Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

VI международный фестиваль театров кукол Аssalaumagaleikum завершился триумфально! Об этом говорят все, кто на нем был – от самых маленьких зрителей до корифеев жанра. «АВ» пытался разобраться не только в восторгах, но и в проблемах современного театра кукол. Об этом в нашем фоторепортаже с комментариями.

Областной театр кукол Ферганы стал открытием Аssalaumagaleikum-2022. Гости из Узбекистана – Джамолдин Фархытдинов, Зилола Болтабоева, Полатджан Таштемиров, Шокирходжа Ахмедов и Насиба Сабирдинова – получили диплом за лучший актерский ансамбль. Вот что рассказали они о себе:
– Открылись мы по инициативе народной артистки СССР Бернары Кариевой и драматурга Инама Турсунова в 1989-м как Центр детского развития. Сразу же всех членов труппы приняли на заочное отделение Ташкентского театрально-художественного института имени Островского. Первым спектаклем был «Сырлы сандык», в 1993-м театр получил статус государственного. Сейчас в городском парке имени Ахмата Фаргани завершается строительство театра кукол. Ездить на фестивали мы начали только в этом году, когда полностью открылись границы после смены политической власти. А в марте 2022-го даже подписали меморандум о взаимном сотрудничестве с Душанбинским госте-
атром кукол «Лухтак».


В Актобе гостям понравилось настолько, что их представители в виде двух кукол остались в театре «Алақай». Пример же Насибы Сабирдиновой – яркое подтверждение тому, как человек увлечен работой: с собой в Казахстан актрисе пришлось брать маленькую дочку Махинур.[divider]

На Аssalaumagaleikum ферганцы привезли спектакль «Музыкальная чайхана» Сергея Седухина, а в составе делегации были сам автор (в середине фото), директор театра кукол Ферганы Таваккал Султанов (справа) и начальник репертуарно-редакционной коллегии Министерства культуры РУ Шорустам Абидов (слева).
– Государственных театров кукол в Узбекистане 10, плюс один частный. В ближайших планах открытие еще двух государственных, – рассказал представитель Министерства. – Выезжать за рубеж мы начали только в этом году, и в Турции «Музыкальная чайхана» был признан лучшим спектаклем. Сейчас нас ждут в Иране, Санкт-Петербурге, в Таджикистане и на фестивале имени Образцова.
– Узбекский театр кукол имеет три типа – театр Петрушки, театр марионеток и театр теней. Последний сегодня в самостоятельном виде встречается крайне редко, в основном его используют как элемент в различных постановках, – посетовал Сергей Седухин. – Общая картина с жанром на постсоветском пространстве примерно одинакова, а вот тенденции разные. Появились центры притяжения, но пугает доминирование живого плана, что ведет к деградации актеров театра кукол. Да, с куклой работать тяжело. Резо Габриадзе считает, что в кукольнике живут сначала механик, потом биомеханик. Или кукла на переднем плане, или театр кукол умер.
Шорустам Абидов поддержал коллегу:
– Да, доминирование живого плана пугает, что действительно ведет к деградации жанра. Началось это в 1980-е, но тогда все делалось тонко. Например, если выходил актер без куклы, он выходил в маске: живое лицо не допускалось. И тут нужно добавить о комплексе актера: я учился, чтобы быть узнаваемым, а меня никто не видит. Им хочется подать себя, в то время как в театре кукол зритель должен видеть куклу. Ну и подготовка кадров почти на нуле. Нужные факультеты открываются, но профессионалов, которые могут готовить качественных специалистов, нет.[divider]

Рабочий момент форума. Менеджер по зрителям театра «Алақай» Гульнар Бисенгалиева и директор Асия Курманалина. [divider]

Кызылординский театр кукол «Нартайдың бүлдіршіндері» открылся в 2004 году как труппа при драмтеатре имени Нартая Бекежанова. Режиссер Куляш Жанмуратова согласно диплому – актриса театра кукол (Алма-Атинский государственный институт театра и кино, 1991 год). Она сообщила, что в репертуаре труппы 20 постановок:
– В месяц мы даем до шестнадцати спектаклей. Бутафорский цех Кызылординского театра кукол не делает, приходится их где-нибудь заказывать. Наше управление культуры труппу поддерживает во всем, поэтому жаловаться не на что. Опыт Аssalaumagaleikum-2022 наш первый фестивальный, и уже получено приглашение на гастроли от Еркебулана Кабдыла из Алматинского театра кукол.
Заметим, что сказку «Ұр, тоқпақ!» (6 лет+) кызылординцы подали в форме диалога со зрительным залом, синтезировав сюжет с обсуждением казахских традиций.[divider]

Ученик Натальи Сац, заслуженный деятель Кыргызской Республики Нурлан Асанбеков является худруком Кыргызского государственного театра кукол имени М. Жангазиева.
– В 1990-е я посмотрел «Макбет» в постановке японского театра марионеток и понял, что Шекспира можно подавать и в таком варианте, – рассказывает о себе худ­рук. – Следом, еще в Ленинграде, посмотрел постановку Резо Габриадзе, поэтому, когда в 2018-м Сатылган Садаев пригласил меня в театр кукол, я с удовольствием поставил «Мальчик-с-пальчик». В театре кукол сложнее, он многоплановый, требует сначала четко выработанной концепции, большой нагрузки на сценографию… В Киргизии два театра кукол, и этого катастрофически мало: он должен быть в каждой области. Главной проблемой в этом вижу недопонимание роли этого жанра в воспитательном процессе, в эстетизации детей. Для этого нужно финансирование. Поверьте, проблем в обществе убавится, если мы серьезно отнесемся к театру кукол. [divider]

В жюри актюбинского фестиваля, как обычно, работали профессионалы высочайшего уровня. Дина Давлетшина, театральный критик из Уфы (Башкортостан), Сания Кабдиева, профессор, завкафедрой истории и теории театрального искусства КазНАИ имени Т. Жургенова, Бекпулат Парманов, главный режиссер Государственного академического русского театра драмы имени М. Горького (Астана) и Давид Бурман, режиссер и продюсер, президент и директор Международного фестиваля КУКАРТ. Члены жюри дали обстоятельные анализы каждого спектакля, а их мнение об Аssalaumagaleikum-2022 было исключительно восторженным.
Бекпулат Парманов заметил, что первый фестиваль и нынешний очень разнятся по уровню, Давид Бурман похвалил актюбинцев за смелость проведения единственного в Казахстане форума театров кукол.[divider]

Диплом за лучшую сценографическую концепцию Сания Кабдиева вручила Асие Курманалиной.
– Она собрала международную семью под крышей «Алақая», – заметила Сания Дуйсенхановна. – В Японии есть понятие национального достояния. Асию Курманалину нужно объявить национальным достоянием Казахстана, она это давно заслужила. [divider]

Дипломы за лучшие спектакли вручила замруководителя управления культуры, архивов и документации Маншук Балмагамбетова шымкентцам за спектакль «Асыл шөп» (режиссер Макпал Малдыбаева) и алматинцам за постановку «Абай. Впечатления» (режиссер Антон Зайцев)[divider]

На постановки первого дня фестиваля были приглашены самые юные воспитанники Актюбинского художественного лицея. На закрытии форума рисунки ребят, представляющие сцены из понравившихся спектаклей, были выставлены не только на обозрение – их можно было взять на память.[divider]

Шолпан Имангалиева и Гульнар Кенжегалиева представляли театр кукол «Алтын сака», работающий при фонде развития казахского языка, культуры и спорта «Достар» Саратовской области. Театр открылся в начале года, а уже в феврале был дан спектакль «Алдар Косе». На фестивале алматинцы подарили им сундук кукол![divider]

Вот она, целевая аудитория театров кукол. Посмотрите на лица юных зрителей и введите семейную традицию по выходным посещать «Алақай».[divider]

Вопреки обстоятельствам

О том, насколько кукольники фанаты, говорит опыт участия жезказганцев (сейчас это Улытауская область): желание пообщаться с коллегами было настолько сильным, что труппу не смутило отсутствие постановки.
– Я – выпускница Кыргызского государственного университета культуры имени Бейшеналиевой и ученица Галины Есенеевой, – рассказала актриса Зере Турсымуратова. – В Жезгазганский театр кукол пришла 14 лет назад. Театр открылся в 1985 году 9 мая спектаклем «Айболит». Примерно в 1997 году здание продали под ночной клуб, а нас оптимизировали с драмтеатром имени Серке Кожамкулова. Две премьеры в сезон мы даем (с аншлагом!) в неприспособленном малом зале, гримерок нет. Кстати, прежнее здание театра кукол по-прежнему имеет статус коммерческого с увеселительным уклоном, сегодня выставлено на продажу, но разговоры о способствовании театру кукол наша исполнительная власть ведет. В труппе не больше десяти актеров, режиссер, бутафорский цех и в одном лице механик и художник-постановщик.[divider]

Татьяна ВИНОГРАДОВА
Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА

Колонка "Взгляд"