Наследники Победы

К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне в РК стартовала акция «Мы – наследники Победы». Недавно к ней присоединились и учащиеся детской школы искусств Каргалинского района.

Учащиеся класса аккордеона Инабат Есентаева и Ангелина Фалеева вместе с преподавателем Людмилой Целиковой организовали для тружениц тыла концерт «Споемте, друзья…».
Порадовали своим творчеством и воспитанницы Татьяны Реймер (класс фортепиано): Меруерт Кумарова, Варвара Ивахова, Инга Вагнер и Ангелина Малюшкова сыграли мелодии военных лет.
Труженица тыла Елена Еремина рассказала гостям о военном времени, лишениях, о том, что пришлось пережить.
– Выжить и выстоять помогла вера в то, что наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами, – напомнила она лейтмотив Победы.
По словам преподавателей школы, такие мероприятия очень важны в военно-патриотическом воспитании.
«Қарғалы-инфо»

Наследники Победы

2020 год проходит под знаком 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, поэтому уроки мужества, которые проводят со школьниками ветераны поискового движения, актуальны как никогда.
Гостями средней школы № 12 стали командир поискового отряда «Алия» Сергей Сысоенко, ветеран Афганской войны Амирхан Ваисов и лидер актюбинских поисковиков, учредитель общественного фонда «Боевое братство» Гумер Галеев. В этот ряд нужно добавить еще одного поисковика — учителя истории вышеназванной школы Айман Сайтбаталову.
— Это было лето 1989 года, я работала старшей пионервожатой школы № 12, — рассказывает Айман Хасановна. — Предстояла поездка в Новгородскую область. Методист ГДШ Галина Венгер спросила, кто хочет поехать. Конечно, я хотела! А как иначе, если мы росли на книгах о подвигах героев Великой Отечественной войны? Для моего поколения память о той войне — святое. Я ездила вместе с Акзадой Хайруллиной из Хромтау и скажу, что первая поездка незабываема, нас переполняли чувства гордости и патриотизма, хотя легко не было. В 1990-м и 1991-м мы поехали уже с отрядом «Алия» под руководством Сергея Сысоенко.
Первой находкой Айман Сайтбаталовой был безымянный череп.
— Я сидела и плакала над ним, — не скрывает эмоций собеседница. — Плакала от безысходности: а где весь скелет, а как имя солдата, которое нужно обозначить на плите братской могилы? После первой же поездки я начала приглашать своих друзей-поисковиков в нашу школу.
— Много ли школьников ездило с вами?
— Немного, человек пять. И только в первые годы. В силу объективных причин позднее возить детей не представлялось возможным. И жаль, ведь там ты понимаешь, что делаешь очень важное дело. То, что живые должны сделать для мертвых: предать земле их останки. В данном случае — с воинскими почестями, так как павшие в новгородских лесах — герои.
— Что наблюдалось в местах боев в первые годы поискового движения?
— Мы ходили по лесам со щупом и металлоискателем и находили непогребенных солдат почти на каждом шагу. Помню, наткнулись на блиндаж, где вместе со скелетами людей был скелет лошади. Блиндаж — это углубление, а значит, здесь всегда скапливается вода. Мы, стоя в болоте по колено, вылавливали из жижи фрагменты скелетов, оружия. Первый медальон девочка нашего отряда вытащила из дупла, когда мы сели отдохнуть. Так случайно солдату из Северо-Казахстанской области вернули имя. С его родственниками связалась Акзада Хайруллина, а в следующем году с нами в экспедицию поехал сын того солдата и установил мемориальную плиту на месте гибели отца.
— Как на школьников влияет участие в поисковой экспедиции?
— Сильно! Дело в том, что в школьной программе на уроках истории Вторая мировая война в целом, Великая Отечественная в частности представлены очень сжато, скупо (не более 6 часов). И если я не могу отправить в экспедицию каждого ученика, то приглашаю поисковиков для беседы с ребятами, они — самый яркий пример любви к Родине. Ветеранов осталось несколько человек на всю область — кто расскажет так, как рассказывали о войне в нашем детстве? Поисковики.
Необходимо добавить, что на здании СШ № 12 общественным фондом «Боевое братство» установлены мемориальные доски — памяти выпускников Анатолия Вакуленко и Александра Иванова, погибших в Афганистане при исполнении воинского долга. То есть пассивно информацию получает каждый входящий в здание. Старшеклассники, действительно, с большим интересом слушали старших товарищей, оживленно задавали вопросы, большинство озвучили желание поехать в экспедицию.
Было зачитано эссе выпускницы прошлых лет Валентины Гагауз «Память равна воскрешению», в котором прозвучало много, порой мистических, примеров, подтверждающих важность поиска. Учитель казахского языка Гульбаршин Жумашева рассказала историю своей семьи: ее отец всю жизнь искал сведения о старшем брате, пропавшем без вести, и утверждал, что предателей в их роду быть не может:
— Отец умер, не узнав о брате ничего, но благодаря социальным сетям мой брат вышел на поисковиков из Беларуси, которые нашли могилу дяди. Низкий им поклон!
О событиях 30-летней давности рассказал служивший в Афганистане Амирхан Ваисов:
— В войне нет ничего хорошего. Я исполнял гражданский долг, Родине был нужен в горячей точке. И когда сейчас слышу мнения о том, правы мы были или неправы, мне это неинтересно: я честен перед Родиной и народом.
Закончился урок мужества возложением цветов к памятнику командиру 312-й стрелковой дивизии Александру Наумову на улице его имени, за которым ухаживают учащиеся школы № 12.

Татьяна ВИНОГРАДОВА

® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель