Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Переформатирование бизнеса, или Эпоха новых возможностей

Пандемия коронавируса, нанесшая огромный ущерб мировой экономике, затронула Казахстан, в том числе и наш регион. Но если, с одной стороны, она обнажила проблемы МСБ, то с другой – открыла для предпринимательства новые пути развития уже на другом, качественном, уровне.

Шоковая терапия
Залогом успеха для любой компании является гибкость ее бизнеса. То есть максимально быстрая реакция на происходящие изменения в стране и мире, переориентация деловой деятельности.
Только изменив модель своего бизнеса, можно остаться на плаву. Те компании, которые не смогут измениться, останутся за бортом, не выдержав конкуренции. Если быть точнее, они не смогут догнать более гибких конкурентов.
Карантинные ограничения и неопределенность во время их снятия поставили под угрозу отечественный бизнес. Но все ли и у всех ли так плохо? В Актобе и области есть удачные примеры переформатирования бизнеса или развития новых направлений деятельности.


Например, ТОО «Глобал-Спецодежда» и около четырех десятков ателье областного центра и региона в условиях дефицита медицинских масок стали их шить. Кстати, многоразовые. И предложение удовлетворило спрос населения, практически сведя на нет спекулятивную составляющую.
ТОО «FERROOM» стало выпускать дезинфекционные тоннели. Причем заказы на них стали поступать даже из Нур-Султана. При этом и основное направление деятельности – выпуск металлической мебели, шкафов, пожарных щитов и многого другого – компания не остановила.


Некоторые актюбинские предприятия освоили выпуск антисептиков и дезинфицирующих жидкостей. Многие перешли на онлайн-торговлю и доставку. И если кто-то в данном направлении уже работал, то некоторым субъектам МСБ пришлось заниматься этим впервые.

[box type=»shadow» ]8,8 триллиона долларов могут составить потери мировой экономики от COVID-19, согласно новому докладу Азиатского банка развития[/box]

Мир уже не будет прежним
– К сожалению, как и говорил наш Президент, многие субъекты бизнеса закроются. Другие же, кто сможет, переформатируются. Многие сферы МСБ перейдут в онлайн. И сотрудников будут переводить в онлайн-режим работы. Касым-Жомарт Токаев отметил, что коронавирус – тяжелое испытание. Но он подчеркнул: будущее за новыми технологиями, и завтра мир изменится. На задворках истории останутся те, кто этими технологиями не может пользоваться. Пусть они обижаются на себя. Я всегда говорю, что не бывает просто плохо и все. Существует равновесие. Нет худа без добра. Нам сейчас дан шанс, которым надо воспользоваться, – говорит кандидат сельскохозяйственных наук, учредитель ОФ «Агентство по развитию среднего и малого предпринимательства» Абай Мырхин. – Пандемия показала, что необязательно сотрудникам с 9.00 до 18.00 сидеть в офисе. Они могут находиться дома, но при этом выполнять тот же самый объем. Во-первых, сотрудник экономит время, которое тратит на поездку к месту работы и обратно. У руководителя пропадает такая головная боль, как ответственность за человека на рабочем месте. Заработная плата при выполнении того же объема остается прежней. Во-вторых, для сотрудника экономятся транспортные расходы при поездке на общественном транспорте или деньги на автомобильное топливо при использовании личного транспорта.
Спикер приводит пример. К нему обратился один фермер с извечным вопросом: «Что делать?». До введения ограничительных мер он сдавал оптом говядину на коммунальный рынок «Табыс». Но рынок закрылся. Абай Мырхин посоветовал ему реализовывать продукцию, используя социальные сети и мессенджеры. Сначала по знакомым, путем сарафанного радио.
– В итоге он пришел ко мне и сказал: «Абай, на «Табыс» я сдавал мясо по 800-900 тенге за килограмм, а сейчас оно у меня расходится по 2 000 тенге за кило». То есть, используя современные технологии, предприниматель получил еще большую прибыль. Это как раз то, о чем говорил наш Президент в своем Послании. Он призывает переформатировать подход к АПК, взглянуть по-новому на существующие возможности фермерских хозяйств и приусадебных участков, которые должны кормить население страны, – продолжает Абай Мырхин.
По его словам, не каждый фермер может наладить поставку продукции. Тогда встает вопрос о частичной переработке мясного сырья на местах в районах.

Шикарные возможности онлайн
Как полагает учредитель агентства по развитию среднего и малого предпринимательства, сейчас очень много шикарных технологий. Даже если человек физически не может перемещаться, пожалуйста, у него есть возможность устроить видеоконференцию, работать удаленно. Онлайн-рынок – это большие перспективы. С банками можно работать онлайн. В этом же режиме можно вести бухгалтерию, работать с юристами. Дистанционное обучение сейчас в тренде. При это неважно, где ты находишься, и даже некритично незнание иностранных языков. Современные технологии с применением искусственного интеллекта позволяют делать синхронный перевод с большинства языков мира.
– Коронавирус внес свои коррективы. Почти все рестораны сейчас испытывают проблемы из-за ограничительных мер. Для торговых домов с большими площадями ужесточились санитарные требования. Как переформатировать этот бизнес? Он будет уходить в онлайн. Это, оказывается, намного удобней. Я сижу дома и работаю. Уверен, что 50 процентов бизнеса может уйти в онлайн. Приведу пример. Зачем арендовать бутик в торговом доме, когда я, используя социальные сети, могу презентовать свой товар и доставить его до дверей вашего дома или квартиры? Еще один плюс нынешней ситуации – многие родители задумались о том, что есть информационные технологии, компьютеры, мессенджеры и прочее. Жизнь заставила их освоить новшества, увидеть наличие обучающих платформ. А главное, осознать, что в них есть рациональное зерно. Этим пользоваться не просто можно, а нужно, – говорит спикер.
Можно получить образование дистанционно в известных вузах мира. Сейчас эта тенденция набирает обороты. И здесь у человека появляется альтернатива: учиться очно, может даже дистанционно, в отечественных вузах либо получить высшее образование онлайн престижных университетов Европы и США, с дипломом которых можно работать опять же удаленно в известных компаниях. Или же вести свое дело онлайн в любой стране мира.

Время переосмысления бизнеса
– Ресторанный комплекс пока закрыт для посещения клиентами. Мы занялись доставкой. И это в период карантина стало для нас очень активной темой. Одна часть наших сотрудников находится в отпуске, а другая – работает. Ситуация с карантином, однозначно, дала мне многое переосмыслить. В бизнесе много подводных камней. Именно в этот период я поняла, что нужно сделать так, чтобы мой бизнес стал более прибыльным. Оценила работоспособность кадров. Кризисная ситуация позволила посмотреть на все вещи с другого ракурса. Открылись какие-то моменты, которые не были заметны в обыденном ведении дела. А вот именно в пассивном течении бизнеса начинаешь осознавать, кто есть кто. Либо человек хороший работник, либо просто приспособленец. Это очень важно в предпринимательстве. Некоторые сотрудники привыкли работать в неких парниковых условиях, – размышляет директор ресторанного комплекса «Атамекен» Калауша Садыкова.
По ее словам, пандемия коронавируса и принятые ограничительные меры стали хорошей встряской для бизнеса. Конечно, никто не ожидал, что карантин окажется таким затяжным. Хотелось бы уже вернуться к нормальной жизни. У всех семьи, какие-то финансовые обязательства. Рестораторы ждут послаблений.
– Пандемия, однозначно, изменила мой взгляд, отношение к бизнесу. Мы ни на один день не прекращали свою деятельность. Стали работать на доставку. Работникам, тем, кто пожелал, обеспечили бесплатное проживание в нашем отеле. Поначалу, конечно, была небольшая паника, но потом вошли в рабочий ритм. Коллектив сохранен в полном составе, – продолжает предпринимательница.
Кстати, теперь подчиненные ресторатора пробуют себя в роли партнеров по бизнесу. Доставка для ресторанного комплекса «Атамекен» – направление новое. Чтобы заинтересовать персонал, Калауша Садыкова вместо оклада предложила проценты с прибыли. Это тоже пришло к предпринимательнице в ходе переосмысления подхода к своему делу.
– Когда ситуация нормализуется, они смогут попробовать себя в роли бизнес-партнеров, а не в роли сотрудников, – комментирует она.
Основные позиции по доставке – это блюда национальной кухни. А также домашняя кухня, включая беляши и пельмени, выпечку. За время карантина у предприятия общественного питания сложился круг постоянных клиентов. Поэтому работу по доставке ресторанный комплекс «Атамекен» будет продолжать и дальше.

[box type=»shadow» ]В Организации Объединенных Наций недавно заявили, что ударная волна пандемии COVID-19 обрушилась на экономику развивающихся стран намного сильнее, чем мировой финансовый кризис 2008-2009 годов. Так как, по мнению экспертов ООН, коронавирус нанес этим странам сильный удар в виде оттока капитала, удорожания кредитов, обесценивания валют и потери экспортной выручки из-за краха цен на сырье.[/box]

Выживание в экстремальных условиях

Предприниматели и компании, которые смогли принять новые правила игры в режиме ЧП, если и не получили доходов в обычном объеме, то остались на плаву и сохранили бизнес.

Рыбу нам на стол!

Игорь ИВАНЧЕНКО, предприниматель:
– Я занимаюсь изготовлением корпусной и кухонной мебели, лестниц. Во время введения ограничительных мер количество заказов сильно упало. Тем более строительные рынки и магазины закрылись, фурнитуру покупать стало негде. Начал думать, как можно заработать. Сейчас рынки закрыты. Подумал, а почему бы не заняться доставкой рыбы на заказ? С Атырауского рыбзавода в Актобе рыба поступает с документами, подтверждающими ее качество. Сразу помещается в морозильные камеры. А реализовывать ее было негде. Я на своем автомобиле развозил рыбу (сазан) по заказчикам. Спрос был бешеный. За три дня продал полторы тонны по 800 тенге за килограмм. Это абсолютно приемлемая цена, учитывая, что, к примеру, на «Табысе» такую рыбу до режима ЧП продавали по 1 200 тенге за килограмм. Если честно, занимался доставкой рыбы только в период жестких ограничительных мер. Теперь перехожу к своей основной деятельности.

Стройке пандемия не помеха… но издалека

Алия ИМАНГАЛИЕВА, учредитель компании «Анеском»:
– Мы работаем в секторе оптовой поставки стройматериалов. До чрезвычайного положения не применяли режим онлайн-доставки. Во время введения карантина нам запретили прямые контакты с клиентами. Чтобы выстоять, полностью перешли на онлайн-работу. Водитель, осуществлявший доставку, был обеспечен специальным комбинезоном и средствами защиты. Все заказы принимались исключительно по телефону, а сотрудники работали удаленно из дома. Только отдел логистики выходил на отгрузку товара. Для клиентов офис был закрыт. Сначала с трудом перестроились, но потом все получилось. Не зафиксировали убытков. Компания даже осталась в небольшом плюсе.
Сейчас, после послаблений для бизнеса, магазин и офис открыты. Работаем в режиме В2В (business to business), товар продаем не населению, а компаниям. Поэтому с клиентами хотелось бы встречаться лично. Но от онлайн-торговли отказываться не намерены. В принципе, можно сказать, что удаленно работаем давно, так как у нас филиальная сеть по Казахстану. Вообще, у режима онлайн большие перспективы.

Пять актуальных сервисов

Бота ЖУМАНОВА, основатель пенсионной платформы ENPI.kz:
– Как мы видим, на первом месте в условиях пандемии хорошо выросли онлайн-финансовые сервисы, поскольку любые покупки, оплаты и платежи без физической инфраструктуры – это жизненно важный сервис при ограничениях передвижения и контактов между людьми. Показателен пример распределения социальной помощи государства, когда перечисление сделано автоматически на счета и карты крупнейших банков.
Второе – это рынок услуг по доставке еды и товаров. Доставка — сама по себе уже активно развивающийся сегмент в цивилизованном мире. Молы в Америке, к примеру, и так пустели, а в Казахстане – нет. Но тем не менее карантин поставил под вопрос вообще необходимость инфраструктуры для покупок, заказа еды и так далее.
Инфраструктура просто создает эмоциональные впечатления, которые сопутствуют увеличению покупок, потому что это часть культуры потребления.
Третье – рынок обучения. Как мы видим, как только у людей появилось больше времени, многие начали инвестировать его в обучение, потребность резко выросла, но рынок не ответил взаимностью. В нашей стране очень мало качественного онлайн-контента как для детей, так и для взрослых, профессионалов, желающих развивать свои знания и навыки.
Четвертое – это IT-разработка. Поскольку многие компании столкнулись с резкой необходимостью автоматизации и разработки онлайн-процессов, однозначно, этот рынок резко пошел вверх, поскольку это уже не инвестиции в будущее, а условия выживания для любой компании.
И последнее – медицинские сервисы. Тот факт, что сохраняется угроза заражения вирусом, не отменяет других заболеваний, которыми страдают люди и нуждаются в медицинском сервисе, начиная от уколов, систем и других услуг.
Над Главной темой работал Владимир БУРЬЯНОВ

 

Колонка "Взгляд"