Вместе с технологическим прогрессом развиваются и мошеннические схемы. Расскажем о новых и актуальных способах обмана граждан, с которыми столкнулись казахстанцы в этом году.
Телефонные звонки и сообщения от лжесотрудников госструктур
С начала 2024 года распространилась схема мошенничества, когда гражданам звонят либо направляют по электронной почте, через sms, мессенджеры WhatsApp или Telegram письма/сообщения от руководителей государственных органов и квазигосударственного сектора. Казахстанцев предупреждают о неких проблемах и рекомендуют следовать инструкциям. Чаще всего такие звонки и письма рассылаются якобы от лица Комитета национальной безопасности РК и правоохранительных органов.
Мнимые сотрудники сообщают о подозрительных операциях на банковском счете (в т. ч. финансировании террористических групп и т. д.) и требуют оказать содействие в проведении спецоперации. Как правило, такая операция заключается в необходимости оформить кредит, а деньги нужно перечислить на специальный счет псевдосотрудника. Для убедительности могут быть направлены квитанции/документы на официальном бланке ведомства или от имени частных судебных исполнителей (фотография служебных удостоверений, распечатанных поручений и приказов с печатями и подписями), что на самом деле является подделкой.
Мошенничество под предлогом социальной помощи и благотворительности
Во время природных катаклизмов и чрезвычайных ситуаций мошенники активизируются, чтобы заработать на чужом горе. Так, под видом сбора средств пострадавшим от паводков мошенники распространяют фишинговые ссылки с объявлением о выплате единовременных пособий от государства. Например, с таким громким названием: «Компенсация пострадавшим от паводков в размере 3 млн тенге». Для того чтобы фейковые объявления выглядели правдоподобными, преступники используют названия казахстанских банков и государственных органов. К примеру, в социальных сетях Facebook, Instagram, Telegram публикуются посты о выплате компенсации от Минтруда и социальной защиты совместно с Halyk Bank, а также о выходе нового постановления Министерства финансов. В вижуале используются логотипы и элементы брендбука организаций, а также Герб Республики Казахстан.
Прикрываются мошенники и благотворительной деятельностью, в которую часто бывают вовлечены блогеры и селебрити. Знаменитости открывают сборы, участвуют в различных акциях, организовывают прямые эфиры с целью собрать нужную сумму денег. Злоумышленники используют их фотографии, объявляя сбор средств от лица знаменитостей, выдумывают фонды, чтобы не связываться с существующими. Хотя особо рисковые не боятся называть и реальные фонды, чтобы выглядеть солиднее.
Розыгрыши, конкурсы, опросники – ловушки для доверчивых пользователей
Мошенники рассылают ссылки, содержащие просьбы о голосовании за детей, информацию о розыгрыше призов, либо это опросник за денежное вознаграждение. При переходе пользователя по ссылке злоумышленники получают параллельный (дополнительный) доступ к аккаунтам граждан в WhatsАpp и Telegram. Далее уже с их аккаунта злоумышленники отправляют текстовые сообщения знакомым контактам из телефонной книги потенциальной жертвы с просьбой срочно (под разными предлогами) занять деньги, перевести их на номер карты. Получателей таких сообщений мошенники вводят в заблуждение, и многие принимают подобную просьбу за реальную.
Источник fingramota.kz
Фото из открытых интернет-источников