О внедрении четвертого уровня бюджета и коммунальной собственности местного самоуправления

В рамках 98-го шага Плана нации «100 конкретных шагов» принят закон по вопросам развития местного самоуправления (МСУ), предусматривающий внедрение бюджета 4-го уровня и коммунальной собственности МСУ на уровне города районного значения, села, поселка, сельского округа.
С 1 января 2018 года бюджет МСУ, как 4-й уровень государственного бюджета, внедрен в 45-ти сельских округах Актюбинской области с численностью населения свыше 2 тыс. человек. С 1 января 2020 года будет внедрен в 97-ми сельских округах Актюбинской области с численностью населения менее 2 тыс. человек.
Введение самостоятельного бюджета позволило расширить финансовые возможности сельских округов и усилить роль МСУ в решении вопросов местного значения путем получения налогов напрямую в свой бюджет. В бюджет сельского округа передано 7 видов налоговых поступлений и другие неналоговые поступления, а также 19 направлений расходов.
В соответствии с Законом РК «О местном государственном управлении и самоуправлении» местное самоуправление осуществляется местным сообществом, т.е. населением, проживающим на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
Сообщества могут самостоятельно решать вопросы местного значения под свою ответственность. Для их решения избранные руководители местного самоуправления и члены местного сообщества имеют возможность управлять финансовыми ресурсами.
При этом доходная часть самостоятельного бюджета МСУ будет состоять из собственных доходов (налоговые и неналоговые поступления), субвенций из районного бюджета и целевых трансфертов из вышестоящих бюджетов.
Доходные источники местного самоуправления формируются за счет:
– доходов от имущественного найма (аренды) государственного имущества, находящегося в управлении акимов города районного значения, села, поселка, сельского округа;
– добровольных сборов физических и юридических лиц;
– платы за размещение наружной (визуальной) рекламы;
– штрафов, взимаемых акимами города районного значения, села, поселка, сельского округа за административные правонарушения, предусмотренные Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях;
– иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
Процесс формирования и исполнения финансов местного самоуправления регулируется законодательством, где описаны процедуры, начиная с открытия счета местного самоуправления и расходования средств.
Эффективное управление финансами местного самоуправления включает несколько шагов:
1. Прогнозирование. То есть какие объемы финансовых средств будут доступны в текущем году и на решение каких вопросов местного значения они будут направлены. Организация регулярного своевременного анализа финансовых возможностей местного самоуправления дает ценную информацию о текущем и будущем состоянии финансов местного самоуправления. Регулярный анализ может выявить потенциальные риски или возможности, необходимые для своевременного принятия решений, что позволит финансировать вопросы, поставленные местным сообществом.
2. Оценка нужд и потребностей местного сообщества. Это позволяет правильно спланировать расходы местного самоуправления, узнать, какие вопросы требуют решения в первую очередь, а какие вопросы можно решить силами местного сообщества.
3. Определение приоритетов. Расставление текущих и будущих приоритетов позволяет сформировать актуальный план финансирования расходов МСУ и финансировать вопросы, решение которых в первую очередь ожидают члены местного сообщества.
4. Оценка достигнутых результатов. Мониторинг и оценка исполнения плана финансирования МСУ дают новые знания: что было сделано эффективно и своевременно, какие результаты были достигнуты, а какие нет. Результаты оценки могут помочь в будущем более эффективному планированию, избежать повторения прошлых упущений и своевременно принимать корректирующие решения.
Рахым МЫНБАЕВ,
руководитель департамента казначейства по Актюбинской области