Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Остановите, я сойду!

Автобусная остановка должна не только укрывать ожидающего рейса человека от дождя и палящего солнца, но и считается малой архитектурной формой, призванной украшать город.

[box type=»shadow» ]Нормы при установке павильонов и навесов на остановочных пунктах

1. Желательно строить с защитой от непогоды, а в местах с жарким климатом и от прямых солнечных лучей.
2. В городах с суровым климатом павильоны должны защищать не только от осадков, но и от сильных ветров.
3. Павильоны и навесы не должны загораживать обзор водителям транспортных средств и мешать движению пешеходов. Их следует выполнять из облегченных конструкций или сборных элементов. Архитектурное оформление может быть различным и должно согласовываться с отделами главных архитекторов городов.
4. Должны быть оборудованы скамьями.
5. Посадочные площадки, павильоны и навесы должны быть очищены от мусора, снега и льда. За очистку и уборку площадок на промежуточных остановочных пунктах отвечают отделы благоустройства или подразделения, выполняющие их функции.[/box]
В суете житейских будней, торопясь на привычный маршрут, мы не всегда обращаем внимание на остановочные павильоны. Неудобства порой компенсируются недолгим ожиданием автобуса. Но когда промерзнешь до костей, устанешь стоять, ожидая свой рейс, понимаешь: остановка должна быть удобной для пассажиров общественного транспорта.
В Актобе остановок либо не хватает в связи с ростом населения и активной застройкой, либо имеющиеся очень низкого качества.
Руководитель отдела по земельным отношениям Ислам Избасканов разъяснил, какие предъявляются требования для выдачи земель под остановки:
— Во-первых, идет тенденция к остановочным павильонам теплого типа. Это обусловлено климатом региона. Летом — пыль, жара, а зимой — ветер, мороз. Аким города поручил отделу архитектуры разработать дизайн по установке защитных конструкций с учетом пожеланий населения.
Во-вторых, если говорить о нареканиях по старым остановкам, то работы по ним много. Ввиду принципа, что закон обратной силы не имеет, их существование придется принимать. Все они находятся на правах аренды, только по истечении этого срока можем требовать с арендаторов обустраивать площадки согласно новой концепции. Позволяется открывать в павильоне торговую точку, но при этом необходимо обеспечивать условия для людей, ожидающих автобусы.
По его словам, прошлым летом земельный комитет выставлял на аукцион 36 участков для оборудования остановок, но инвесторов не нашлось. Чаще всего арендатор сдает павильон в субаренду, получая ежемесячную прибыль. Этому земельный комитет не препятствует, ведь создаются благоприятные условия для поддержки малого бизнеса. Главное требование госоргана – сохранять статус и функциональность остановочного павильона.
В отделе архитектуры, который занимается эстетическим оформлением точек, следит за визуальным внешним обликом, нам пояснили, что своевременно реагируют на жалобы со стороны населения. Для этого есть отдельный чат с владельцами остановок, мониторятся соцсети. Жалобы и пожелания пассажиров не остаются без внимания. Решаются вопросы с размещением рекламных фото-, видеоматериалов.

[box type=»shadow» ]К сведению жителей

За умышленную порчу имущества в общественных местах, это касается и остановок, предусмотрена статья 294 УК РК «Вандализм». По закону виновникам грозит штраф в размере 160 МРП либо исправительные работы на срок до 160 часов или же арест до 40 суток. В отношении несовершеннолетних по этой статье штраф налагается на родителей или лиц, их заменяющих, в размере 15 МРП.
МРП в 2022 году составляет 3 063 тенге.[/box]

Осторожно, двери закрываются!

На улице Братьев Жубановых, к примеру, оборудованы две остановки нового типа, они в меру теплые. Ожидающие автобус посетовали, что к 8 утра, когда многие спешат на работу, в школу, павильон еще закрыт, а вечерами часто нет света. Одно радует, что есть возможность укрыться от непогоды, особенно в холодное время года. Сейчас не редкость, когда можно ждать транспорт в комфорте, заглянув тут же в магазин или кафе. Поговорив с арендаторами, мы узнали, что уход за площадками возложен на них. Кто-то нанимает техперсонал, некоторые сами обеспечивают порядок и комфорт.
Кстати, руководитель отдела по земельным отношениям Ислам Избасканов отметил, что по новым требованиям остановки будут открыты с 6.00, с момента работы утренних рейсов автобусов, до 22.00. Совместное решение принимается с отделами ЖКХ.

Временно доступен

Остановки нового типа внедряются в Актобе третий год. По договору арендаторы должны соблюдать триединство принципов: санитарного, экологического и строительного. Подведение коммуникаций также возложено на инвесторов. Насколько добросовестно относятся они к делу — вопрос морали. Многим арендаторам главное — переложить ответственность на субарендаторов и получать прибыль. С таким подходом срок продления аренды будет под вопросом, несоблюдение социальной нагрузки грозит расторжением договора.
Есть у нас конструкции, которые вроде и соответствуют требованиям, но от непогоды не спасают. Людям предлагают довольствоваться козырьком. К примеру, остановки старого образца на «Электроне», у гуманитарного колледжа по улице Есет батыра.
После нашего обращения Ислам Избасканов выехал на место, поговорил с арендаторами.
— Старые остановки с точками общепита, кулинарными магазинами сданы в аренду в 2018 году сроком до трех, пяти лет. У многих срок заканчивается в этом году. Для продления договоров разработаны дополнительные соглашения, внесены требования по реставрации, улучшению облика остановки. Если владельцы не согласятся, проведем аукцион по выбору инвестора.
На вопрос, что делать, если людей не пускают греться в подобные торговые объекты, он ответил:
— Если поступит такой сигнал, наши специалисты выедут на место, привлекут к ответственности арендатора. С нынешнего года ужесточим требования по входу в теплую остановку через магазин. Это заставит хозяев раньше открывать точку, чтобы пассажиры не мерзли на улице.

Старое — не новое

Как быть с наболевшей проблемой непрактичности остановок? Стеклянных аквариумов в городе достаточно: остановка летного училища, на Батыс-2, Центральном стадионе, ряде других. Поток пассажиров в часы пик сконцентрирован именно здесь.
— Стеклянные остановки тоже находятся в аренде. В районе Батыс введен временный запрет на строительство остановок, работы в этом направлении там начнутся с потеплением и асфальтированием дорог, — объяснил руководитель отдела земельных отношений. — Согласен, людям приходится терпеть неудобства. Работаем с руководством отдела ЖКХ по установке павильонов согласно автобусному пути. Например, по улице Мангилик Ел будет объявлен аукцион по аренде земли для оборудования павильона. С этого года земля под торговые и остановочные павильоны будет реализовываться посредством торгов с использованием электронной площадки gosreestr.kz.
Еще один факт: дизайн и проект остановок согласовывает отдел архитектуры в зависимости от цветовой гаммы района и места. Отдел земельных отношений полностью отвечает за проведение аукциона по продаже земли для остановок крытого типа с возможностью открытия бизнеса. Если не находится инвестор, места переходят на баланс
отдела ЖКХ.

Перспектива для инвестора

— Улица Маресьева, начиная от остановки «Стадион АЗХС» до областной больницы, на всем протяжении маршрута не оснащена ни одной конструкцией для ожидания автобусов. Только скопление людей наводит на мысль, что это и есть остановка, хотя рядом хорошая инфраструктура: школы, детские сады, учебные заведения и офисы. Есть ли какие-то требования к таким многолюдным местам?
— Есть понятие «перспектива для инвестора», – пояснил Ислам Избасканов. — Для застройщика важна многолюдность и востребованность маршрутов. По улицам Маресьева, как и по Есет батыра, по строительным нормам невозможно установить павильон. Это будет создавать помехи видимости для транспортного потока, трудности для пешеходов.
На улице Рыскулова, начиная от типографии до политехнического колледжа, места ожидания общественного транспорта всегда пустуют. Население этих районов спешит к остановкам по улицам Братьев Жубановых или Макаренко. Ситуацию прокомментировал специалист ТОО «Автопарк» Руслан Жылкаманов:
— Начиная с этой недели по улице Рыскулова продолжит курсировать 28-й маршрут. На линию выпущено четыре автобуса марки «ПАЗ» с интервалом в 20 минут. В будущем планируется увеличить
их количество.
Дополнительно в ТОО сообщили, что в связи с оптимизацией 27 маршрута из-за низкого пассажиропотока нынешний маршрут охватит остановки 27 автобуса.

Нургуль АРИНОВА

Колонка "Взгляд"