Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Прикосновение к бесконечности

Очень достойно актюбинцы отпраздновали 40-летие эстрадно-духового оркестра городского Дома культуры – одного из брэндовых коллективов области – фестивалем POP&JAZZ Muzik FEST AKTOBE.

Бомонд местного значения

На одной сцене наравне выступали юные духовики и ветераны жанра: сами юбиляры, оркестр школьников «Жас ұлан» из Саздинского сельского округа, ансамбль и оркестр колледжа имени А. Жубанова, оркестр детской школы искусств имени Казангапа, городской духовой оркестр из Уральска и военный оркестр воинской части 6655 Нацгвардии РК.
Художественный руководитель коллектива, отличник культуры РК Сакен Еркегулов вспоминает события сорокалетней давности:
– Первая репетиция состоялась 12 января 1982 года в драмтеатре, хотя числились мы на базе парка имени Пушкина. Классическая картина: оркестр при парке. Инициаторами его создания являются тогдашний руководитель управления культуры Кази Жасекенов и наш первый худрук Владимир Фоменко. Я влился в 1986 году, а руководителем стал после смерти Владимира Никифоровича. Что мы играем? Все и джаз. Специально музыка для духовых оркестров не пишется, но где бы он ни звучал, остается эталоном академических притязаний общества.
Один из номеров гала-концерта – «Oblivion» Астора Пьяццоллы – посвящался артистам коллектива, ушедшим в мир иной, на экране за сценой мелькали имена и портреты.

Маршем под музыку

Откуда берет начало духовой оркестр, рассказал уроженец Мартука и выпускник единственного в СНГ Московского института военных дирижеров Парахат Кундебаев, дирижер оркестра воинской части 6655 Нацгвардии:
– Да, в нашем коллективе собраны самые древние инструменты – труба и барабан. Безусловно, и ударные, и духовые за тысячи лет здорово трансформировались и разрослись до групп, но никто не оспорит первенство рожка, барабана и набата. Изначально инструменты были ритуальными или сигнальными, и сегодня эти функции за ними остаются. Возможно ли представить армию без вдохновляющего музыкального сопровождения? Невозможно. А во времена, когда не в каждом городе был музыкальный коллектив, квартирование воинского формирования означало танцы под духовой оркестр и большую радость жителей. В России военные оркестры появились при Петре Первом, упор делался больше на барабанщиков, чем на духовиков (шестнадцать к девяти). И если профессия военного предполагает выходные или увольнительные, то военные музыканты на протяжении веков работают в очень напряженном режиме не только во время боевых действий. Что касается оркестра части 6655, то, помимо торжеств, мы ежедневно обеспечиваем музыкальное сопровождение смены караула.
Уральский городской духовой оркестр создан в 1991 году, на его открытии присутствовали такие звезды казахстанской духовой музыки, как главный дирижер Государственного духового оркестра Канат Ахметов, профессор Юрий Клушкин, заслуженные артисты РК Танатар Нуралиев и Тимур Ткишев, другие.
– На свой ближайший концерт в честь 20-летия Молодежного творческого центра ждем выдающихся современных артистов: Артура Оренбургского, Дениса Марьева, Ирину Левину, Жанну Орынбасарову, Дину Хамзину, старого друга Каната Ахметова и других, – рассказал о коллективе его художественный руководитель Олег Яриков. Молодой дирижер Мадениет Мендыгалиев добавил:
– В наших планах – сотрудничество с другими оркестрами, работа с дирижерами из разных регионов. Хотим провести битву оркестров – это очень интересная сценическая форма. Потихоньку приучаем свою публику к джазу. Одной из главных задач считаем популяризацию духовых инструментов и оркестра, с этой целью готовим программы для выступлений в школах, колледжах и вузах Уральска. Наше участие во всех городских и областных мероприятиях обязательно.

Рекорд Актобе

О своем коллективе рассказал руководитель оркестра духовых и ударных инструментов ДШИ имени Казангапа Даулет Измагамбетулы:
– Основан Куанышем Дуйсембаевым в 2017 году, всего в составе 17 ребят. Если отталкиваться от мизерного числа детских духовых оркестров в Казахстане, то два в нашем городе – рекорд! Я имею в виду и «Жас ұлан» из поселка Сазды. В инструментальной музыке понятие конкуренции имеет крайне положительное значение: она выступает развивающим фактором – глядя друг на друга, дети играют лучше и лучше. Наши ребята талантливы необыкновенно, но мало кто из них свяжет судьбу с профессией музыканта, ведь тогда придется успевать на нескольких работах, чтобы иметь мало-мальски приличный доход. Их родители не будут настаивать на таком выборе. Приведу опыт Запада: там духовики стоят в очереди, чтобы устроиться на работу по специальности, потому что их труд оплачивается достойно, а у нас не хватает инструменталистов, особенно духовиков! Давайте вспомним, что на международных форумах страну, помимо дипломатов, обычно представляют артисты. Но кто из культработников может похвастать высокой зарплатой? Считаю, что государство должно направить серьезные средства на поддержание музыкантов, и не только играющих на народных инструментах – без музыки академической мы не впишемся в мировое сообщество. Более того, там, где главенствует музыка, не страшен никакой кризис. Поэтому важно поощрять человека, чья рука тянется за домброй или саксофоном. Лично я домброй овладел в четыре года – отец научил. Потом были гитара, баян, аккордеон, синтезатор, саксофон. Сейчас осваиваю дудук. В университете имени Махамбета Утемисова учился по классу гобоя (кстати, я пока единственный гобоист в Актобе), а мастерству дирижирования – в магнитогорской магистратуре. Правда, работать приходится больше педагогом. Замечу, что с детьми не так просто, особенно когда у них, помимо музыкальной школы, еще спортивная секция, художественный лицей, какие-то кружки… Я нашел ключик и знаю, что мои воспитанники при ДШИ имени Казангапа без духового оркестра жить не могут.

Сердце оркестра

Открытие «POP&JAZZ Music FEST» началось с возложения цветов к памятнику Ахмета и Газизы Жубановых на площади перед городским Домом культуры. Продолжавшийся два дня праздник завершился гала-концертом и награждением участников. Юбиляра отметили медалями и благодарственными письмами. От имени акима Актобе аким района Астана нашего города Айбек Купенов вручил медали отличников культуры Дмитрию Гайдаржи, Геннадию Чену и Кажмурату Нурышеву. Главный специалист управления культуры, архивов и документации Манаргуль Утекешова вручила благодарственные письма от лица руководителя управления Алтынай Юнисовой, а Назира Табельдинова – премии от отраслевого профсоюза.
– Долгое время этот оркестр был единственным в Западном Казахстане, потом появились такие же в Уральске, Актау, – напомнил директор ГДК Муратбек Дарибаев, награждая юбиляров. – Сегодня коллектив по-прежнему брэнд города и ДК, я с радостью разделяю с музыкантами их праздник.
Сакен Еркегулов назвал барабанщика Азамата Беркешева сердцем оркестра, когда директор ГДК вручал второму премию. Это определение расшифровал сам ударник:
– Оркестр – организм, который должен работать слаженно и гармонично. Да, барабанщик задает темп, а в музыке это главное – сердцебиение должно быть ровным. Если я буду плавать, то оркестр будет тонуть.
Фактически полиинструменталист Азамат Беркешев «начал подстукивать в ансамбле лет с пяти», как признался сам артист:
– Родители – музыканты. С ансамблем, в котором работали, они гастролировали по Сибири, в частности, по Байкало-Амурской магистрали, и я с ними. Актюбинское музыкальное училище окончил по классу валторны у Евгения Солдатова. Помимо валторны и ударных, играю на гитаре. Благодаря диплому музыканта в 1994-1996 годы служил в Президентском оркестре Нацгвардии.
Праздник музыки – явление из области бесконечности. Жить с музыкой или без нее – личный выбор каждого из нас. «АВ» регулярно публикует афиши концертов ГДК и областной филармонии – не пропускайте их и подключайтесь к бесконечности.
Татьяна ВИНОГРАДОВА

Фото предоставлены Актюбинским ГДК

Колонка "Взгляд"