Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Полеты во сне и наяву (видео + фото)

Летчик должен знать математику, быть на ты с законами физики, предсказывать погоду, обладать мгновенной реакцией и умением принимать правильные решения в доли секунды.

Летчик должен знать математику, быть на ты с законами физики, предсказывать погоду, обладать мгновенной реакцией и умением принимать правильные решения в доли секунды. Этому его учат не только в тиши кабинетов, но и в небе, за штурвалом боевой машины. Как проходят главные испытания будущих пилотов? Какие задачи стоят перед ними? Какова участь тех, кто не смог сдать воздушный экзамен? Это попытался выяснить корреспондент «АВ», вместе с будущими асами поднявшийся в небо на боевом вертолете.

Исключение из правил
Именно во время учебных полетов решается: станет курсант летчиком или нет. В этом мы убедились в первые часы пребывания на учебном аэродроме ВИСВО имени дважды героя Советского Союза Т. Бегельдинова в 35 километрах от Актобе.
Мы, корреспондент «АВ» и пресс-секретарь ВИСВО Александра Утепова, стоим у кромки летного поля. Рядом переминается с ноги на ногу встретивший нас у ворот КПП штурман полетов, майор Вадим Чубачук. Время – семь часов утра. С аэродрома взлетают вертолеты, зависают в нескольких метрах от земли и с характерным хищным наклоном вниз уходят в сторону, быстро исчезая за горизонтом. Над ближайшей площадкой зависает одна из грозных машин. С удивлением замечаю, как вертолет бросает из стороны в сторону. Мне кажется, что огромная машина вот-вот рухнет на землю. За этим, поджав губы, хмуро наблюдает майор Чубачук.
Аппарат вдруг выравнивается, мощно взревев мотором, плавно набирает высоту и через секунду, так же плавно, слегка задрав нос, опускается на пятачок.
– Инструктор перехватил управление, – объясняет штурман мягкую посадку.
Шум двигателя стихает, и на землю по короткому трапу сбегает высокий, худощавый человек, одетый в легкую летную форму без знаков отличия. Сорвав с головы шлем, вытирает выступивший на лбу пот.
– Прошу разрешить последнюю попытку!!! – раздается умоляющий голос из открытого окна кабины.
За толстым стеклом вижу парня с выражением крайнего отчаяния на лице и побелевшие костяшки пальцев рук, вцепившиеся в ручку управления.
– Какую?! Последнюю в моей жизни?! – срывается военный.
– Товарищ подполковник, может, дадим еще один шанс? – пытается смягчить ситуацию пилот-инструктор.
– Хорошо, можно и дать, – подозрительно легко соглашается тот. – Но тебе придется поставить свою подпись под заключением.
– Дашь железную гарантию, что завтра он не погубит себя и людей?! – опять, срываясь на крик, бросает подполковник в лицо офицеру. – Готов посмотреть матери в глаза, когда привезешь ей сына в гробу?! Ты ведь помнишь, как он отлетал в прошлом году? Не для неба он родился, он же не летает, а по кочкам прыгает!
Офицер отводит взгляд в сторону. А командир, круто развернувшись и пружиня шаг, идет в нашу сторону.
– Начальник учебно-авиационного центра ВИСВО, подполковник Нурбол Салимбаев, – по-военному четко представляется он. – Мне жаль, что вы стали свидетелями этого инцидента, сегодняшний случай – исключение. Придется с ним расставаться. Но он отлично знает теорию, дисциплинирован. Будем предлагать командованию перевести его на другой факультет.

Особенности подготовки
Нурбол Салимбаев окончил Сызраньское высшее военно-авиационное училище, летал в боевом авиационном полку в городе Таразе.
– Пилоты должны обладать не только знаниями в области математики, физики, техники, аэродинамики и гидрометеорологии, но и мгновенной реакцией, способностью принимать правильные решения за доли секунды. Неумелых и неспособных небо в буквальном смысле бросает на землю, – продолжает подполковник, когда мы уже сидим в тени беседки у небольшого двухэтажного здания диспетчерской вышки.
– Вертолетчик должен выполнить максимальный набор скорости и сбросить его до минимального, – объясняет одно из заданий командир. – На установленной скорости выполнять виражи, восходящие и нисходящие фигуры пилотажа.
Все задания отрабатываются на земле. Курсант назубок должен выучить каждое свое действие и не единожды «обкатать» его на вертолетном тренажере, который установлен здесь же, в учебном центре.
– Парк авиационной техники у нас небольшой, – продолжает рассказ командир центра. – В небо поднимаются пять вертолетов. Сегодня полетные задания выполняют двенадцать курсантов четвертого года обучения, пять курсантов второго курса.

Цена успеха
Командир прерывается и смотрит на часы. Наконец настало время подняться в небо и мне. Этой возможности я добивался несколько месяцев, уговаривая командование института и клятвенно заверяя его пресс-службу добросовестно освещать жизнь вуза (правда, не обещал, что все это будет печататься в нашей газете, но этого никто и не требовал). Наконец командование и Министерство обороны дало добро на два полета.
– Головой отвечаешь за него, – напомнил майору Чубачуку командир и, пожелав мне легкого неба, поднялся в диспетчерский пункт, а мы через полчаса уже были в воздухе, на высоте трех тысяч метров.
За штурвал меня, естественно, не пустили. Я смотрю в иллюминатор и наблюдаю за действиями пилота-курсанта.
20-летний Алекс Жумагулов из Павлодара учится на втором курсе. После окончания четырех классов обычной школы поступил в рес­публиканскую школу «Жас Улан». Профессию военного вертолетчика выбрал не случайно. С детства грезил небом, как он признался позже. Учебные полеты осуществляются на высоте 1 200 метров. Даются различные ситуационные задачи, с которыми пилот-курсант под наблюдением инструктора должен справиться. Алекс уверенно держит курс и легко ориентируется в небе. Так же уверенно он выполняет зависание (вывозной полет на висение). Почти приземлившись, держит многотонную машину в одной точке, что крайне сложно. Ручка управления очень чутко отзывается на малейшее движение. С такой же легкостью Алекс выполняет вывозной контрольный полет по кругу, и ему предоставляется полная свобода действий. Инструктор, сидящий на месте второго пилота в правой чашке (так вертолетчики называют кресла пилотов), лишь наблюдает за его действиями.
– Борт №… даю вводную – изменились погодные условия, ветер юго-западный, с резким усилением, произошел отказ правого двигателя! – вдруг раздается в наушниках.
Бросив взгляд на приборы и сделав мгновенные вычисления в голове, Алекс плавно «роняет» машину вправо и уверенно выводит аппарат к ближайшей точке приземления. Это задание он тоже выполняет на отлично. Лишь на земле, заметив, как он, унимая дрожь, незаметно разминает пальцы, я понимаю, чего это ему стоило.

Первым делом, первым делом…
Второй полет для меня почти привычен. Я бодро поднимаюсь на борт и устраиваюсь на переднем сидении, с которого меня тут же сгоняет старший офицер-инструктор парашютно-десантной подготовки ВИСВО Вадим Буреев.
– Мне же людей на землю провожать, а вы мешать будете, – объясняет он с улыбкой.
В этот день прыжки выполняют двадцать два курсанта второго и четвертого курсов. Прыгают не в первый раз. Как позже рассказал Вадим Буреев, у каждого за плечами несколько прыжков. Но привычным делом это не назовешь, пока на счету не будет хотя бы несколько десятков. Курсанты спокойны и сосредоточены. Вертолет набрал нужную высоту, инструктор резким рывком сдвигает дверь, и курсанты, по команде подходя к проему, решительно покидают борт.
Заметив замешательство одного из последних, Вадим что-то кричит ему на ухо, похлопывая по плечу. Тот в ответ улыбается, и инструктор слегка поддав коленом под зад, отправляет его в открытую бездну.
– А-а-а! – удается расслышать короткий вскрик, через секунду в небе взрывается белое облако парашютного купола.
Иногда такая помощь необходима для того, чтобы парашют на спине недостаточно сильно оттолкнувшегося от края дверного порога курсанта не ударился об пол. Из-за этого он попросту может не раскрыться.
На земле я с удивлением замечаю, что солнце уже почти садится за горизонт, пора уезжать. С сожалением простившись со своими знакомыми, обменявшись телефонами, я вместе с коллегой из пресс-службы сажусь в автомобиль. Впечатлений – масса. Устало откидываюсь на спинку сиденья и мгновенно проваливаюсь в сон.
И снится мне, что я вновь в небе, но уже за штурвалом боевого вертолета веду бой с коварным противником, проявляя чудеса героизма. Вот мой железный друг получает повреждение, глохнет мотор, и я спешно покинув кабину, дергаю тугое кольцо парашюта. И лечу, ощущая бесконечный восторг, а в голове не перестает звучать мелодия известной песенки из военного фильма далеких советских времен, слегка переиначенная моим сонным сознанием:
– Первым делом, первым делом – вертол-е-е-е-ты…

Санат РАШ

Фото автора

Колонка "Взгляд"