Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Не столько ради денег, сколько для души!

Еще несколько лет назад владелица семейной пекарни была далека от предпринимательства. Сегодня же не мыслит своей жизни без любимого дела.

Мира Жумагалиева открыла в нашем городе семейную пекарню «Моголь». Работает она с марта 2018 года. Вроде бы пекарней актюбинцев нельзя удивить. Но это нечто особенное. И точкой общепита, в классическом понимании этого слова, заведение Миры Жумагалиевой как-то язык не поворачивается назвать. Это то место, где можно просто отдохнуть от городской суеты, выпить чашку ароматного чая или кофе, закусив свежей выпечкой или пирожным без каких-либо добавок, консервантов, улучшителей вкуса и запаха. Можно посидеть поработать на своем ноутбуке, благо есть бесплатный Wi-Fi. В самом названии кроется двойной смысл — с одной стороны, это семейный бизнес. С другой стороны, то место, куда можно прийти всей семьей.

— Мира, скажите, пожалуйста, кто вы по специальности?

— Знаете, раньше была такая профессия — товаровед. Я окончила наш кооперативный колледж. Затем был Карагандинский экономический университет, по окончании которого получила диплом менеджера по качеству товаров.

— Видели ли вы себя тогда в роли бизнесвумен?

— Нет и никогда об этом не задумывалась. Работала в государственной организации, потом в частной компании. Начинала с бухгалтера и дошла до руководителя компании, представляющей услуги сотовой связи. Собственно, я там до сих пор работаю. Наверное, став руководителем, начинаешь понимать: если бы это было мое, я бы сделала по-другому и гораздо лучше. Где-то мнения мое и учредителя расходились.

Однажды, кажется в 2015 году, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) пригласил на тренинг «Женщина и бизнес». Потом получилось так, что наша компания взяла в аренду помещение в старой части города. Хозяйка поставила условие — арендовать помещение полностью. В противном случае она его отдаст конкурентам. Но 90 квадратных метров для салона связи — это очень много. И конкурентам отдать нельзя, уж очень удобное расположение и проходимость. Думали, думали и решили печь булочки. А почему такая мысль пришла? Потому что наши девочки еду приносили с собой, так как поблизости негде было пообедать. Мы заходили на рынок общепита, будучи абсолютными дилетантами. Задачу поставили себе: чтобы было чисто, а потом уже и вкусно. И, естественно, за счет производства выпечки булочек отбивать аренду плюс небольшая прибыль. И хотя это не было основным производством, но вариант выстрелил! А затем срок аренды подошел к концу. Хозяйка решила сама заняться этим бизнесом. И вы знаете, я этот момент встретила с облегчением. Потому что мы с семьей уже начали реализовывать проект пекарни. Строительство началось в 2017 году.

— А как вы пришли к этому проекту — семейной пекарне «Моголь»?

— Я была беременна третьим ребенком. Почему-то здесь стало трудно дышать. Захотелось свежего воздуха и красоты вокруг. В 2017 году с сестренкой и младшей дочкой полетели в Майами (США). И там у океана нашла семейную пекарню, которая открывалась в шесть утра. Я стала ее постоянным посетителем. Завтракала там и ужинала. Мне так там нравилось! Я уже родила ребенка, подходило время к отъезду. Но вдруг стала понимать, что вот этой пекарни мне не будет хватать. Это то место, по которому буду сильно скучать. Захотелось создать нечто подобное в своем родном городе. Звонила мужу, и по телефону мы обсуждали предстоящий проект. Из-за разницы во времени выдалась бессонная неделя, в течение которой удаленно оформляла сделку покупки здания, в котором сейчас и находится «Моголь».

— Чем зацепила вас американская семейная пекарня?

— Там всегда тепло встречали. Об этом я и сейчас говорю девочкам, работающим в «Моголе». У нас здесь два года одни и те же гости. Почти всех знают по имени. Так и в Майами. Уютная, почти домашняя обстановка. Какая-то атмосфера спокойствия, которую мы создаем и здесь.

— Для создания такой атмосферы в первую очередь необходим соответствующий дизайн.

— Это правда. По приезде в Актобе я уже четко знала, что хочу и как это будет выглядеть. Дизайнер, к которому обратилась, часто посещала Штаты. Мы с ней сразу поняли друг друга. Поэтому все сделали быстро. Сам ремонт шел около двух месяцев.

— Если не секрет, во сколько вам обошелся проект?

— В БВУ мы взяли кредит 84 миллиона тенге в 2017 году. Сроком на три года под 14 процентов годовых. Через фонд «Даму» в рамках программы «ДКБ-2020» 10 процентов субсидируется государством. То есть фактически нам кредит обошелся под 4 процента годовых. Но пришлось еще вложить 40 миллионов собственных средств. При поддержке ЕБРР мы получили консалтинговые услуги: маркетинг, брендирование. Они обошлись около 2 миллионов тенге, из которых ЕБРР вернул 60 процентов в качестве безвозмездного гранта.

— Государственная поддержка бизнеса сильна ощутима?

— Конечно. Оказывается, есть масса программ, о которых многие не знают. «ДКБ-2020» очень сильно помогла. Я, конечно, могла бы взять кредит в коммерческом банке под большие проценты, но как бы пошел мой бизнес, даже не представляю.

— Напомните, как прошла презентация семейного кафе? Насколько я знаю, вы пошли нетривиальным путем.

— Все, кто занимается PR, предлагают одно и тоже. Надо поставить арку из шаров, пригласить ведущего. Выставляют чек — около полумиллиона тенге. Я от этого отказалась. Взять полмиллиона тенге и просто их пустить на воздух в момент открытия, когда они еще не заработаны? Стараюсь всегда слушать внутренний голос. И он мне подсказывает, что это не мое. Мы пошли другим путем. Мои дети тогда учились в 9-й гимназии. Каждый из нашей семьи просто пригласил своих знакомых. Открытие состоялось на Наурыз, 23 марта 2018 года. Был полный зал. Это здорово! Все сработало безо всякого PR. Заработало сарафанное радио, люди стали приходить. Наверное, можно было дать какую-то рекламную информацию в СМИ, соцсетях, спорили и по этому поводу. Но я посчитала, что мы еще не настолько крутые, чтобы это делать.

Сейчас у нас есть страничка в Instagram. Там 8 тысяч подписчиков. Это не так много, но все они живые люди, а не накрученные просмотры и подписчики. Хотя одна компания нам предлагала подобную услугу в соцсетях. Мы отказались — как-нибудь сами.

— Есть ли у вас постоянные гости? Как-то не могу даже в вашей пекарне их назвать клиентами или посетителями.

— Конечно. И, как правило, у каждого свое излюбленное место. По нашим подсчетам, к нам приходит от 50 до 80 постоянных гостей в день. Кто-то ежедневно, кто-то раз в неделю.

— Что вы можете предложить посетителям?

— Выпечку, пирожные, разные сорта хлеба, включая бездрожжевой. Все всегда свежее. Как правило, на следующий день ничего не остается. К нам за хлебом даже из Заречного приезжают.

— Сколько средний чек вашей пекарни?

— 2-2,5 тысячи тенге.

— Семейная пекарня «Моголь». Это франшиза или же своя разработка?

— Это собственный проект. Добавлю, что мы зарегистрировали бренд. Наоборот, к нам уже обращались из Актау и Шымкента с просьбой продать франшизу. И теперь мы уже стоим на следующем этапе развития бизнеса – будем упаковывать франшизу.

— Спасибо за интервью!

Владимир БУРЬЯНОВ

Фото Аслана МУСЕНОВА

 

Колонка "Взгляд"