Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Преодолеть недоверие…

Холодно в доме, первый вопрос: чем занимается КСК? Погас свет в подъезде или прорвало трубу в квартире — опять-таки виноват КСК. Так есть ли сегодня на примете хоть один дом, жители которого полностью довольны работой своего кооператива? Ответить на этот простой, казалось бы, вопрос довольно-таки сложно. В чем же причина того недовольства и недоверия, которые жильцы зачастую проявляют в отношении работы своего КСК?

Что входит в обязанности последних, как распределяются общие средства из оплаты за техобслуживание дома и кто же должен решать проблему проржавевших труб в подвале, прохудившейся крыши или грязного двора — в этих вопросах попытался разобраться корреспондент «АВ».

 

Кто же в ответе?

В Актобе действуют 112 КСК и 245 кондоминиумов. Работу каждого из них, как признается начальник городской жилищной инспекции Жулдызбек Бисембин, можно оценить с наступлением отопительного сезона. Как правило, в эту горячую пору телефоны в инспекции просто разрываются от звонков. Жалобы на бездеятельность председателей КСК и кондоминиумов сыплются отовсюду и практически на всех.

— На сегодняшний день нет ни одного КСК и кондоминиума, на который не поступала бы жалоба от горожан. Конечно же, мы проверяем все факты. В случае необходимости применяем меры, — отмечает начальник жилищной инспекции. — Если судить по количеству высказанных нареканий в адрес КСК, то в этом списке лидируют КСК «Ынтымак», «Мекен-5». Меньше всего недовольства проявляют актюбинцы к КСК «Бастама», «Дружба», «Кайнар». Конечно, судить в целом о работе КСК только по звонкам недовольных горожан мы не можем. Но могу заверить актюбинцев, что все председатели, в общем-то, справляются со своими обязанностями. Если же что-то не устраивает жильцов квартир — они вправе сменить своего председателя на общем собрании или выйти из кооператива и создать объект кондоминиума и самим решать проблемные вопросы своего дома. Но зачастую, как показывает практика, большинство недовольных отказывается от возможности самоуправления, перекладывая свои заботы на плечи все тех же КСК.

Основной обязанностью для всех КСК остается управление жилым фондом и поддержание его в достойном состоянии. Как это сделать? В Законе «О жилищных отношениях» четко говорится, что собственники квартир, находящиеся в одном жилом доме, обязаны участвовать в общих затратах по его содержанию. Однако, как замечает Жулдызбек Бисембин, проблема в том, что у многих горожан сложился иждивенческий настрой. Да и финансовый вопрос часто становится камнем преткновения во взаимоотношениях владельцев квартир и КСК. Сегодня средний тариф по городу составляет 15 тенге за квадратный метр. Из него, к примеру, 2,5 тенге идет на оплату дворника, 3 тенге за работу сантехника, 4 тенге — на приобретение материалов. В этой же сумме заложена зарплата бухгалтеру, председателю и другие расходы.

— В любом КСК ведется своя калькуляция, с которой жители домов вправе ознакомиться. Если председатель КСК отказывается раскрывать вам финансовую сторону своей работы, показывать смету расходов, обратитесь к нам в жилищную инспекцию, и мы предоставим всю необходимую информацию. И еще раз напоминаю: в случае недопонимания с председателем вашего КСК можно выйти из состава кооператива и одним домом зарегистрироваться как объект кондоминиума. И тогда вы сами сможете управлять своими же деньгами и использовать их строго на нужды своего дома, — еще раз посоветовал начальник инспекции.

Ошибочно полагать, что на средства за техобслуживание можно произвести ремонт дома. По расчетам чиновника, подобные вопросы можно решить, если увеличить тариф до 100 тенге с квадратного метра. При этом все жильцы должны регулярно и добросовестно оплачивать услуги. Только тогда все будут жить в тепле и не испытывать проблем со светом, страдать от неисправности канализации.

— Но на такой шаг никто ведь не пойдет. Поэтому голословно обвинять в бездействии работников своего КСК, на мой взгляд, неправильно. Каждый председатель сегодня старается разрешать существующие проблемы в меру своих возможностей, — констатирует Жулдызбек Темирбекович.

 

В очередь на ремонт

Кстати, решить проблемные вопросы относительно состояния жилых домов сегодня стало возможным благодаря стартовавшей практически два года назад республиканской программе модернизации ЖКХ. И если раньше вопрос участия в программе воспринимался местными жителями как-то настороженно, сейчас общее число заявок уже приближается к ста. Так, на государственные средства смогли отремонтировать свои дома жители 83 домов Актобе. В рамках термомодернизации им привели в порядок инженерные сети, электропроводку, утеплили фасад, заменили кровлю. Их примеру последовали и жители пятиэтажки по улице Тургенева, № 106, корпус 2. Ремонтные работы завершились здесь в декабре прошлого года. В минувшую пятницу в этот дом наведались представители жилищной инспекции. Ее начальник Жулдызбек Бисембин провел осмотр подвального помещения, где установлен автоматизированный тепловой пункт, и пообщался с местными жителями. На вопрос чиновника, довольны ли горожане проведенными ремонтными работами, жильцы дома ответили утвердительно.

— Каждый год у нас возникали большие проблемы с канализацией, подвальное помещение часто затапливало стоками. Выходили из строя и инженерные сети. Кроме того, крыша протекала постоянно. Порой, заливало аж до первого этажа. Выбивало электроэнергию. Сейчас после ремонта мы защищены от дождя, нам тепло и уютно. Внешний вид нашего дома вызывает зависть у соседей, — признается житель дома Юрий Боровинский.

— Хотелось бы пожелать тем, кто будет участвовать в республиканской программе, — работать в тесном контакте с жилищной инспекцией и подрядчиками, — посоветовала жительница дома Валентина Семенова. — Нас они консультировали во всех вопросах, с их помощью разрешались проблемные ситуации. К тому же, подрядчики в течение двух лет будут курировать наш дом, и в случае аварии неполадки устранят бесплатно. Но самое главное, наш дом теперь не причиняет нам неудобств.

В ходе разговора с жителями дома Жулдызбек Бисембин разъяснил им, что сейчас определяется сумма ежемесячного возврата государственных средств, потраченных на ремонт дома. В зависимости от площади она будет колебаться от 2 до 5 тысяч тенге с одной квартиры.

Начальник инспекции рассказал также, что в нынешнем году по программе термомодернизации в Актобе планируется отремонтировать порядка 80 домов. Из республиканского бюджета на проведение ремонтных работ выделен 1 миллиард 625 миллионов тенге.

— Сейчас на эти дома готовятся дефектные акты. В апреле-мае пройдут тендера на выполнение строительно- монтажных работ, — заметил по этому поводу Жулдызбек Темирбекович.

 

Хозяйка дома

Галина Роменская — яркий пример того, каким должен быть настоящий хозяин своего жилья. Вернее, хозяйка. Галина Семеновна — председатель КСК «Наш любимый дом». КСК, который в прошлом году был признан одним из лучших в стране.

— Семь лет назад, когда дом состоял на балансе КСК «Родник», у нас, жильцов дома по пр. Абилкайыр хана, 6, также однажды возник вопрос: куда уходят наши средства? Учитывая, что здание 1967 года постройки, оно, естественно, нуждалось в тщательном ремонте. Но в тот момент о ремонте даже и речи не шло. Дом стоял обшарпанный, трубы сгнили, канализацию часто прорывало. В подвалах обосновались бомжи, которые разводили там костры. Там даже труп женщины нашли однажды. Неудивительно, что наши дети боялись одни возвращаться домой, — вспоминает Галина Семеновна.

В 2006 году жители дома решаются выйти из состава КСК и зарегистрироваться как кондоминиум. Галина Роменская становится домоуправом. Общими усилиями всех жильцов в доме за год с небольшим поставят насос на холодную воду, проведут горячую. Когда в 2011 году перед жильцами встанет вопрос участия в программе термомодернизации, после многочисленных консультаций, взвешиваний всех «за» и «против», они решатся-таки на большой ремонт. И не пожалеют. Тогда же кондоминиум преобразуется в КСК.

— Сегодня мы живем одним большим домом. Жильцы стали соблюдать порядок. За каждым закреплен график дежурства и уборки в подъездах. И, замечу, никто не отлынивает от уборки. Мы стали ценить общее имущество. Ведь, согласитесь, приятно жить в красивом и аккуратном доме, где все чисто и спокойно. Необходимость в проведении ремонта отпала на несколько лет. А те деньги, которые мы собираем за техобслуживание, идут в накопительный фонд нашего же дома. Летом мы планируем во дворе построить детский городок и огородить часть территории под стоянку для машин жильцов. Кстати, землю вокруг дома мы выкупили в частную собственность, — признается собеседница и продолжает:

— Мы прошли через многое: недоверие, обиды. Сейчас у меня уже сложился определенный авторитет у жильцов. А ведь было время, когда меня тоже обвиняли в воровстве, в том, что я наживаюсь на чужих деньгах. После того, как я разложила на собрании все по полочкам, объяснив, куда же уходят общие деньги, недоверчивые соседи успокоились. Главное, доходчиво объяснить человеку, на что тратятся средства от уплаты за техобслуживание. Ведь финансовый вопрос и становится чаще всего причиной недовольства и недоверия жильцов к КСК, — поясняет хозяйка дома.

В ноябре прошлого года Галина Роменская, как председатель КСК, представляла Актобе на республиканской конференции, посвященной вопросам модернизации ЖКХ. Ее проект преобразования дома после термомодернизации был признан одним из лучших в стране, а проведенную работу КСК посчитали образцовой.

В рамках госпрограммы по модернизации ЖКХ в доме отремонтировали крышу, подъезды, перепроектировали и заменили канализационную систему, установили автоматизированный тепловой пункт, утеплили фасад. Галина Роменская признается, что после ремонта, установки приборов учета давления и расхода воды жильцы всего дома платят за комуслуги практически в два раза меньше.

— Я хоть и коммунальщик — (работала в «Акбулаке», сейчас в «Трансэнерго»), но многие вопросы по управлению жилым домом и для меня были вначале новыми, сложными, даже иной раз непонятными. Но, скажу откровенно, не надо бояться новшеств, — советует Галина Семеновна. — Возникающие жилищные проблемы нужно решать сообща всем домом. И когда жильцы сами содержат свой дом, совместно распределяют средства на необходимые нужды дома, то уходит недопонимание, исчезают те недомолвки, которые сейчас наблюдаются во взаимоотношениях между КСК и собственниками квартир. Конечно же, в этом плане как форма управления наиболее предпочтительней — объект кондоминиума. По крайней мере, мы в этом убедились на своем опыте. Возможно, настал и ваш черед.

Айжан ШАУКУЛОВА

Колонка "Взгляд"