Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Осторожно, за рулем камикадзе

Человеческий фактор — главное в ДТП. Пока мы не научимся правильно вести себя на дорогах, статистика аварий будет неуклонно расти. Таково мнение профессионального автогонщика, председателя ОО «Моторные виды спорта» Александра Бондарчука.

— Вы только посмотрите: на каждом шагу — знак «40», весь город словно оцеплен гаишниками, а аварий меньше не становится, — недоумевает он.

Александр Петрович рассказывает, как на днях на его глазах глупо столкнулись «Опель» и «Жигули». От удара машины развернуло и откинуло в стороны, если бы не столбы и деревья, одна из них влетела бы во двор рядом стоящего дома.

— Оба пацана летели на скорости, вот и поколотили машины, слава Богу, все живы. В экстренной ситуации чаще всего человек давит на педаль газа, вместо того чтобы тормозить. Избежать столкновения может только опытный водитель, — подчеркивает наш собеседник.

Шумахер отдыхает

Пешеходы составляют большую часть человечества, утверждали писатели. Однако в последние годы эта истина все больше подвергается сомнению. К примеру, в небольшом Актобе количество тех, кто водит машины, растет бешеными темпами, взаимоотношения владельцев авто и пешеходов переплетаются все теснее. Раньше, вспоминает Александр Бондарчук, чтобы купить машину, семья несколько лет копила средства, экономя на всем.  Сейчас с ростом благосостояния населения машины стали  доступными. А самым модным подарком к совершеннолетию у юношей и девушек считаются права.

— Садится в крутую тачку такой лихач, которого из-за руля-то не видно, давит на газ и воображает себя королем трассы. Летит — по сторонам не смотрит. Нет у нас элементарной культуры вождения, — сокрушается опытный автомобилист. — И пешеходы переходят дорогу где попало. Нельзя во всем винить полицию, не могут же они на каждом перекрестке стоять, хотя, по большому счету, этого и не требуется.

По словам Александра Бондарчука, в странах Европы, например в Германии, на дороге не встретишь ни одного постового. Но как только происходит ДТП, они появляются, словно грибы из-под земли. «Да что далеко ходить — в соседнем Костанае по городу никто не превысит скорость, указанную на знаке, все движутся по правилам, хотя ни одного инспектора в городе не видно», — говорит он.

— У нас же порой доходит до смешного. Прячутся гаишники за столбы, за деревья. И причем именно там, где заведомо происходят нарушения — возле знаков, на перекрестках, возле нерегулируемых железнодорожных переездов. Понятно, что водителю легче отделаться взяткой. А вы попробуйте сунуть деньги полицейскому в Польше, Германии, Финляндии, например. Многие наши перегонщики сидели там за это месяцами. Кстати, у них за совершение аварии в нетрезвом состоянии лишают прав пожизненно, нам бы их практику перенять, — предлагает  собеседник.

Нам нужен автодром

И дорожные полицейские, и автолюбители едины в одном — Актобе как воздух необходим новый оборудованный автодром.

— Еще года два назад я поднимал этот вопрос перед местной исполнительной властью, — рассказывает Александр Бондарчук. — Выделили  бы за городом небольшую асфальтированную площадку в пределах 800 метров, ведь это не требует больших расходов. Открытие автодрома помогло бы снизить количество ДТП на улицах города (смотрите врезку «Экстрим по-актюбински». —  Прим. авт.), а новички смогли бы совершенствовать мастерство вождения.

Также профессиональный автомобилист считает, что в городе на аварийно-опасных участках дороги необходимо устанавливать определенные знаки или светофоры, мигающие желтым цветом, как знаки предупреждения.

Пешеходные переходы, по его мнению, не должны находиться прямо перед остановкой — из-за автобусов и «ГАЗелей» (часто не заезжающих в специальные «карманы») не видно едущей машины, а люди, как правило, обходят автобус не сзади, как положено, а спереди.

— Давно пора навести порядок и в автобусном парке. Раньше, чтобы перевозить людей, требовался стаж не менее 10 лет и права первого класса, сейчас неизвестно кто сидит за рулем! Набьет людей как килек в банке и гонит во всю прыть, — возмущенно разводит руками Александр Бондарчук.

Корреспонденты «АВ» провели небольшой эксперимент на городских улицах. Его главная цель — выяснить, насколько безопасны наши дороги для пешеходов. Местом проведения эксперимента мы выбрали три оживленных участка. И вот что из этого вышло:

— на пересечении улиц Маметовой и пр. 312 Стрелковой дивизии, от рынка «Шыгыс» в сторону 11 микрорайона в течение 15 минут 11 пешеходов перешли дорогу в неположенном месте;

— перед остановкой «5 микрорайон» за 15 минут 19 автомобилей нарушили ПДД, не пропустив пешеходов на «зебре»;

— на улице Пожарского, в районе мини-рынка, легковой и грузовой транспорт пролетает с огромной скоростью, на всем обозримом пространстве нет ни одного пешеходного перехода. За 15 минут 14 человек успешно смогли перебежать через оживленную полосу. По словам торговки Жанны, прошлой осенью на этой дороге машины сбили двоих школьников.

По районам наибольшее количество ДТП

в Мугалжарском  — 9 ДТП, погибло — 3, ранено — 7

На республиканских автодорогах произошло

18 ДТП, погибло 16, ранено 29 человек

Наибольшее количество аварий произошло

на трассе Актобе — Атырау — 10 ДТП. Погибло 8, ранено 17

Анекдот в тему

После урока вождения в автошколе инструктор говорит курсанту:

— Вам надо лучше освоить управление машиной. Сегодня вы сбили десять пешеходов.

— Десять? А сколько нужно, чтобы получить права?

Экстрим по-актюбински

В последние годы в Актобе среди молодых автолюбителей набирает популярность такое развлечение, как дрифт-шоу.  Дрифтинг — зрелищные состязания, демонстрирующие мастерство гонщика водить на грани, в момент управляемого заноса.

Актюбинские лихачи  гоняют на ставки, нарезают «восьмерки», делают пируэты, развороты. Причем шоу происходит в ночное время. Поначалу они облюбовали для себя аэропортовскую трассу, затем  хромтаускую. Один из парней, участвовавших в дрифтинге, признается, что однажды разбил дорогостоящий «Лексус», врезавшись в дерево. К счастью, сам отделался царапинами. Машину за бесценок сдал на металлолом и с тех пор дрифтом не занимается.

С недавних пор  излюбленным местом экстремалов стала площадь перед областной филармонией. Визг, скрежет и громкие крики не давали спокойно спать жителям окрестных домов. «Мы не можем гулять в этом месте, потому что боимся быть раздавленными», — жалобы такого рода от бабушек Жилгородка нередко раздавались в нашей редакции.

«Мы постоянно патрулируем этот район, поскольку нам тоже часто поступают звонки, но находиться круглосуточно возле филармонии в ожидании «шоуменов» тоже не можем. Поэтому просьба к актюбинцам, если ночные лихачи не дают вам спокойно жить, обращайтесь в дежурную часть УДП. Меры будут обязательно приняты», — прокомментировал ситуацию пресс-секретарь ДВД области Алмат Имангалиев.

Однако, как показывает практика, меры, предпринимаемые дорожными полицейскими, не дают должного эффекта. Иначе как объяснить тот факт, что после очередного полицейского «разгона» молодежь находит новые площади для экстрима. И продолжает наводить страх на бабуль и детей.

Постой, пешеход, не спеши под колеса

Жаке, таксист, водитель с 40-летним стажем: «Молодые несутся на скорости, не знают, как правильно обгонять, часто подрезают, выезжают на встречную. Маленькие автобусы, «ГАЗели» вечно торопятся, перестраиваются, хотя по правилам должны двигаться только по правой стороне. Эти водители не понимают, что в их салоне толпа народу, у многих — семья, дети, главное для них — побольше заработать.

В автошколах учат три месяца. Чему можно научить за такой короткий срок? Получают права, не умея водить, не различая дорожных знаков. А стоит им попасть в ДТП, тут же начинают названивать высокопоставленным родичам. И выкручиваются. Безнаказанность — вот причина аварий. Плюс неопытность, азарт. Вечером попробуйте перейти дорогу — размажут как котлету.

А пешеходы?  Они же не могут, как в цивилизованных странах, переходить дорогу группами, они ходят по «зебре» не спеша туда-сюда, словно прогуливаются. За детьми не смотрят. На дороге ребенка надо крепко за руку держать, он ведь может испугаться и побежать назад, а там уже машина поехала, хотя по правилам она должна стоять, пока люди не дойдут до противоположной стороны.

Если у человека забрали права и оформили протокол, то ему нужно потом полдня простоять в очереди в кабинете управления полиции, чтобы их забрать. Конечно, проще на месте отделаться тысячей-другой.

В общем, проблем много, но говори не говори, ничего не изменится…»

Гульсым НАЗАРБАЕВА

Колонка "Взгляд"