Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Преодолеть кризис и развиваться

Президент Касым-Жомарт Токаев провел расширенное заседание Правительства.

В режиме видеоконференцсвязи в мероприятии приняли участие Премьер-министр Аскар Мамин, руководитель Администрации Президента Ерлан Кошанов, члены Правительства, акимы областей, городов Нур-Султана, Алматы, Шымкента, руководители цент­ральных государственных органов и национальных компаний.

Развитие страны в условиях пандемии, сдерживание инфляции, проблемы сельского хозяйства, занятость и благосостояние казахстанцев, обеспечение стабильного роста экономики, эффективность бюджета, повышение транзитного потенциала Казахстана, развитие энергетического комплекса – вот основной пул вопросов, поднятых Главой государства на заседании Правительства.

– Несмотря на пандемию и ограничительные меры, в первом полугодии экономика страны выросла на 2,2%. Это хороший показатель. В прошлом году
из-за пандемии ВВП снизился на 2,6%. Мы должны восстановить его как можно скорее. Оживление мировой экономики вкупе с принятыми антикризисными мерами и снижением карантинных ограничений способствовало восстановлению деловой активности. Наша задача – нарастить темпы роста экономики во втором полугодии, – заявил Президент.

Новая стратегия борьбы с пандемией

Первый вопрос, который поднял Глава государства в своем выступлении, касался мер, необходимых для обеспечения развития в условиях пандемии. Она продолжается уже полтора года, и, как отметил Президент, нескон­чаемые волны новых штаммов свидетельствуют о том, что коронавирус никуда не денется, а значит, нужно адаптироваться и учиться жить в новых условиях.

– Это в первую очередь означает поиск выверенных подходов и правильного баланса между ограничительными мерами и жизнедеятельностью государства. Парадигма борьбы с пандемией меняется на наших глазах. Многими странами уже не ставится цель свести передачу вируса к нулю. Актуальная задача – минимизация появления крупных очагов инфицирования и недопущение перегрузки системы здравоохранения. Мы должны разработать качественно новую стратегию с кардинальным пересмотром мер противодействия вирусу, – заявил Касым-Жомарт Токаев.

По его мнению, ­статистические данные по заразившимся не должны быть единственной основой для принятия мер реагирования. Главный акцент необходимо делать на снижении тяжелых случаев и смертности (в чем эффективно помогает иммунизация), а также на лечении сложных пациентов.

– Принципиально иные подходы в борьбе с коронавирусом касаются не только медицинских аспектов, но и ограничительных мер в отношении бизнеса. Предстоит переформатировать работу мониторинговых групп и активнее использовать цифровые решения, такие как система Ashyq. Сроки проведения вакцинации сотрудников малого и среднего бизнеса должны быть реалистичными, без признаков кампанейщины, – отметил Президент.

Он также подчеркнул, что ­субъекты малого и среднего бизнеса, использующие Ashyq, должны иметь преимущественное право работать в условиях карантинных ограничений. При этом фактическое применение приложения следует жестко контролировать.

Глава государства также прокомментировал ход прививочной кампании в Казахстане, отметив, что темпы иммунизации населения пока недостаточны.

Случаи подделки документов о вакцинации Касым-Жомарт ­Токаев назвал прямой угрозой здоровью и безопасности общества, наказание за это должно быть жестким. Президент призвал правоохранительные органы уделить этому вопросу особое внимание. По его словам, граждане должны прежде всего думать о своем здоровье и здоровье близких, принимать осознанные решения.

– Не нужно верить слухам и рассказам антиваксеров. Мы должны продолжить кампанию по вакцинации. А в отдельных сферах вакцинация должна стать обязательной. Для этого есть и конституционная, и законодательная база. Собственно, это долг каждого человека перед своими соотечественниками, – сказал Глава государства.

Касым-Жомарт Токаев напомнил, что сегодня казахстанцам доступны различные вакцины от COVID-19, в том числе и препарат отечественного производства, чем могут похвастаться лишь считанные страны. Вместе с тем он потребовал расширить набор доступных вакцин для граждан, в том числе международно признанных.

– В прошлом году я давал соответствующее поручение. Тем не менее поставка вакцин Pfizer, выделенных компанией для Казахстана, была сорвана. В соответствии с договоренностями Pfizer планировал поставить в Казахстан в мае текущего года 2 миллиона доз. Правительство связывает срыв поставки препарата с рядом требований, которые были выдвинуты Pfizer. Однако данные условия являются стандартными для всех стран, которые закупают вакцину. Недавно поступило новое предложение, где содержится весь алгоритм действий. Говорят, нужно, чтобы Президент подписал соответствующий указ. Если в этом есть необходимость, я готов это сделать. Поручаю Правительству, Администрации Президента разобраться в сложившейся ситуации, принять меры в отношении должностных лиц, которые допускают срыв поставки этого необходимого препарата на наш рынок. Мы должны диверсифицировать свои предложения в отношении граждан. Возможно, некоторые граждане хотели бы привиться именно этой вакциной. Дайте им возможность. Проблему нужно решить в кратчайшие сроки и обеспечить доступность вакцины Pfizer для казахстанцев, – поручил Глава государства.

Подчеркнул Президент и необходимость перевода системы здравоохранения в полную готовность вне зависимости от эпидемиологической ситуации. Он напомнил, что в период пандемии резко ухудшились показатели здоровья населения. Материнская смертность выросла на треть, смертность от болезней сердца – на 40%.

– Этому способствует в том чис­ле и низкий уровень оснащения, в особенности отделений реанимации и скорой помощи. Оперативно обеспечить организации здравоохранения необходимым оборудованием зачастую не позволяют излишние бюрократические процедуры. При этом экспертиза и регистрация медицинской продукции сопряжены с высокими коррупционными рис­ками. На низкий уровень оснащения также влияет неоправданно большой разброс цен на оборудование. Цены на одно и то же изделие от региона к региону, а в некоторых случаях в клиниках одного региона сильно отличаются. К примеру, стоимость искусственного клапана сердца варьируется от 165 до 600 тысяч тенге, коронарных стентов – от 150 до 500 тысяч тенге. Возможно, придется централизовать закуп медицинского оборудования по примеру закупа лекарственных средств «СК-Фармацией», – отметил Касым-Жомарт Токаев.

Альтернативой централизации закупа, по его мнению, может быть некая форма государственного регулирования. Президент привел в пример Турцию, где регулирование цен на медицинское оборудование позволило значительно снизить государственные расходы, искоренить коррупцию. Правительству поручено изучить проблему, международный опыт ее решения и предложить прозрачный, действенный механизм.

Также Глава государства подчеркнул важность создания в Казахстане условий для инвестиций, локализации производств и трансфера инновационных технологий в области здравоохранения.

Затронул Президент и вопрос надбавок медицинским работникам, задействованным в борьбе с коронавирусом. Он подчеркнул, что это временная норма.

– Работа медиков всегда сопряжена с определенной профессио­нальной опасностью. Поэтому с ростом уровня вакцинации надбавки должны быть постепенно замещены системными мерами поддержки и мотивации, дейст­вующими вне зависимости от эпидемиологической ситуации. В частности, обсуждаются доплаты и надбавки для отдельных категорий работников за психоэмоциональные и физические нагрузки. Вкупе с постепенным повышением зарплат данные мероприятия могли бы стать базой для новой системы оплаты труда медицинских работников, – отметил Глава государства.

Еще одна сфера, по которой «проехалась» пандемия, – образование. Президент указал на снижение качества обучения и подчеркнул, что требуется устранить недостатки, допущенные в прошлом учебном году, не отстать в новом.

– Единственный выход – переход к прежнему формату обу­чения. Поручаю Правительству обеспечить возвращение учащихся и студентов к традиционному формату обучения в новом учебном году. Понятно, что в условиях появления новых штаммов коронавируса выполнить эту задачу нелегко. Поэто­му необходимо разработать комплексный подход, который максимально обеспечит защиту учащихся и учителей, – отметил Касым-­Жомарт Токаев.

Разобраться с ценами

Принятые в условиях пандемии антикризисные меры, такие как беспрецедентные фискальные вливания и мягкая денежно-кредитная политика, ускорили темпы инфляции. Оживление мировой торговли и несбалансированность спроса и предложения, по словам Главы государства, еще больше обостряют эту проблему.

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, которые озвучил ­Касым-Жомарт Токаев на заседании, мировые цены на продукты питания поднялись на 40% – это самый высокий показатель за десятилетие. Инфляция в Казахстане за первые полгода составила 7,9%, превысив установленный целевой коридор в 4–6%. Острейшей проблемой стало подорожание продуктов питания.

– Пандемия обнажила уязвимость страны с точки зрения продовольственной безопаснос­ти, – заявил Президент. – Критика неспособности отечественной сельхозотрасли обеспечить внутренний рынок базовыми продуктами абсолютно справедлива. Помимо производственных издержек, ключевыми факторами ценообразования являются сезонность и непрозрачные посреднические схемы. Сезонность поставок, как следует из самого термина, абсолютно ожидаема, предсказуема, а значит, и управляема. Решение данного вопроса лежит в создании современной и доступной инфраструктуры хранения продукции до следую­щего сезона.

Президент поручил Правительству совместно с акимами разработать План строительства и модернизации овощехранилищ, направив на эти цели часть денег из многочисленных программ поддержки.

Малоэффективными назвал Глава государства действующие инструменты сдерживания цен на социально значимые продовольственные товары.

Он отметил, что из местных бюджетов торговым сетям выделено более 30 млрд практи­чески бесплатных займов в обмен на реа­лизацию продтоваров по низким ценам, но влияние данной меры на рынок находится в пределах 1–4%. То же и с региональными стабилизационными фондами – доля их продукции на рынке составляет не более 4%. Недостаточно, по мнению Президента, задействован инструмент форвардных закупок с хранением продукции у самих фермеров.

– Акимы не должны «кивать» на центр. Ответственность за регион в ваших руках. Правительству поручается совместно с НПП «Атамекен» провести оценку эффективности действующих инструментов и предложить пакет новых, более эффективных мер. Крайне важно иметь систему прог­нозирования спроса, предложения и цен на мировых и особенно сопредельных рынках, – подчерк­нул Касым-­Жомарт Токаев.

Важная проблема – избыточные и непрозрачные посредники.

– Справедливое торговое посредничество – неотъемлемая и необходимая часть рыночной экономики. Но когда посредники «ломают» рынок под себя, получают сверхприбыли за счет производителей и потребителей – это недопустимо. Зачастую существуют весьма устойчивые схемы, с которыми местные власти, судя по всему, не могут разобраться. Правительству совместно с Агентством по защите конкуренции и акимами следует создать комиссии по расследованию подобных посреднических схем в регионах. К этой работе должно подключиться и Агентство финансового мониторинга. Они должны будут разобраться во всей цепочке ценообразования, выйти, как говорится, «в поле» и доложить результаты. Особый упор следует сделать на оптовые рынки крупнейших городов, – поручил Глава государства.

Отдельный вопрос – рост цен на стройматериалы и недвижимость. По некоторым позициям с начала года рост составил поч­ти 100%. По словам Президента, Агентство по защите конкуренции ведет анализ рынка строи­тельных материалов, и уже выявляются сговоры и неконкурентные действия. Реакция на такие случаи, заявил Глава государства, должна быть максимально жесткой.

– Думаю, вы все понимаете опас­ность неконтролируемого роста цен не только на продовольственные товары, но и на строительные материалы. Это же повлечет за собой очень серьезные последствия с точки зрения обеспечения стабильности нашего общества, – обратился Касым-Жомарт Токаев к участникам совещания.

В целом Глава государства поручил Правительству совместно с Национальным банком и другими госорганами принять и реализовать Комплекс мер антиинфляционного реагирования.

Проблемы села – проблемы всей страны

Говоря о вопросах, актуальных для сельского хозяйства, Глава государства особо поднял вызывающую сегодня большое беспокойство проблему – обеспечение животных кормами. Ситуация усугубилась из-за неблагоприятных погодных условий и неэффективного прогнозирования. Только в Мангистауской области количество погибшего скота достигло 3 тыс. голов.

– Акиматами и Министерством сельского хозяйства не были приняты правильные решения. Не проводилась четкая и системная работа. В результате фермеры оказались в трудном положении. Нет никаких конкретных действий и обратной связи. Поэтому фермеры обратились за помощью непосредственно ко мне. Конечно, засуха – природное явление. Я это прекрасно понимаю. Но это только одна сторона вопроса. Прежде всего в такое непростое время профильное министерство должно было принимать оперативные и ответственные решения. Однако министерству не удалось эффективно организовать работу. Поэтому считаю правильным, чтобы министр Сапархан Омаров как лицо, несущее персональную ответственность за ситуацию в отрасли, подал в отставку, – сказал Президент.

Правительству совместно с Нацпалатой «Атамекен» поручено оперативно рассмотреть необходимость временного запрета на вывоз кормов.

Для поддержки наиболее пострадавших фермеров Правительству, акимам и институтам развития предстоит обеспечить реструктуризацию кредитов и выделение дополнительных субсидий на корма. А акиматам совместно с СПК и Минсельхозом – в ускоренном порядке обеспечить льготное финансирование фермеров для форвардного закупа кормов в благополучных регионах.

– Данная проблема будет повторяться. Поэтому, помимо оперативных мер, нужны системные мероприятия по повышению кормообеспеченности отрасли. Следует усовершенствовать субсидирование кормоуборочного оборудования, увеличить объемы форвардного закупа фуража и компонентов для комбикормов. Правительство и институты развития должны принять меры по совершенствованию и повышению доступности страхования от засушливости при кормопроизводстве. Крайне важна прогнозная функция со стороны Правительства, государственных и отраслевых институтов развития и союзов, – добавил Глава государства.

Он также подчеркнул, что и сами фермеры должны ответственно подходить к вопросу обеспеченности кормами.

Затронул Президент в своем выступлении также проблемы нехватки пастбищ, наличия неис­пользуемых сельхозземель, качест­венного водоснабжения сел (как питьевой водой, так и водой для орошения), борьбы со стихийными свалками и другие вопросы.

Доходы, экономика, бюджет

Глава государства отметил, что рост реальных и номинальных доходов населения снизился, а изменения в видах доходов неудовлетворительны.

Президент заявил, что, несмот­ря на увеличение социальных трансфертов, таких как пенсии, пособия и стипендии, доходы населения продолжают снижаться. В этом направлении необходимо принять срочные и масштабные меры. Это позволит повысить трудовые доходы и доходы от предпринимательства, снизить масштабы теневой экономики.

– Особое внимание необходимо уделить ситуации на селе. По моему поручению в Жамбылской области реализован пилотный проект по увеличению доходов сельского населения. Результат неплохой: производство сельхозпродукции увеличилось в два раза, поголовье скота – на 24%. Сократилось количество безработных, получателей адресной социальной помощи, незарегистрированных самозанятых. Правительство должно рассмотреть возможность расширения этого проекта, – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.

Говоря о росте экономики, Глава государства особо остановился на вопросах поддержки отечественных производителей, что является одной из главных антикризисных мер.

– Акимы не раз докладывали о достижении установленных показателей по местному содержанию. Однако проверка достоверности этих данных, проведенная по моему поручению, показала гораздо менее радужную картину, – заявил Президент.

Так, выявлен низкий уровень местного содержания в закупках государственных органов. При увеличении объема закупа на 1,7 трлн тенге доля отечественных товаров, работ и услуг снизилась на 0,2%, составив 41,4%. Акиматы регионов продолжают предоставлять завышенные данные.

– В рамках борьбы с кризисом расходуются деньги бюджета и Национального фонда. Это необходимое решение, – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев. – Но одно из ключевых условий – перерас­пределение этих средств внутри национальной экономики. Пока это достигается далеко не в полной мере. В рамках «Дорожной карты занятости» доля местного содержания составила 71,7% при заявленных акиматами 92,6%.

Правительству поручено до 1 августа разобраться в ситуации и наказать ответственных лиц. А также обеспечить качественный мониторинг достижения плановых показателей по местному содержанию в этом году.

– Следует повысить качество управления внешним и внутренним долгом страны. Это вопрос долгосрочной стабильности государственного бюджета и наших бюджетных возможностей в будущем, – продолжил Президент. – В предстоящие 25 лет ожидается почти шестикратный рост расходов на выполнение принятых и планируемых обязательств государства. К 2025 году прогнозируется повышение доли внешнего долга в структуре правительственного долга с 21% до 49%. В то же время единого документа по подходам к управлению государственным долгом у нас нет. Правительству предстоит разработать Концепцию по управлению государственным и квазигосударственным долгом.

Как отметил Касым-Жомарт Токаев, рост объемов государственных обязательств в период кризиса – процесс неизбежный. Казах­стану в среднесрочной перспективе требуются источники несырьевых доходов. Правительству поручено проанализировать возможность расширения переч­ня товаров, к которым могут применяться экспортные таможенные пошлины (сегодня они установлены только на нефть и нефтепродукты).

– Это могло бы стимулировать поставки на внутренний рынок, то есть помочь решить вопрос цен на строительные материалы, а также вопрос загрузки перерабатывающей промышленности доступным сырьем, – считает Президент.

Инфраструктура и энергетика

Затронул Глава государства и вопросы повышения транзитного потенциала страны.

– Ключевым видом перевозок являются железные дороги. Грузовые поезда занимают свыше 90% в грузообороте. Основной вектор транзита приходится на маршрут Китай – Европа – Китай. Объем перевозок увеличился на 67% за год. Это ключевое направление, и нам необходимо сформировать максимально удобную, «бесшовную» среду для транзита. В то же время имеются факты остановки транзитных поездов для досмот­ра на неадекватно длительный срок. Простой достигает 10 суток. Строгий таможенный контроль, безусловно, нужен, но следует использовать более эффективные и современные формы. Поручаю Правительству рассмотреть вопрос формирования так называемого «зеленого коридора» для транзитных грузов, – сказал Президент.

Также он отметил необходимость повышения пропускной способности и электрификации железнодорожного участка Дос­тык – Мойынты. Для развития Южного коридора Трансазиатской железной магистрали предстоит построить новую линию Дарбаза – Мактаарал между Казахстаном и Узбекистаном. Правительству и фонду «Самрук-Казына» поручено приступить к реализации данных проектов.

– Теперь о качестве автомобильных дорог. Этот фактор играет ключевую роль в повышении транспортного потенциала страны. При этом качество ремонта дорог по-прежнему вызывает справедливые нарекания. Это особенно актуально в отношении платных дорог. Недавние протес­ты «дальнобойщиков» и перевозчиков – тому подтверж­дение. Введение платных дорог – это правильное решение, соответствующее общемировой практике. Строить дороги только за счет бюджета в такой огромной стране невозможно. Кроме того, Казахстан должен зарабатывать на транзите. Но для этого важно обеспечить высокое качество таких дорог и отличный придорожный сервис. Бизнес и граждане должны понимать и, что называется, «чувствовать» новое качест­во дорожной инфраструктуры, – подчеркнул Глава государства.

Прокомментировал Касым-Жомарт Токаев также жалобы бизнеса на необходимость пересмотра утилизационного сбора на автомобили, в первую очередь на седельные тягачи.

– Для грузоперевозчиков утилизационный сбор представляет существенную нагрузку, которая негативно влияет на обновление автопарка. В Казахстане на международных перевозках грузов задействовано 7,6 тысячи седельных тягачей. В России на международных перевозках – 34 тысячи, в Беларуси – 15 тысяч, в Узбекистане – 8 тысяч. Отечественные предприятия теряют позиции на рынке. Мы проигрываем борьбу своим соседям. С 2017 года доля отечественных перевозчиков на рынке международных автомобильных перевозок сократилась более чем в полтора раза, – привел данные Президент.

Он поручил Правительству подготовить предложения по совершенствованию государственной политики в данной сфере.

Остановился Глава государства и на ряде ключевых проектов развития энергетического комплекса.

Так, в период с 2022 по 2025 год необходимо реализовать четыре проекта по строительству парогазовых установок общей мощностью не менее 1 500 мегаватт в Шымкенте, Кызылорде, Талдыкоргане и Туркестанской области.

АВТОР:
Юлия Магер, Анастасия Прилепская

Источник kazpravda.kz

Колонка "Взгляд"