казахстанский учет. Но стоить это будет достаточно дорого, что не совсем выгодно. К примеру, за утилизационный сбор ТОО «Оператор РОП» взимает за легковые автомобили от 1 020 950 до 3 354 000 тенге, в зависимости от объема двигателя. По действующим правилам, помимо утильсбора, взимается сбор за первичную регистрацию. Здесь основным параметром является не объем двигателя, а год его выпуска. Если срок эксплуатации не превышает двух лет, придется заплатить 0,25 МРП (730 тенге в этом году). Если же вашему автомобилю от двух до трех лет, ставка возрастает многократно – до 50 МРП, а это 145 850 тенге. Туго придется тем, чей железный конь старше трех лет. Им придется отдать в бюджет 500 МРП или 1 458 500 тенге.
Нетрудно подсчитать, что условный владелец ВАЗ-2114 (одна из самых популярных марок из проблемных машин) 2011 года выпуска с объемом двигателя 1,5 литра заплатит почти два с половиной миллиона тенге. Тогда как стоимость самой машины на российском учете примерно миллион.
Но и это не главное. Фишка в том, что согласно действующему законодательству, поставить на казахстанский учет можно только автомобили, соответствующие экологическому стандарту Евро-4 и – 5. Как мы понимаем, большинство ВАЗовских авто, выпущенных до середины прошлого десятилетия, этому не соответствуют, значит, поставить их на учет в РК невозможно.
Правда, существует мнение, что двигатели автомобилей можно переделать хотя бы под Евро-4, но кто этим будет заниматься? Во сколько это обойдется? Будет ли технически правильным и безопасным? Никто ответить не может.

Как найти решение?

Парк автомобилей в Казахстане стремительно стареет, а стоимость машин на вторичном рынке сильно завышена. Особенно это касается транспорта с казахстанскими номерами. Прошла информация, что в стране цены на российские авто резко снизились. По словам нашего собеседника Максима Белика, это не совсем верно:
– Может, кто-то и продает, но рынок сейчас находится в ожидании. Почти все мои знакомые не спешат продавать машины. Да и как продавать, если для многих это единственный транспорт, а то и кормилец? Люди ждут принятия какого-то окончательного решения со стороны государства. Надеемся, что в итоге найдут решение, устраивающее все стороны.
Председатель правления Союза независимого автобизнеса РК, председатель комитета МСБ НПП «Атамекен» Берик Заиров уверен, что внедрение утильсбора, помимо всего прочего, – заградительная мера для ввоза машин на зарубежном учете и поддержки наших автопроизводителей. Но считает, что необходимо принять меры по его снижению:
– Думаю, необходимо довести сбор до европейских ставок – 100-200 евро. До принятия этого решения оставить автовладельцев с российскими госномерами в покое. Автовладельцы сразу обратили внимание на корень проблемы, думаю, нарушений станет меньше. Но все же 88 тысяч незарегистрированных машин – это 88 тысяч человек, с ними тоже нужно считаться.
Во многих регионах страны созданы рабочие группы, состоящие из представителей полиции, госслужащих, автолюбителей. Они призваны разработать предложения на рассмотрение Парламента и Правительства.
Асхат КАЛЖАНОВ

Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА

Колонка "Взгляд"