О чем говорят куклы

VI международный фестиваль театров кукол Аssalaumagaleikum завершился триумфально! Об этом говорят все, кто на нем был – от самых маленьких зрителей до корифеев жанра. «АВ» пытался разобраться не только в восторгах, но и в проблемах современного театра кукол. Об этом в нашем фоторепортаже с комментариями.

Областной театр кукол Ферганы стал открытием Аssalaumagaleikum-2022. Гости из Узбекистана – Джамолдин Фархытдинов, Зилола Болтабоева, Полатджан Таштемиров, Шокирходжа Ахмедов и Насиба Сабирдинова – получили диплом за лучший актерский ансамбль. Вот что рассказали они о себе:
– Открылись мы по инициативе народной артистки СССР Бернары Кариевой и драматурга Инама Турсунова в 1989-м как Центр детского развития. Сразу же всех членов труппы приняли на заочное отделение Ташкентского театрально-художественного института имени Островского. Первым спектаклем был «Сырлы сандык», в 1993-м театр получил статус государственного. Сейчас в городском парке имени Ахмата Фаргани завершается строительство театра кукол. Ездить на фестивали мы начали только в этом году, когда полностью открылись границы после смены политической власти. А в марте 2022-го даже подписали меморандум о взаимном сотрудничестве с Душанбинским госте-
атром кукол «Лухтак».


В Актобе гостям понравилось настолько, что их представители в виде двух кукол остались в театре «Алақай». Пример же Насибы Сабирдиновой – яркое подтверждение тому, как человек увлечен работой: с собой в Казахстан актрисе пришлось брать маленькую дочку Махинур.

На Аssalaumagaleikum ферганцы привезли спектакль «Музыкальная чайхана» Сергея Седухина, а в составе делегации были сам автор (в середине фото), директор театра кукол Ферганы Таваккал Султанов (справа) и начальник репертуарно-редакционной коллегии Министерства культуры РУ Шорустам Абидов (слева).
– Государственных театров кукол в Узбекистане 10, плюс один частный. В ближайших планах открытие еще двух государственных, – рассказал представитель Министерства. – Выезжать за рубеж мы начали только в этом году, и в Турции «Музыкальная чайхана» был признан лучшим спектаклем. Сейчас нас ждут в Иране, Санкт-Петербурге, в Таджикистане и на фестивале имени Образцова.
– Узбекский театр кукол имеет три типа – театр Петрушки, театр марионеток и театр теней. Последний сегодня в самостоятельном виде встречается крайне редко, в основном его используют как элемент в различных постановках, – посетовал Сергей Седухин. – Общая картина с жанром на постсоветском пространстве примерно одинакова, а вот тенденции разные. Появились центры притяжения, но пугает доминирование живого плана, что ведет к деградации актеров театра кукол. Да, с куклой работать тяжело. Резо Габриадзе считает, что в кукольнике живут сначала механик, потом биомеханик. Или кукла на переднем плане, или театр кукол умер.
Шорустам Абидов поддержал коллегу:
– Да, доминирование живого плана пугает, что действительно ведет к деградации жанра. Началось это в 1980-е, но тогда все делалось тонко. Например, если выходил актер без куклы, он выходил в маске: живое лицо не допускалось. И тут нужно добавить о комплексе актера: я учился, чтобы быть узнаваемым, а меня никто не видит. Им хочется подать себя, в то время как в театре кукол зритель должен видеть куклу. Ну и подготовка кадров почти на нуле. Нужные факультеты открываются, но профессионалов, которые могут готовить качественных специалистов, нет.

Рабочий момент форума. Менеджер по зрителям театра «Алақай» Гульнар Бисенгалиева и директор Асия Курманалина.

Кызылординский театр кукол «Нартайдың бүлдіршіндері» открылся в 2004 году как труппа при драмтеатре имени Нартая Бекежанова. Режиссер Куляш Жанмуратова согласно диплому – актриса театра кукол (Алма-Атинский государственный институт театра и кино, 1991 год). Она сообщила, что в репертуаре труппы 20 постановок:
– В месяц мы даем до шестнадцати спектаклей. Бутафорский цех Кызылординского театра кукол не делает, приходится их где-нибудь заказывать. Наше управление культуры труппу поддерживает во всем, поэтому жаловаться не на что. Опыт Аssalaumagaleikum-2022 наш первый фестивальный, и уже получено приглашение на гастроли от Еркебулана Кабдыла из Алматинского театра кукол.
Заметим, что сказку «Ұр, тоқпақ!» (6 лет+) кызылординцы подали в форме диалога со зрительным залом, синтезировав сюжет с обсуждением казахских традиций.

Ученик Натальи Сац, заслуженный деятель Кыргызской Республики Нурлан Асанбеков является худруком Кыргызского государственного театра кукол имени М. Жангазиева.
– В 1990-е я посмотрел «Макбет» в постановке японского театра марионеток и понял, что Шекспира можно подавать и в таком варианте, – рассказывает о себе худ­рук. – Следом, еще в Ленинграде, посмотрел постановку Резо Габриадзе, поэтому, когда в 2018-м Сатылган Садаев пригласил меня в театр кукол, я с удовольствием поставил «Мальчик-с-пальчик». В театре кукол сложнее, он многоплановый, требует сначала четко выработанной концепции, большой нагрузки на сценографию… В Киргизии два театра кукол, и этого катастрофически мало: он должен быть в каждой области. Главной проблемой в этом вижу недопонимание роли этого жанра в воспитательном процессе, в эстетизации детей. Для этого нужно финансирование. Поверьте, проблем в обществе убавится, если мы серьезно отнесемся к театру кукол.

В жюри актюбинского фестиваля, как обычно, работали профессионалы высочайшего уровня. Дина Давлетшина, театральный критик из Уфы (Башкортостан), Сания Кабдиева, профессор, завкафедрой истории и теории театрального искусства КазНАИ имени Т. Жургенова, Бекпулат Парманов, главный режиссер Государственного академического русского театра драмы имени М. Горького (Астана) и Давид Бурман, режиссер и продюсер, президент и директор Международного фестиваля КУКАРТ. Члены жюри дали обстоятельные анализы каждого спектакля, а их мнение об Аssalaumagaleikum-2022 было исключительно восторженным.
Бекпулат Парманов заметил, что первый фестиваль и нынешний очень разнятся по уровню, Давид Бурман похвалил актюбинцев за смелость проведения единственного в Казахстане форума театров кукол.

Диплом за лучшую сценографическую концепцию Сания Кабдиева вручила Асие Курманалиной.
– Она собрала международную семью под крышей «Алақая», – заметила Сания Дуйсенхановна. – В Японии есть понятие национального достояния. Асию Курманалину нужно объявить национальным достоянием Казахстана, она это давно заслужила.

Дипломы за лучшие спектакли вручила замруководителя управления культуры, архивов и документации Маншук Балмагамбетова шымкентцам за спектакль «Асыл шөп» (режиссер Макпал Малдыбаева) и алматинцам за постановку «Абай. Впечатления» (режиссер Антон Зайцев)

На постановки первого дня фестиваля были приглашены самые юные воспитанники Актюбинского художественного лицея. На закрытии форума рисунки ребят, представляющие сцены из понравившихся спектаклей, были выставлены не только на обозрение – их можно было взять на память.

Шолпан Имангалиева и Гульнар Кенжегалиева представляли театр кукол «Алтын сака», работающий при фонде развития казахского языка, культуры и спорта «Достар» Саратовской области. Театр открылся в начале года, а уже в феврале был дан спектакль «Алдар Косе». На фестивале алматинцы подарили им сундук кукол!

Вот она, целевая аудитория театров кукол. Посмотрите на лица юных зрителей и введите семейную традицию по выходным посещать «Алақай».

Вопреки обстоятельствам

О том, насколько кукольники фанаты, говорит опыт участия жезказганцев (сейчас это Улытауская область): желание пообщаться с коллегами было настолько сильным, что труппу не смутило отсутствие постановки.
– Я – выпускница Кыргызского государственного университета культуры имени Бейшеналиевой и ученица Галины Есенеевой, – рассказала актриса Зере Турсымуратова. – В Жезгазганский театр кукол пришла 14 лет назад. Театр открылся в 1985 году 9 мая спектаклем «Айболит». Примерно в 1997 году здание продали под ночной клуб, а нас оптимизировали с драмтеатром имени Серке Кожамкулова. Две премьеры в сезон мы даем (с аншлагом!) в неприспособленном малом зале, гримерок нет. Кстати, прежнее здание театра кукол по-прежнему имеет статус коммерческого с увеселительным уклоном, сегодня выставлено на продажу, но разговоры о способствовании театру кукол наша исполнительная власть ведет. В труппе не больше десяти актеров, режиссер, бутафорский цех и в одном лице механик и художник-постановщик.

Татьяна ВИНОГРАДОВА
Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА

..............................................................®За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель................................................................